Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:09, курсовая работа
Центральный банк - центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов.
Введение 3
Глава 1 Центральный банк, его задачи и правовое положение 5
1.1 История создания ЦБ РФ 5
1.2 Правовой статус Центрального банка РФ
1.3. Организационная структура Центрального банка РФ
Глава 2 Функции и полномочия Центрального банка РФ
2.1 Полномочия Центрального банка РФ
2.2 Функции Центрального банка РФ 21
Глава 3 Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ
3.1 Основные направления кредитно-денежной политики ЦБ
3.2. Эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ 29
Заключение
Список использованных источников
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. [13]
Принципы организации деятельности Банка России, изложенные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:
— Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, российское объединение инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для его деятельности;
— национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров;
— задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров;
— когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждениями, предназначенными для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;
— Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.
Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, носящим, прежде всего качественный характер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.
В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 23 департамента:
— Сводный экономический департамент;
— Департамент исследований, информации и статистики;
— Департамент бухгалтерского учета и отчетности;
— Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;
— Департамент методологии и организации расчетов;
— Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности;
— Департамент пруденциального банковского надзора;
— Департамент по организации банковского санирования;
— Департамент иностранных операций;
— Департамент регулирования денежного обращения;
— Департамент эмиссионно-кассовых операций;
— Департамент информатизации;
— Юридический департамент;
— Департамент внутреннего аудита и ревизий;
— Административный департамент;
— Департамент подготовки персонала;
— Департамент операций на открытом рынке;
— Департамент контроля за деятельностью кредитных организации на финансовых рынках;
— Департамент валютного регулирования и валютного контроля;
— Департамент инспектирования кредитных организаций;
— Департамент телекоммуникаций;
— Департамент полевых учреждений;
— Департамент общественных связей. Подразделениями Банка России являются:
— Представительство Банка России в Федеральном собрании Российской Федерации;
— Главное управление безопасности и защиты информации;
— Главное управление недвижимости;
— Управление специальной связи.
Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления.
Принципы организации деятельности Банка России можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние: система действующих законов и норм международного права; степень независимости ЦБ и подотчетности Государственной Думе Федерального Собрания России.
Внутренние: организационная структура, где выделено 23 департамента; распределение ответственности в руководстве Центрального банка; кадровый состав; статус территориальных подразделений.
Внутренние принципы организации деятельности Центрального банка вытекают из функций Совета директоров, который во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.
Совет директоров — это высший исполнительный орган Центрального банка России, который отвечает за практическую реализацию его целей и задач. Он принимает решения по таким вопросам, как:
— создание и ликвидация учреждений и организаций Банка России;
— установление обязательных нормативов для кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке»;
— величина резервных требований, порядок формирования резервов кредитными организациями;
— изменение процентных ставок Банка России;
— определение лимитов операций на открытом рынке;
— участие в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
— применение прямых количественных ограничений;
— выпуск и изъятие банкнот и монет из обращения, общий объем выпуска наличных денег;
— внесение в Государственную Думу предложений об изменении уставного капитала Банка России;
— утверждение порядка работы Совета директоров и назначение главного аудитора Банка России;
— утверждение внутренней структуры Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;
— определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом. [12]
Банк России, ЦБ РФ, главный банк РФ, осуществляющий основные функции в сфере регулирования кредитно-денежных, валютных, финансовых отношений в стране. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности ЦБ РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами. ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе РФ, независим в своей деятельности в пределах установленных федеральными законами полномочий. В соответствии с Конституцией страны денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Основная функция ЦБ РФ - защита и обеспечение устойчивости рубля. Данную функцию ЦБ РФ осуществляет независимо от других органов государственной власти. ЦБ РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным законодательством, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты ЦБ РФ не могут противоречить федеральным законам. Для реализации возложенных на него функций ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики Правительства РФ; эмиссия наличных денег, организация изъятия их из обращения на территории РФ осуществляются исключительно ЦБ РФ. Им же разрабатываются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, которые рассматривает Государственная Дума и принимает решение. ЦБ РФ является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. ЦБ РФ является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в т.ч. клиринговых, систем в РФ. Устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. ЦБ РФ является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эту функцию в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».
ЦБ РФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, другие предприятия, учреждения и организации.
Ранее было сказано о том, что ЦБР является единственным органом денежно-кредитного регулирования РФ. В рамках данного правового статуса ЦБР проводит денежно-кредитную политику РФ в целом, основные направления которой ежегодно изменяются. В связи с этим согласно п. 1 ст. 115 БК РФ ЦБР совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и представляет их на рассмотрение Государственной Думы РФ. При разработке основных направлений денежно-кредитной политики государства должны быть приняты во внимание изменения, происшедшие в экономическом развитии страны за истекший год или планируемые в ближайшее время.