Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Центральный банк занимает особенное место в банковской системе. Возникновение Центральных банков исторически связано с централизацией банковской эмиссии (выпуска) в руках наиболее надежных, общеизвестных коммерческих банков. Действительно, когда все коммерческие банки выпускали банкноты, то участники соглашений, которые не знали эмитента банки, могли отказаться принимать деньги, выпущенные им. Следовательно, постепенно в обращении оставались только банкноты, выпущенные наиболее надежным банком, которому доверяли все. Так в конце ХІХ - началу ХХ века возникают центральные эмиссионные (а затем - просто Центральные) банки. В самой их названию отображен тот факт, что они являются осью, центром кредитной системы.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы функционирования Центрального
банка………………………………………………………………………..5
1.1. История возникновения центральных банков (XVIII-XX вв.)……5
1.2. Зарубежный опыт функционирования центральных банков……..6
1.3. Основные функции и операции центральных банков……………..7
Глава 2 Становление и развитие Национального Банка РК………….14
2.1. Становление Национального Банка……………………………….14
2.2. Основные функции и операции Национального Банка РК……....19
Глава 3 Денежно-кредитное регулирование Национального
Банка РК…………………………………………………………………...23
3.1. Роль денежно-кредитной политики Национального Банка
в экономике РК……………………………………………………………23
3.2. Цели и приоритеты денежно-кредитной политики Национального
Банка Республики Казахстан на 2010-2011 годы……………………….25
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………35
В целях обеспечения банков краткосрочной тенговой ликвидностью Национальный Банк Республики Казахстан с августа 2007 года увеличил объемы проведения операций обратного РЕПО, начал проводить операции валютного СВОП под залог иностранной валюты, а также под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке Республики Казахстан в свободно-конвертируемой валюте. Также Национальный Банк Республики Казахстан возобновил практику досрочного погашения собственных краткосрочных нот.
Кроме того, Национальным Банком Республики Казахстан была введена новая форма займов рефинансирования, а именно краткосрочные займы под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке Республики Казахстан в национальной валюте. Данные операции рефинансирования проводились со сроком 7 дней.
За период с августа по декабрь 2007 года Национальным Банком Республики Казахстан были проведены операции обратного РЕПО в объеме 723,9 млрд. тенге, операции валютного СВОП – 4043,1 млрд. тенге. По состоянию на конец декабря 2007 года объем непогашенной банками задолженности перед Национальным Банком Республики Казахстан по операциям обратного РЕПО составлял 4,0 млрд. тенге, по операциям валютного СВОП – 123,8 млрд. тенге.
Начиная с августа 2007 года, значительно сократился спрос со стороны банков на краткосрочные ноты, в результате чего в обращение выпускались ноты со сроками обращения только 28 дней. Объемы операций Национального Банка Республики Казахстан по привлечению депозитов проводились в незначительных объемах. Это было связано с отсутствием «свободной» ликвидности банков.
В результате объемы нот в обращении сократились до 228,9 млрд. тенге (в целом за 2007 год – снижение на 57,1%), объемы депозитов банков в Национальном Банке Республики Казахстан – до 9,9 млрд. тенге (в целом за 2007 год – снижение на 92,4%).
На внутреннем валютном рынке в августе-декабре 2007 года Национальный Банк Республики Казахстан выступал преимущественно в качестве продавца иностранной валюты. Объем нетто-продаж иностранной валюты достиг 6,5 млрд. долл. США.
Итогом операций Национального Банка Республики Казахстан на внутреннем рынке стало пополнение ликвидности банков второго уровня на 58,2 млрд. тенге за август-декабрь 2007 года.
В августе Национальным Банком Республики Казахстан был пересмотрен механизм минимальных резервных требований. Изменения были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов, что позволило банкам дополнительно высвободить, по оценке, 150 млрд. тенге. Данные изменения вступили в силу с 9 октября 2007 года.
Кроме того, в июле 2007 года были приняты изменения в нормативы минимальных резервных требований. В соответствии с ними норматив по внутренним обязательствам снижается с 6% до 5%, а норматив по иным (включая внешние) обязательствам повышается с 8% до 10%. Учитывая, что в структуре обязательств банков второго уровня объем иных обязательств превышает объемы внутренних обязательств, данными изменениями предполагалось дополнительно «связать» часть избыточной ликвидности банков. Введение данных нормативов планировалось с августа 2007 года.
Однако с учетом возникновения проблем банков с ликвидностью сроки вступления в силу новых нормативов минимальных резервных требований были перенесены на 1 июля 2008 года.
Результатом мер Национального Банка Республики Казахстан в 2007 году стало существенное замедление темпов роста денежного предложения. За 2007 год произошло сжатие денежной базы на 2,5% (в 2006 году – расширение на 126,4%) до 1464,3 млрд. тенге. По предварительным данным за 2007 год денежная масса увеличилась на 25,5% (за 2006 год – на 78,1%) до 4613,7 млрд. тенге, наличные деньги в обращении – на 23,1% (на 45,9%) до 739,7 млрд. тенге.
3.2. Цели и приоритеты денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2010-2011 годы.
В Основных направлениях денежно-кредитной политики республики на 2010 год Национальным банком были представлены три сценарных варианта развития экономики при цене на нефть на уровне 30, 50 и 70 долларов за баррель соответственно. По итогам девяти месяцев текущего года можно сказать, что пока реализуется третий сценарий, предполагающий, что средняя мировая цена на нефть в текущем году будет 70 долларов за баррель. Однако делать какие-либо выводы относительно итогов 2010 года пока преждевременно. При отсутствии значительных внешних шоков основные параметры денежно-кредитной политики сохранятся в прогнозируемых пределах, поэтому Национальный банк не планирует вносить какие-либо коррективы в свои прогнозы.
После спада производства во многих отраслях во второй половине 2009 года, в январе-сентябре текущего года отмечаются позитивные тенденции в макроэкономическом развитии Казахстана. При этом увеличение выпуска наблюдается в большинстве основных видов экономической деятельности. В частности, в таких отраслях, как горнодобывающая, обрабатывающая промышленность, торговля, транспорт, связь. Одним из основных факторов, способствующих оживлению деловой активности в нынешнем году, является расширение внутреннего спроса, а именно рост потребительского спроса и стабильная инвестиционная активность. Темпы роста денежного предложения в экономике в январе – августе 2010 года оставались стабильными. Так, за 8 месяцев 2010 года денежная база расширилась на 3%, денежная масса увеличилась на 12,5%. Что касается внешних факторов, то ситуация на мировых товарных рынках является благоприятной с точки зрения ценовой конъюнктуры на основные позиции казахстанского экспорта. В этих условиях Нацбанк проводил сбалансированную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности цен, стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны. В феврале 2010 года Национальным банком был ассиметрично расширен валютный коридор. С 5 февраля он равен 150 тенге за доллар (+)10%, или 15 тенге, (-)15%, или 22,5 тенге. В настоящее время ситуация на валютном рынке остается стабильной при минимальном участии Национального банка на внутреннем валютном рынке. Нацбанк на постоянной основе анализирует ситуацию с ликвидностью банковского сектора. В 2010 году проблем с ликвидностью у банков нет. Ситуация на потребительском рынке также стабильная. В 2010 году денежно-кредитная политика проводится в соответствии с принятыми Основными направлениями ДКП на 2010 год. И нашей основной целью сейчас является удержание годовой инфляции в пределах 6–8% по итогам 2010 года.
Национальный банк обладает достаточно сильным инструментарием, который позволяет сдерживать инфляционное давление в экономике. Это и управление официальной ставкой рефинансирования, и установление минимальных резервных требований для банков второго уровня, и выпуск краткосрочных нот НБ РК, и прием депозитов банков.
При этом, несмотря на то что официальная ставка рефинансирования и нормативы минимальных резервных требований в настоящее время находятся на минимальном уровне, объемы выпускаемых краткосрочных нот и привлекаемых от банков депозитов достаточно высокие. Так, за январь – сентябрь 2010 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем выпущенных краткосрочных нот увеличился в 2,5 раза – до 2,5 триллиона тенге. Это составило 93,2% от общего спроса участников рынка на данные виды государственных ценных бумаг. Объем нот в обращении в сентябре 2010 года по сравнению с декабрем прошлого года вырос в 2,1 раза – до 1 014,4 миллиарда тенге. В январе – сентябре 2010 года Национальный банк выпускал краткосрочные ноты со сроком обращения 3 и 6 месяцев. От банков в январе – сентябре 2010 года было привлечено депозитов на сумму 13,6 триллиона тенге, что на 25,4% больше, чем в январе – сентябре 2009 года. Остатки по депозитам банков в Национальном банке снизились на 24,8% по сравнению с декабрем 2009 года до 367,5 миллиарда тенге на конец сентября 2010 года. За этот период Национальный банк привлекал от банков второго уровня депозиты сроком на 7 дней по ставке 0,5% и на 1 месяц по ставке 1%. В январе – сентябре 2010 года посредством выпуска краткосрочных нот и привлечения депозитов от банков было стерилизовано 419,7 миллиарда тенге. Сохранению инфляции на низком уровне также способствуют меры Национального банка по обеспечению стабильности обменного курса тенге.
Безусловно, обеспечение стабильности цен в Казахстане является основной целью денежно-кредитной политики Национального банка, и это закреплено законодательно. Однако решение этого вопроса также является актуальным и для Правительства, включая отраслевые ведомства и местные исполнительные органы. Поскольку высокая инфляция, неадекватная складывающимся макроэкономическим условиям, не выгодна никому. При этом сейчас всем понятно, что поскольку инфляция – это многофакторное и очень сложное явление, только монетарных рычагов для ее управления недостаточно. Здесь необходимы сбалансированность и продуманность действий всех государственных органов, вовлеченных в процесс обеспечения стабильности на потребительском рынке страны.
Поэтому в 2010 году Национальный банк совместно с Правительством проводит ряд мер в рамках антиинфляционной политики государства. Есть ряд программных документов, в рамках которых эта работа регулируется и координируется. Для стабилизации ситуации на потребительском рынке основные усилия направлены на предотвращение необоснованного роста цен на основную группу товаров и услуг для населения. Также принимаются меры по насыщению внутреннего рынка товарами первой необходимости, пресекаются факты недобросовестной конкуренции, злоупотреблений субъектами рынка своим доминирующим положением. Кроме того, в регионах республики принимаются меры по пополнению запасов продовольственной продукции. Под обеспечением внутренней и внешней устойчивости национальной валюты подразумевается обеспечение низких темпов инфляции и стабильного обменного курса тенге. И на этот вопрос можно уверенно ответить, что таких проблем в 2010 году не возникало. Уровень инфляции находится в пределах прогнозируемого на текущий год коридора 6–8%. Что касается курса тенге, то с конца 2009 года наметилась тенденция укрепления национальной валюты, а в течение 2010 года курс тенге к доллару изменялся в узком диапазоне 146,41–148,40 тенге за 1 единицу американской валюты. В 2010 году ситуация на внутреннем валютном рынке стабилизировалась, чему способствовали меры Национального банка, а также благоприятная ценовая конъюнктура на основные позиции казахстанского экспорта. Более того, с конца 2009 года наметилась тенденция укрепления национальной валюты. В 2010 году Национальному банку удалось восполнить объем золотовалютных резервов. Так, за 9 месяцев текущего года объем покупок иностранной валюты Национальным банком на внутреннем валютном рынке превысил 2,5 миллиарда долларов. При этом большая часть данных операций пришлась на начало года, тогда как в последние месяцы участие Национального банка на внутреннем валютном рынке минимально. Если сравнивать политику Нацбанка в отношении обменного курса в 2010 году, то она значительно отличается от политики, проводимой в 2008–2009 годах. В конце 2008 года – начале 2009 года на внутреннем валютном рынке отмечалось значительное нарастание негативных девальвационных ожиданий. При этом Национальный банк принимал значительные усилия по обеспечению стабильности обменного курса и сохранению неявного коридора в пределах 120 тенге за доллар ± 2%. Только за период с октября 2008 года по февраль 2009 года НБ РК использовал более 9 миллиардов долларов на обеспечение стабильности обменного курса тенге. Мировой финансовый кризис, начавшийся во второй половине 2007 года, негативно отразился на функционировании экономики, в том числе и на развитии финансового сектора Казахстана, обозначив проблемы с ликвидностью в банковском секторе, вызванной необходимостью погашения внешних обязательств банков при отсутствии возможности рефинансирования из внешних источников. В этих условиях Национальный банк проводил политику, направленную на обеспечение стабильности финансового сектора страны, в результате чего были увеличены объемы предоставляемой банкам краткосрочной ликвидности, досрочно погашались ноты Национального банка, расширялся перечень залогового обеспечения при предоставлении займов рефинансирования. Был смягчен механизм минимальных резервных требований, а также постепенно снижены нормативы минимальных резервных требований. Эти меры Национального банка способствовали постепенному восстановлению банковской ликвидности. Объем ликвидности банков в Национальном банке в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года увеличился в 3 раза, составив 1,3 триллиона тенге. В 2010 году ситуация с банковской ликвидностью несколько меняется. Достигнув пикового значения в марте 2010 года, объем резервов банков, размещенных в инструментах Национального банка, начал постепенно снижаться. Так, по итогам сентября 2010 года он составил 1,5 триллиона тенге, что на 21,6% меньше по сравнению с объемом на конец марта 2010 года. При этом, несмотря на то что ситуация с ликвидностью в банках значительно улучшилась, они продолжают проявлять осторожность на рынке кредитования. Естественно, что обеспечение необходимого уровня денежного предложения и объема кредитования экономики банками является фактором, стимулирующим ее рост, однако низкая кредитная активность банков может стать серьезным барьером для роста экономики. Так, за январь – август 2010 года кредиты банков уменьшились на 2,5%, при этом кредитование юридических лиц снизилось на 1,6%, физических – на 4,8%. В основе снижения кредитной активности лежит падение кредитования в иностранной валюте. С начала года кредитование в национальной валюте увеличилось на 3,3%, а в иностранной валюте – снизилось на 8,7%. Рост рисков в сегменте валютного заимствования, снижение интереса к этому виду займов со стороны потенциальных заемщиков, а также работа АФН в части ужесточения требований по формированию провизий по кредитам, предоставленным в иностранной валюте заемщикам, не имеющим валютной выручки, – все это оказывает воздействие на состояние валютного сегмента кредитного рынка. Но несомненно, что меры государственной финансовой поддержки по мере выхода из кризиса должны снижаться, однако у нас есть проблемы сырьевой направленности экономики Казахстана, которая несет в себе значительные внешние риски, обусловленные зависимостью от мировых цен и спроса на нефть и газ. Поэтому для поддержания устойчивых и динамичных темпов экономического роста и построения сбалансированной экономики в перспективе необходимо отходить от привязки к динамике развития мировой экономики. Диверсификации экономики и развитию несырьевых отраслей будет содействовать Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию экономики страны на 2010–2014 годы (ГПФИИР). Для содействия процессу реализации ГПФИИР и в целях финансовой поддержки несырьевых отраслей за счет банковского кредитования разработана «Дорожная карта бизнеса-2020».
В «Дорожной карте бизнеса-2020» предусмотрено три направления: поддержка новых бизнес-проектов, финансовое оздоровление предприятий, поддержка экспортоориентированных производств. Финансовая часть программы заключается в субсидировании государством части процентной ставки по кредитам банков и в частичном гарантировании кредитов. При ставке кредита в 14% государство компенсирует по первому направлению 7%, а по третьему направлению – 8%, при этом размер выдаваемой гарантии достигает 50% от суммы кредита. Естественно, когда государство оплачивает часть процентной ставки по кредиту заемщика и он получает заем под 7% или 6%, а также выступает гарантом по половине суммы займа, то риски по таким займам для банков существенно снижаются, и они более охотно идут на выдачу кредитов таким заемщикам. Завершение процесса реструктуризации в трех проблемных банках, улучшение макроэкономической ситуации в Казахстане и преодоление в целом негативных последствий кризиса в мировой экономике, а также реализация «Дорожной карты бизнеса-2020» – все это должно изменить отношение банков к кредитным операциям на внутреннем рынке и способствовать активизации их деятельности. Надеемся, что к концу текущего года рост отрицательной динамики кредитования будет приостановлен и начнется процесс восстановления кредитного рынка, который позволит завершить 2010 год пусть с небольшим, но плюсом.Одна из актуальных проблем экономики и задач банковского сектора – наращивание объемов кредитования реального сектора. В сентябре 2010 года банковские кредиты начали расти в номинальном выражении. В сентябре можно отметить начавшийся рост кредитования, однако, в целом по итогам девяти месяцев наблюдается снижение, поэтому однозначно говорить о переломе отрицательного тренда и росте кредитования пока рано, хотя глубина падения по итогам сентября 2010 года снизилась. В сентябре 2010 года по сравнению с августом кредитование увеличилось на 0,6%. Рост по юридическим лицам составил 0,7%, а по физическим – 0,2%. За январь – сентябрь кредиты банков в экономике уменьшились на 2% (за январь – август 2010 года – на 2,5%). При этом кредитование юридических лиц снизилось на 0,9%, физических – на 4,6%. В основе снижения кредитной активности лежит падение кредитования в иностранной валюте. И это главная тенденция, наблюдаемая в течение всего года. За январь – сентябрь 2010 года кредиты в иностранной валюте снизились на 9,7%, до 3 341,9 миллиарда тенге, тогда как кредиты в национальной валюте выросли на 5,3%, составив 4 151,4 миллиарда тенге. В результате удельный вес тенговых кредитов по сравнению с декабрем 2009 года повысился с 51,6% до 55,4%. Поскольку практически в течение всех 9 месяцев текущего года валютные займы ежемесячно снижались более высокими темпами, чем росло кредитование в тенге, и доля их, несмотря на снижение, остается достаточно значительной, то эта ситуация, соответственно, оказывает влияние и на показатели всего рынка в целом. Помимо высоких рисков в сегменте валютного кредитования и снижения потребительского спроса на валютные займы, значительное влияние на него оказывает деятельность Агентства финансового надзора по созданию отрицательных стимулов для выдачи кредитов в иностранной валюте. С сентября 2009 года АФН ужесточило требования к банкам по созданию провизий по займам, выданным заемщикам, не имеющим валютной выручки, заработной платы, и (или) валютные риски которых не покрыты соответствующими инструментами хеджирования со стороны заемщика. В целом же ситуация на кредитном рынке стабилизируется, и здесь есть ряд позитивных моментов. По результатам ежеквартального обследования кредитного рынка, проведенного Национальным банком в октябре 2010 года, отмечается незначительный рост спроса на кредиты со стороны корпоративного бизнеса, сопровождающийся некоторым смягчением кредитной политики банков, а также продолжается оживление розничного рынка кредитования, происходящее преимущественно в сегменте потребительских займов и стимулировании кредитной активности Мировой финансово-экономический кризис существенно ухудшил качество кредитного портфеля казахстанских банков и заставил их вести более осторожную кредитную политику, взвешенно подходить к кредитной деятельности и адекватно оценивать все риски. Высокий уровень кредитного риска и неудовлетворительное качество кредитного портфеля пока еще остаются проблемными сторонами казахстанской банковской системы. Понятно, что качество портфелей определяет политику банков и сдерживает их в принятии новых рисков, то есть в смягчении требований к заемщикам, а это в свою очередь ограничивает выдачу новых займов. Поэтому, несмотря на то что ситуация с ликвидностью в банках значительно улучшилась, они продолжают проявлять осторожность на рынке кредитования. Однако мы видим, что постепенно ситуация меняется в лучшую сторону, и наши опросы банков по кредитному рынку сигнализируют о постепенном восстановлении кредитной активности. Конечно, форсировать этот процесс и выходить на докризисные показатели кредитования при существующих проблемах кредитного портфеля практически невозможно. Необходимо сначала решить вопрос очистки балансов банков от проблемных активов. Банки не спешат списывать проблемные займы, поскольку это связано с вопросами налогообложения, и при списании таких займов ранее созданные банками провизии считаются доходом и облагаются налогом. В настоящее время на рассмотрении Парламента находятся изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс. По инициативе АФН и Нацбанка статья 90 Кодекса дополняется пунктом 2-1, где расширяются основания для непризнания доходом снижения сумм провизий (резервов), ранее отнесенных на вычеты, при уменьшении размера требований к должнику. Думаю, что в случае принятия эта поправка снизит налоговое бремя для банков второго уровня при списании либо реструктуризации сумм безнадежной задолженности и ускорит процесс очищения банков от проблемных кредитов.
Эксперты МВФ, представляя доклад по странам нашего региона, вновь отметили высокую долларизацию казахстанской экономики. Этот вопрос «преследует» тенге на протяжении всего его существования. В чем специфика нынешней ситуации, каковы угрозы в связи с этим, и каковы позиция и политика Нацбанка в этом вопросе? Проблема долларизации экономики присуща многим развивающимся странам и странам с переходной экономикой, а не только Казахстану. В широком смысле – это степень использования любой иностранной валюты, а не только доллара США в качестве средства обращения, накопления, единицы расчета. Уровень долларизации везде разный и зависит от многих факторов, но в основном это
реакция населения и юридических лиц на экономическую и финансовую нестабильность, на высокий уровень инфляции. В нашей стране часть населения традиционно использует иностранную валюту как средство сбережения, особенно в период кризиса, и как меру стоимости на рынках дорогостоящих товаров – с одной стороны. А с другой стороны, присутствие иностранной валюты у нас обусловлено сырьевым «долларовым» экспортом, формирующим основную долю доходов экономики. Основной показатель, с помощью которого измеряют степень долларизации экономики, – это соотношение депозитов в иностранной валюте к объему денежной массы. В преддверии кризиса, в 2007 году, самым низким он был в июне, когда достиг 19,8%, и с июля стал постепенно расти. В феврале 2009 года в связи с проведением одномоментной девальвации тенге показатель вырос с 37,2% (январь 2009 года) до 43,3% и сохранял позицию выше границы 40% практически в течение всего 2009 года. В текущем году ситуация улучшается, и уровень долларизации снижается. Минимальное значение по текущему году достигнуто в сентябре – 31,3%. Снижению степени долларизации способствуют различные меры госрегулирования, в том числе и по дестимуляции валютного кредитования и снижению привлекательности валютных депозитов. За январь – сентябрь 2010 года кредиты в иностранной валюте снизились на 9,7%, в национальной валюте выросли на 5,3%. Аналогичная ситуация складывается и на депозитном рынке, здесь снижение депозитов в иностранной валюте составило 8,5%, а рост депозитов в тенге достиг 26,9%. При этом надо признать, что иностранная валюта будет присутствовать в нашей экономике, поскольку экспорт сырья осуществляется за валюту, а также мы нуждаемся в ней для импорта отсутствующих у нас товаров и услуг. Значительный объем наличной иностранной валюты хранится и на руках у населения, поскольку невозможно заставить население считать деньгами только национальную валюту, запретив иностранную. В то же время слишком высокая степень долларизации ведет к росту теневой экономики, затрудняет процесс регулирования налично-денежного обращения, инфляции. Здесь необходимо соблюдать определенный баланс, не допуская сильных перекосов в ту или иную сторону. Основной задачей в этом направлении по-прежнему остается процесс укрепления доверия к национальной валюте и приостановления роста долларизации, ускорившейся в 2008–2009 годах. За чертой «валютного фронта»
Информация о работе Центральный банк государства, его сущность и операции