Центральный банк государства, его сущность и операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Центральный банк занимает особенное место в банковской системе. Возникновение Центральных банков исторически связано с централизацией банковской эмиссии (выпуска) в руках наиболее надежных, общеизвестных коммерческих банков. Действительно, когда все коммерческие банки выпускали банкноты, то участники соглашений, которые не знали эмитента банки, могли отказаться принимать деньги, выпущенные им. Следовательно, постепенно в обращении оставались только банкноты, выпущенные наиболее надежным банком, которому доверяли все. Так в конце ХІХ - началу ХХ века возникают центральные эмиссионные (а затем - просто Центральные) банки. В самой их названию отображен тот факт, что они являются осью, центром кредитной системы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретические основы функционирования Центрального
банка………………………………………………………………………..5
1.1. История возникновения центральных банков (XVIII-XX вв.)……5
1.2. Зарубежный опыт функционирования центральных банков……..6
1.3. Основные функции и операции центральных банков……………..7
Глава 2 Становление и развитие Национального Банка РК………….14
2.1. Становление Национального Банка……………………………….14
2.2. Основные функции и операции Национального Банка РК……....19
Глава 3 Денежно-кредитное регулирование Национального
Банка РК…………………………………………………………………...23
3.1. Роль денежно-кредитной политики Национального Банка
в экономике РК……………………………………………………………23
3.2. Цели и приоритеты денежно-кредитной политики Национального
Банка Республики Казахстан на 2010-2011 годы……………………….25

Заключение………………………………………………………………..33

Список использованной литературы……………………………………35

Файлы: 1 файл

Центральный банк государства, его сущность и операции Капанов Таир 321 группа.doc

— 285.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Республики Казахстан

ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

Институт «АТиСО»

 

 

 

 

Финансово-экономический факультет

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Деньги. Кредит. Банки»

на тему: «Центральный банк государства, его сущность и операции»

 

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса 321 группа

Капанов Таир Кайнарович

Руководитель:

Суханбердина Бибигуль

Батиркаировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Уральск – 2011г.

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………3

 

Глава 1   Теоретические основы функционирования Центрального

банка………………………………………………………………………..5

1.1.   История возникновения центральных банков (XVIII-XX вв.)……5

1.2.   Зарубежный опыт функционирования центральных банков……..6

1.3.   Основные функции и операции центральных банков……………..7

Глава 2   Становление и развитие Национального Банка РК………….14

2.1.   Становление Национального Банка……………………………….14

2.2.   Основные функции и операции Национального Банка РК……....19

Глава 3   Денежно-кредитное регулирование Национального

Банка РК…………………………………………………………………...23

3.1.   Роль денежно-кредитной политики Национального Банка

в экономике РК……………………………………………………………23

3.2. Цели и приоритеты денежно-кредитной политики Национального

Банка Республики Казахстан на 2010-2011 годы……………………….25

 

Заключение………………………………………………………………..33

 

Список использованной литературы……………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Центральный банк занимает особенное место в банковской системе. Возникновение Центральных банков исторически связано с централизацией банковской эмиссии (выпуска) в руках наиболее надежных, общеизвестных коммерческих банков. Действительно, когда все коммерческие банки выпускали банкноты, то участники соглашений, которые не знали эмитента банки, могли отказаться принимать деньги, выпущенные им. Следовательно, постепенно в обращении оставались только банкноты, выпущенные наиболее надежным банком, которому доверяли все. Так в конце ХІХ - началу ХХ века возникают центральные эмиссионные (а затем - просто Центральные) банки. В самой их названию отображен тот факт, что они являются осью, центром кредитной системы.

Центральные банки имеют особенный правовой статус, обусловленный тем, что они соединяют в себе отдельные черты банковского учреждения и государственного органа управления. Центральные банки осуществляют банковские операции, которые проносят доход (кредитование коммерческих банков, операции с ценными бумагами на открытом рынке, операции с иностранной валютой и тому подобное), но целью проведения этих операций нет получения прибыли. Центральные банки используют эти операции как инструменты управления денежным рынком (как инструменты монетарной политики), руководствуясь государственными интересами и действующим законодательством.

Независимо от того, кто является владельцем капитала Центрального банка (а Центральные банки могут быть государственными, акционерными или со смешанной формой собственности), банк является юридически самостоятельным. Это важно, поскольку позволяет Центральному банку не зависеть от краткосрочных целей правительства, и сосредоточивать усилие на достижении долгосрочной макроэкономической стабильности.

В настоящее время в большинстве стран с развитой рыночной экономикой Центральные банки либо вообще никому не подотчетные, либо подотчетные высшему законодательному органу государственной власти и являются независимыми от органов государственной власти в установленные целевых ориентиров монетарной политики и в выборе инструментов регуляции денежного обращения. Независимость Центрального банка не может быть абсолютной, ведь монетарная политика, которую определяет Центральный банк, является составляющей общей экономической политики государства. Она взаимодействует с фискальной, инвестиционной, ценовой, структурной политикой. Как проводник монетарной политики Центральный банк должен учитывать общеэкономические цели и согласовывать свои действия с правительством и другими государственными учреждениями, которые формируют общеэкономическую политику государства. На степень независимости Центрального банка определенным образом влияет порядок назначения и освобождения высшего руководства банка. Во многих развитых странах управляющий Центральным банком либо назначается Президентом страны, либо избирается высшим законодательным органом государственной власти, причем на сроки, которые превышают срок полномочий правительства (например, в США - на 14 лет, в Японии - на 5 лет и тому подобное). К тому же отзывать высшее руководство центрального банка либо достаточно сложно, либо вообще невозможно.

Что касается взаимоотношений Центрального банка с правительством по поводу финансирования дефицита государственного бюджета, то чтобы правительство не имело возможности оказывать давление на Центральный банк, во многих странах Центральному банку законодательно запрещается предоставлять правительству прямые кредиты на финансирование бюджетного дефицита, а также запрещается покупать государственные ценные бумаги на первичном рынке. Операции с ценными бумагами Центральные банки могут осуществлять только на вторичном рынке с целью регуляции денежного обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы функционирования Центрального

Банка

1.1. История возникновения центральных банков (XVIII-XX вв.)

 

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало подвергать ее жесткой регламентации; коммерческим банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. Такое право было закреплено исключительно за эмиссионными банками. Так сложилась двухуровневая банковская система, состоящая из многочисленных коммерческих банков и одного центрального эмиссионного банка. В Англии – это Английский банк, во Франции – Французский банк, в США со времени издания федерального акта в 1913 году функционируют двенадцать федеральных резервных банков, входящих в единую Федеральную резервную систему США, в РФ – Центральный Банк России (Банк России). Эмиссионные банки играют особую роль в кредитной системе каждой страны, осуществляющей рыночные преобразования. В самом названии центрального банка, как мне кажется, отражается роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы, он становится важным инструментом регулирования экономики. Первые центральные банки возникли примерно 300 лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанк образован в 1668 г.), но повсеместное их распространение относится лишь к концу XIX - началу XX вв. Исторически центральные банки возникали как акционерные компании, наделённые особыми полномочиями. В большинстве стран функции центрального банка закреплялись за наиболее крупными банками.

      В 1859 году были приняты решения, положившие начало развития кредитно-банковской системы России. Реформа банковского дела была проведена указами Александра П. Коммерческий банк России был преобразован в Государственный банк с новым Уставом. Устав Государственного банка содержал свыше 200 статей, составляющих две главы: глава первая «Устройство банка и его операции», глава вторая «Управление Госбанка». Устав видоизменялся вплоть до 1917 года. Октябрьский переворот 1917 года, мероприятия, последовавшие за ним, завершили целый этап истории кредитной системы. На протяжении последующего 70-летнего периода для кредитной политики Росси были характерны многочисленные зигзаги, крутые повороты. К концу периода «военного коммунизма», когда товарно-денежные отношения в стране были принудительно ликвидированы, кредитная система за ненадобностью была практически уничтожена.

     В 20-е годы в связи с возрождением разных форм собственности, рыночной ориентации экономики Советское правительство восстанавливает кредитную системы в виде Государственного банка, отраслевых и территориальных коммерческих банков, обществ взаимного кредита, кредитной кооперации. В конце 20-х годов Советское правительство встало на путь отказа от многоукладной экономики, свертывания негосударственных форм собственности. Вторичная после 1917 года ликвидация рыночной модели кредитной системы сопровождалась созданием гигантских государственных банковских монополий. Характерной чертой нового Государственного банка стала работа по единому плану, утвержденному «сверху», жесткая зависимость от административно-командной системы. Эта система лишала банк права на самостоятельность. Относительное спокойствие царило в банковской системе практически до 1988 года. Именно тогда Правительство подписало постановление о ликвидации старой модели Госбанка СССР и создании двухуровневой банковской системы. Почти одновременно в стране начался процесс возрождения разных форм собственности, рыночной ориентации экономики.

 

1.2.           Зарубежный опыт функционирования центральных банков.

 

Центральный банк США.

 

Структура и операции Федеральной резервной системы.

    Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит: 1) из 12 федеральных резервных банков; 2) из большого количества банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913 г. все банки – члены Федеральной резервной системы должны были: а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков; б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7% до 13%  суммы вкладов до востребования. Федеральные резервные банки были обязаны иметь резерв в золоте и законных платежных средствах в размере 35% своих депозитов. Таким образом, пассивы федеральных резервных банков состоят: 1) из собственных капиталов, созданных за счет паевых взносов банков-членов; 2) из банкнотной эмиссии 3) из банковских депозитов, представляющих собой резервы банков – членов ФРС.

    Сосредоточение в федеральных резервных банках денежных резервов коммерческих банков явилось фактором экономии наличных денег и в другом отношении – благодаря развитию безналичных расчетов, которые стали в широких размерах осуществляться через федеральные резервные банки.

    Вместе с тем создание ФРС усилило централизацию банковской системы США и господство крупных банков – цитадели финансовой олигархии. С конца 1915 г. по август 1972 г. удельный вес ФРС в общем числе американских коммерческих банков поднялся с 28% до 41%, а в общем числе их депозитов – с 48, до 78%. Хотя членами ФРС являются многие банки, решающее влияние в ней имеет лишь небольшое число крупных и крупнейших банков.

    В августе 1935 г. был принят закон, внесший некоторые организационные изменения в ФРС. Смысл этого закона заключается прежде всего в дальнейшей централизации банковской системы США. Все штатные банки с депозитами не менее 1 млн. долл. Были обязаны в определенный срок вступить в члены ФРС; права центральных органов ФРС были значительно расширены: во главе ФРС был поставлен Совет управляющих (в составе 7 членов, назначаемых президентом США на 14 лет), которому дано право определять учетные ставки федеральных резервных банков, изменять нормы обязательных резервов банков-членов, устанавливать нормы кредитования под ценные бумаги, утверждать выбранные резервными банками советы директоров. Был создан также особый Комитет по операциям на открытом рынке, причем все федеральные резервные банки должны следовать его указаниям при проведении своих операций на открытом рынке.

    Ресурсы федеральных резервных банков образуются за счет: 1) эмиссии банкнот – федеральных резервных билетов; 2) приема депозитов, главным образом от банков-членов и от казначейства. Незначительная часть средств федеральных резервных банков состоит из их собственных капиталов (оплаченного и добавочного).

    Со времени огосударствления золотых запасов, осуществленного в 1934 г., федеральные резервные банки перестали быть хранителями золотых резервов страны, но в активе их баланса числились золотые сертификаты, представляющие собой бумажные знаки золота, сосредоточенного в государственном казначействе.

    Главной активной операцией федеральных резервных банков является покупка государственных ценных бумаг. По сравнению с этим незначительную сумму составляют ссуды федеральных резервных банков банкам-членам.

    Федеральные резервные банки являются по преимуществу кредиторами государства. Но средства, вложенные ими в государственные ценные бумаги, в конечном счете используются в интересах корпораций, так как затрачиваются государством в значительной мере на оплату госзаказов и покупку товаров. Кроме эмиссионных (федеральных резервных) банков, банковская система США включает: 1) коммерческие банки, 2) инвестиционные банки, 3) взаимно-сберегательные банки, 4) банкирские дома.

Информация о работе Центральный банк государства, его сущность и операции