Безработица и проблемы ее преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить причины, виды и последствия безработицы в Республике Казахстан, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов безработицы;
анализ безработицы в Республике Казахстан
пути её преодоления

Файлы: 1 файл

эконом теория.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

 
Даже по официальной статистике, которая умеет занижать отрицательные  показатели доля населения с доходами, ниже величины прожиточного минимума, в І квартале 2007 года составляла 11,6%. Во II квартале эта доля снизилась до 11,1%, в III квартале выросла до 13,8% как раз на этот периода пришелся пик спада цен на жилье, новый рост инфляции и замедление экономического роста, в IV квартале снова снижение до 9,6%. Только в І квартал 2008 года небольшой рост до 10,6%. Для оценки уровня инфляции для малоимущих, то есть для граждан, имеющих доходы ниже официального прожиточного минимума в данном регионе, специалисты использовали данные по динамике стоимости минимального набора продуктов питания. В целом по стране этот набор за полгода подорожал на 20,6%. Однако быстрее всего растут цены на продукты, которые составляют основу рациона беднейших слоев населения.. В такой ситуации по итогам 2008 года стоимость минимального набора продуктов питания может возрасти не менее чем на 30%, а рост тарифов за платные услуги составит 18–20%. Инфляция для бедных почти вдвое превышает официальный уровень, а это уже означает обнищание этой части населения. Показатели уровня бедности (глубина и острота )отображены в таблице 3 
Таблица 3 – Показатели бедности в Республике Казахстан в региональном разрезе* (в процентах)*

 
 

 

 
Глубина бедности 

 
Острота бедности

 
2007

 
2008

 
2007

 
2008

 
Республика Казахстан

 
2,4

 
2,3

 
0,8

 
0,7

 
Акмолинская

 
4,5

 
2,1

 
1,7

 
0,7

 
Актюбинская

 
2,4

 
1,1

 
0,9

 
0,3

 
Алматинская

 
4,1

 
4,8

 
1,4

 
1,7

 
Атырауская

 
1,9

 
3,4

 
0,5

 
1,1

 
Восточно-Казахстанская

 
1,9

 
1,8

 
0,6

 
0,5

 
Жамбылская

 
1,6

 
1,8

 
0,4

 
0,4

 
Западно-Казахстанская

 
2,2

 
1,8

 
0,7

 
0,4

 
Карагандинская

 
1,7

 
1,2

 
0,5

 
0,4

 
Костанайская

 
1,4

 
1,3

 
0,3

 
0,4

 
Кызылординская

 
4,6

 
4,9

 
1,4

 
1,7

 
Мангыстауская

 
5

 
5,5

 
1,3

 
1,4

 
Павлодарская

 
1,6

 
1,2

 
0,5

 
0,3

 
Северо-Казахстанская

 
3

 
2,3

 
0,9

 
0,8

 
Южно-Казахстанская

 
2,3

 
2,4

 
0,6

 
0,6

 
г. Астана

 
0,3

 
0,3

 
0,1

 
0,0

 
г. Алматы

 
1,4

 
2,0

 
0,4

 
0,5

 
*Источник: Данные Агентства Республики  Казахстан по статистике


 
Усиливаются такие негативные тенденции, как ухудшение физического здоровья, сокращение средней продолжительности  жизни, рост преступности, увеличение дифференциации доходов различных групп населения, ухудшение социальной защищенности, социальная деградация части населения и др. Результаты исследований качества жизни населения региона дают возможность придать действиям региональных органов управления конкретные направления, адресность и временные параметры. Социально-экономическая ситуация в регионах РК предопределяет необходимость проведения социологических исследований проблем качества жизни населения и поиск более надежных критериев и показателей качества населения, которые позволят органам государственной и региональной власти осуществлять регулирующее воздействие на процессы формирования и повышения качества жизни населения региона. Корректное использование показателей удовлетворенности жизнью при оценке ее качества связано с необходимостью учета определенных ограничений, а именно: 

  1. зависимости степени удовлетворенности от уровня самих потребностей, 
  2. ее зависимости от компаративного фона
  3. зависимости от темпоральной асимметрии оценок, 

обусловленности степени удовлетворенности: 

      1. характером социальных отношений
      2. общепринятыми нормами поведения
      3. манипулированием массовым сознанием
      4. степенью свободы выбора
      5. личностными особенностями людей

Улучшение качества жизни возможно по трем основным направлениям: 

  1. удовлетворение социально-значимых потребностей населения;
  2. коррекция ценностно-целевых ориентации человека, формирование разумных человеческих потребностей
  3. рост, возвышение потребностей населения.

Возможные модели управления процессами улучшения качества жизни могут быть направлены на:

  1. выживание людей
  2. их адаптацию к меняющимся социально-экономическим условиям
  3. социальную самореализацию.

Успешное  управление процессами повышения качества жизни населения возможно на основе принципов: 

  1. единства социальной и экономической политики
  2. баланса экономической эффективности и социальной защиты населения
  3. стандартизации социальной самореализации
  4. дифференцированного подхода
  5. адресной социальной поддержки
  6. социального выравнивания городских территорий
  7. программно-целевого принципа
  8. рационального использования ресурсов
  9. социального партнерства
  10. компаративно-состязательного принципа
  11. обратной связи 

 
Сейчас идут частые дебаты по поводу того, какой подход для решения  проблемы безработицы нужен: кейнсианский или неоклассический. Продумаем оба этих варианта.  
 
Для выхода из кризисной ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Если оно этим не займется, то кто тогда будет поднимать экономику? Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Это как? Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. Национальная Академия Наук Республики Казахстан имени Сатпаева на данный момент располагает отменными кадрами, которые ценятся даже за рубежом, но почему-то наше правительство закрыло глаза на их проблемы. У многих других более мелких научно-исследовательских институтов также одна проблема – отсутствие средств, а сколько можно было бы достигнуть, если бы им предоставили свободу действий. 
 
Вторым ключом решения проблемы безработицы со стороны государства является улучшение работы центров занятости. В городе Алматы из-за невозможности найти работу через организации по трудоустройству безработные и незанятое население сформировало свою «биржу труда» - это проспект Сейфуллина. Так не только в Алматы, но и в других районных центрах республики – я уверен. Качественная работа центров занятости заметно бы уменьшила уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды «челночников» для обеспечения своего существования. А, так как, «челночники» относятся к теневой экономике, а они сейчас составляют около 35% валового внутреннего продукта страны, то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Но этого всего нельзя добиться без поддержки народа Республики Казахстан. Как сказал президент Н.А. Назарбаев на презентации своей новой стратегии вывода страны из кризиса «Казахстан-2030» - «… мы (правительство) не сможем осуществить все эти реформы без должной поддержки народа республики, так как именно народ Казахстана единственный кто может поднять страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться на то, что придет заграничный бизнесмен, проинвестирует в страну миллионы долларов и жить станет лучше. Такого не будет». И думаю, что не только я соглашусь с этим высказыванием.

 

 

 

 

 

 

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Еще относительно недавно слово «безработица» ассоциировалось исключительно с Западом. Сейчас, увы, безработица стала неотъемлемой частью нашей с вами жизни. И тот из нас, кто лично ее не испытал, все равно наглядно знаком с проблемой на примере своих близких и знакомых. Даже временная потеря работы серьезно отражается на психологическом самочувствии человека: он переживает стресс. Западные исследователи утверждают, что на один процент прироста безработицы приходится два процента роста попыток суицида. В Казахстане никто в таком ракурсе проблему не рассматривал, поэтому мы можем лишь гадать. Но догадки оптимизма не прибавляют. В Казахстане существует профессиональная дискриминация по признаку пола. Огромное значение работодатели придают возрасту кандидатов. При этом возрастной ценз у мужчин и женщин существенно отличается. Все чаще руководитель указывает в своей заявке, что ему нужны сотрудники – мужчины до 40 лет, в то время как возраст женщины не должен превышать 35. Чем обусловлен такой подход, толком никто объяснить не может, но при этом очевидно (только почему-то не для работодателей), что опыт работы и профессионализм у тех, кому за 40, значительно выше, чем у молодых. В обход Конституции работодатели устанавливают разный уровень оплаты труда мужчинам и женщинам, выполняющим одинаковую работу. В среднем на один заработанный мужчинами доллар приходится семьдесят центов заработка женщин.  
 
При этом к женщине предъявляют значительно больше требований. 
Итак, для женщин: возраст до 35 лет, опыт работы в данной сфере не менее 10 лет, высшее образование, презентабельная внешность, знание хотя бы одного иностранного языка, умение работать на компьютере, наличие авто, отсутствие детей. Большинство из перечисленного скорее всего не понадобится, но в заявке обязательно указано. Для мужчин  список требований короче и скромнее: высшее образование, опыт работы не менее 5 лет, знания ПК, наличие автомобиля. 
 
Объясняется очень просто – большинство работодателей мужчины, а им (что естественно) проще работать с представителями своего пола, нет нужды выбирать выражения, если что–то не так, можно и кулаком по столу.  
 
С женщинами такой метод в ряде случаев может спровоцировать далеко идущие последствия. В Республике Казахстан были приняты «Закон о занятости населения», новый Кодекс законов о труде, стали появляться биржи труда. Но, как говорится, закон - законом, а у нас рыночные отношения, и часто работодатель чувствует себя главной фигурой. Он уверен, что на предлагаемое место всегда найдутся желающие. Как результат - позволяет себе некорректные, а иногда и противоправные действия. В некоторых частных предприятиях предусматривается так называемый «испытательный срок» для новичков. Его продолжительность часто доходит до трех месяцев.  
 
Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов. 
Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне. 
 
Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.  
 
На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов).  
 
Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как: выплата пособий по безработице, служб занятости (бюро по трудоустройству). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  
    Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда», учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ, 1999. 
  2.  
    Безработица в Казахстане продолжает расти. Информационное Агентство «Казах-ЗЕРНО», 15.02.2009 
  3.  
    Журнал «Казахстан. Экономика и жизнь», №4, 1995 г. 
  4.  
    Журнал «Казахстан. Экономика и жизнь», №4, 2005. 
  5.  
    Канат Берентаев. Экономика без рук, 19 января 2009
  6.  
    Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.- М., 1948.
  7.  
    Липсиц И.В. Экономика. – М., 2006. – С. 304.
  8.  
    Назарбаев Н.А. «Казахстан-2030», Алматы, 1996. 
  9.  
    Национальное Статистическое Агентство «Статистический пресс-бюллетень», том 1-2, Алматы, 2006. 

 
 
 

 

 


Информация о работе Безработица и проблемы ее преодоления