Безработица и проблемы ее преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить причины, виды и последствия безработицы в Республике Казахстан, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов безработицы;
анализ безработицы в Республике Казахстан
пути её преодоления

Файлы: 1 файл

эконом теория.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  курсовой работы  заключается в том, что из-за экономического кризиса в стране на 1 апреля 2009 года полностью или частично приостановили производство 642 предприятия с общей численностью работающих 245 тысяч человек. 87, 3 тысячи наемных работников заняты неполный рабочий день или находятся в отпусках без содержания. В связи с этим увеличился уровень безработицы в стране - с 6, 6 до 7%. Только за первый квартал 2009 года численность безработных составила 589, 6 тысяч человек. Для стабилизации рынка труда, а также обеспечения региональной занятости и переподготовки кадров правительством предусматривается выделить не менее 140 млрд тенге из республиканского бюджета. Дополнительные ресурсы на финансирование стратегии занятости - 51 млрд тенге - будут выделены и из местных бюджетов. 

В настоящее время составлен прогнозный баланс сокращения работников и создания новых рабочих мест. При его составлении были учтены все категории граждан трудоспособного возраста. Так, по данным антикризисных программ местных исполнительных органов, при пессимистическом развитии событии предполагается, что в 2009 году еще 136 тысяч человек могут остаться без работы. Таким образом, прогнозируемая потребность в трудоустройстве, по данным министерства труда и соцзащиты, составит 378 тысяч человек на этот год. На содействие занятости этих безработных ориентирована специально разработанная “дорожная карта”, реализация инновационных проектов которой, по предварительным прогнозам, только в текущем году поможет создать не менее 350 тысяч новых рабочих мест: более 120 тысяч - на селе, 22, 2 - в ходе реализации 136 проектов МИТ, 14 тысяч - ФБН “Самрук-Казына. Помимо прочего большое место отводится привлечению безработных к общественным работам.

Так, в 2008 году в общественные работы были вовлечены свыше 100 тысяч безработных. Ежегодно к этим работам будет привлечено еще 50 тысяч человек. Кроме того, в целях социальной поддержки безработных, по словам министра труда, наряду с выплатой адресной социальной помощи, по поручению президента страны, “из государственного фонда социального страхования будет увеличен максимальный период выплаты по безработице - с 4 до 6 месяцев.

Цель  курсовой работы: изучить причины, виды и последствия безработицы в Республике Казахстан, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • изучение теоретических аспектов безработицы;
  • анализ безработицы в Республике Казахстан
  • пути  её преодоления

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень безработицы в Казахстане один из самых низких в СНГ 

 

В недавнем послании народу Казахстана «Социально-экономическая  модернизация - главный вектор развития Казахстана» президент Нурсултан Назарбаев дал поручение правительству разработать эффективную программу занятости, реализация которой будет направлена на повышение уровня доходов населения: «По моему поручению правительство утвердило принципиально новую программу обеспечения занятости. В ней поставлены три важные задачи.

Во-первых, создание эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве. Во-вторых, содействие развитию предпринимательства на селе. В-третьих, повышение мобильности трудовых ресурсов, приоритетное трудоустройство в центрах экономической активности Казахстана». Между тем программы занятости, пусть и под другими названиями, действуют в нашей стране уже не первый год. И до сих пор их работа не вызывала нареканий.

По итогам 2011 года Госагентство по статистике показало, что безработными являются лишь 5,4 процента экономически активного населения, или чуть больше 400 тысяч человек. Пик роста безработицы приходится на 1998 год, когда в результате внутреннего экономического кризиса работу потеряли более 13 процентов трудоспособного населения страны. Вторую волну спровоцировал недавно прокатившийся мировой кризис, в результате которого, по данным Госстата, безработными стали более 8 процентов экономически активного населения. На сегодняшний день рынок труда восстановился, и страна вплотную подошла к неплохим показателям 1993 года с уровнем безработицы менее 6 процентов населения.

В целом по стране уровень безработицы невысок  по сравнению не только с развивающимися, но и с развитыми странами мира. Государственную статистику на рынке труда не омрачил даже неожиданный для мировой экономики финансовый кризис. Массовые увольнения в 2009 году, приведшие к пику безработицы, прекратились к началу прошлого года. Стабилизация ситуации в сфере занятости позволила руководству страны назвать Казахстан тихой гаванью мировой экономики.

Максимальное  пособие безработного - чуть больше 18000 тенге. Сумма пособия начисляется  исходя из официальной заработной платы  гражданина на последнем месте работы. Получаемое пособие ничтожно мало, особенно для жителей крупных городов. Система постановки безработного на учет достаточно сложна, очереди отнимают много сил и времени, а уволенные с одним или несколькими высшими образованиями вряд ли согласятся переучиваться на маляра или сантехника. Поэтому граждане часто отказываются от официального статуса безработного и предпочитают искать работу самостоятельно.

Большой процент среди зарегистрированных безработных составляют женщины  и сельские жители. Для большинства женщин, состоящих на учете, биржа - не площадка для поиска новой работы, а источник небольшого денежного пособия. Они, как правило, целиком заняты семьей и домом, живут на доходы работающего мужа. Сельские жители, которые регистрируются в качестве безработных, также не стремятся найти работу, ведь реализация продукции с собственных огородов и подсобных хозяйств для многих является основным источником существования.

Обе категории  граждан не могут в полной мере подходить к понятию «безработный», в соответствии с которым они обязаны в течение ближайшей недели приступить к предлагаемой им работе.

Предприниматели и экономисты, изучающие рынок  труда в стране, опираются прежде всего на данные Госстата. Применяемые  ими методы подсчетов более тщательные. Они учитывают большее количество людей, нуждающихся в работе или помощи государства, а не ограничиваются теми, кто принес заявление в районную службу занятости.

А между тем  прошедшая недавно волна кризиса  узаконила повсеместную практику не массового увольнения сотрудников, а перевода на одно- или двухдневную трудовую неделю с уменьшением заработной платы либо отправления в неоплачиваемые отпуска. В результате руководители компаний сэкономили на компенсационных выплатах. В первую очередь это коснулось жителей небольших городов с градообразующими предприятиями и ограниченными возможностями поиска работы.

Потерявшим  работу остается утешать себя, что  безработица - сегодня не только черта  казахстанской действительности, от нее страдает большинство стран  мира. По данным Международной организации труда, сейчас в мире самый высокий уровень безработицы за всю историю — 210 млн человек, что на 30 млн больше, чем в канун кризиса. Больше половины прироста безработицы в 2007—2010 годах пришлось на развитые экономики и страны Евросоюза (34 страны), хотя в них сосредоточено лишь 15 процентов мировой рабочей силы. Занятость в 2009-2010 годах росла только в восьми странах Евросоюза.

По данным Госстата, в 2011 году наименьший уровень безработицы  в развитых странах зафиксирован в Австралии - 4,3 процента экономически активного населения (в Казахстане, напомним, 5,4 процента). В России он составляет 6,1 процента, чуть больше в Германии - 6,5 процента и Великобритании - 7,8 процента. Лидером является Испания, достигшая 21,3 процента. Ну и под занавес как в прогнозе погоды: в США - 16.

Все вышеперечисленные  достижения Казахстана, когда уровень  безработицы удалось сохранить  чуть ли не на самом низком уровне среди  стран СНГ, стали возможны благодаря  своевременно принятым мерам реагирования в первую очередь со стороны президента нашей республики, а также со стороны правительства.

В своих посланиях  народу Казахстана глава государства  Нурсултан Назарбаев неоднократно отмечал важность сохранения социального  равенства как в межнациональном  и межконфессиональном планах, так и в социальном и экономическом. Реализованные в последние годы «Дорожные карты» показали свою эффективность. Это позволило Казахстану не только избежать процессов рецессии, но даже и выйти на полосу стабильного роста.

К примеру, в 2010 году более 100 тысяч человек были трудоустроены на социальных рабочих местах. Больше того, этот параметр имел еще резерв прочности. Почти 20 тысяч человек в рамках программы так и не были трудоустроены только потому, что не нашлось желающих.

В этом году стартует новая программа занятости. В прошлом году огромные бюджетные средства были перенаправлены на ее пробную реализацию - более 40 млрд тенге. Около 100 тысяч казахстанцев были ею охвачены. В этом году по программе планируется истратить 62,3 млрд тенге с охватом порядка 126 тысяч человек. Предполагается, что со временем годовой бюджет по программе возрастет до 100 млрд тенге. Что же касается эффекта, во время презентации министр труда и социальной защиты населения РК Гульшара Абдыкаликова отметила, что реализация программы позволит снизить уровень бедности с 8,2 до 6 процентов, а уровень безработицы не будет превышать 5,5 процента. Кроме того, достижение таких показателей положительно отразится на повышении благосостояния казахстанцев и обеспечит эффективную реализацию стратегических задач.

Суть  новой программы проста и ясна: повысить уровень доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости. Ориентирована она на безработных и малообеспеченных казахстанцев, но, в отличие от предыдущих программ занятости, большой акцент делается именно на самостоятельно занятых. Именно это позволит сломить ту тенденцию которая сложилась, когда зарплаты снижают дифференциацию доходов, а доходы само занятых ее увеличивают.

Самостоятельно  занятые лица составляют у нас в стране более трети занятого населения. При этом 71,2 процента само занятых приходится на сельскую местность. Неравнозначная картина и по уровню образования. Если среди городского самостоятельно занятого населения 27 процентов имеют высшее образование, треть - среднее специальное, и чуть меньше половины закончили только школу, то на селе аналогичные показатели составляют 8,5, 15 и более 76 процентов. Поэтому на село в программе - особые виды.

Кроме того, важной государственной задачей становится вопрос создания условий для вывода самозанятых в легальную рыночную среду еще и потому, что это связано с пенсионным обеспечением и социальным страхованием. Сейчас подавляющее число самозанятых не платит налогов, не отчисляет накопления в пенсионные фонды. Но когда они состарятся, государство вынуждено будет о них заботиться. А это - дополнительные расходы. И лучше потратиться сейчас на пользу государству, обществу, экономике и людям, чем потом нести бремя обязанностей, никак не связанных с экономическими успехами страны, как сейчас происходит в Греции.

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

1.1. Население  страны с макроэкономической  точки зрения 
Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения страны. 
 
Население (population – POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force - L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force - NL):  
 
К категории «non-labour force» относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию автоматически включаются следующие группы населения: дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды. (Эти категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов.) Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относятся люди, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут: студенты дневного отделения (поскольку должны учиться); вышедшие на пенсию (поскольку уже отработали свое); домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд); бродяги (поскольку просто не хотят работать); люди, прекратившие поиск работы (искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому выбывшие из состава рабочей силы). 
 
К категории «labour force» относят людей, которые работать могут, работать хотят и работу активно ищут. Т.е. это люди, либо уже занятые в общественном производстве, либо не имеющие места работы, но предпринимающие специальные усилия по ее поиску. Таким образом, общая численность рабочей силы делится на две части: 

  •  
    занятые (employed - E) - т.е. имеющие работу, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную. Человек также считается занятым, если он не работает по следующим причинам: а) находится в отпуске; б) болеет; в) бастует и г) из-за плохой погоды; 
  •  
    безработные (unemployed - U) - т.е. не имеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу. Таким образом, общая численность рабочей силы равна: L = E + U.

 
(При этом военнослужащие, находящиеся на действительной воинской службе, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно (если это не оговаривается специально) рассчитывается только для гражданского сектора экономики.) 
Показатели количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу являются показателями потоков. Между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» постоянно происходят перемещения .

Информация о работе Безработица и проблемы ее преодоления