Безналичный расчёт

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать применение безналичных расчётов в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
дать понятие сущности безналичных расчетов, определить их значение в денежном обороте страны;
раскрыть основные принципы организации безналичных расчетов и основные классификации безналичных платежей;
охарактеризовать основные формы безналичных расчетов;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
3
1 Теоретические аспекты организации безналичных расчётов……………...
5
1.1Сущность и значение безналичного денежного оборота…………………
5
1.2 Безналичные расчёты и их роль в экономике……………………………..
9
1.3 Формы безналичных расчётов, их характеристика……………………….
14
2 Исследование безналичных расчётов с использованием кредитных средств обращения в Республике Беларусь…………………………....…...

23
2.1 Организация расчётов с использованием аккредитивов...……………….
23
2.2 Организация и эффективность проведения безналичных расчётов с использованием банковских пластиковых карточек..……………………

29
2.3 Организация расчётов платежными поручениями……………………….
37
2.4 Организация расчётов чеками……………………………………………...
39
2.5 Организация расчётов по инкассо…………………………………………
43
2.6 Вексельная форма расчетов………………………………………………...
45
3 Направления развития безналичных расчётов с использованием кредитных средств обращения…………………………………………..…

49
Заключение……………………………………………………………………...
56
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 144.47 Кб (Скачать)

 Следует заметить также, что карточный бизнес в Беларуси является относительно молодым и развивающимся. Но, как показывает практика, платежной карточке в Беларуси понадобилось всего несколько лет, чтобы из сугубо имиджевого предмета, свидетельствующего о технологической продвинутости банка-эмитента, превратиться в инструмент предложения широкого спектра розничных банковских услуг[13].

Банки Республики Беларусь заинтересованы в повышении эффективности  использования банковских пластиковых  карточек, для чего  осуществляют соответствующие меры.

На сегодняшний день эмитируют  банковские пластиковые карточки международных  и внутренних систем расчетов 24 белорусских банка. Лидером является ОАО «АСБ Беларусбанк», на долю которого приходится 52% от объема эмиссии в республике[12].

На территории Республики Беларусь функционируют внутриреспубликанские  системы расчетов «БелКарт», внутренние частные системы (например, «Нефтекарт», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белпромстройбанк», «Poiskcard» и др.), а также системы  иных государств (Union Card, Золотая корона, Diners Club, JCB и др.) и международные системы расчетов с использованием карточек (VISA, EUROCARD/MASTERCARD и т.п.).

Проведём анализ эмиссии  банковских пластиковых карточек за 2005-2009 гг., исходя из данных таблицы 2.3.

Таблица 2.3 - Динамика количества банковских пластиковых карточек, находящихся  в обращении на территории Республики Беларусь, шт.

Система расчётов

01.01.2005

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2009

01.01.2010

Всего

2 197 397

3 456 808

3 882 511

6 083 900

7 721 300

В том числе:

         

Международных систем расчётов

1 910 154

2 946 036

3 464 365

5 603 800

6 015 900

Внутренних систем расчётов

242 241

491 339

377 380

458 200

1 687 500

Внутренних частных систем расчётов

45 002

19 433

40 766

21 900

17 900


 

Из данных таблицы 2.3 следует, что за анализируемый период количество карточек увеличилось в 3,5 раз, в том числе: международных систем расчетов – в 3,14 раз, внутренних систем расчетов – в 6,96 раз, в то время внутренних частных систем уменьшилось в 2,51 раза, поэтому можно утверждать, что предпочтение отдается международным системам расчетов.

Необходимо отметить, что важной задачей при проведении расчётов пластиковыми карточками наряду с повышением объёма эмиссии данного платёжного инструмента,  увеличением количества объектов инфраструктуры приема карточек и равномерным распределением их по территории страны является рациональное использование созданной сети платежных терминалов, инфокиосков, банкоматов. Данные, приведенные в таблице 2.4 свидетельствуют о значительных резервах,  имеющихся в этой сфере.

 

Таблица 2.4 – Анализ использования  всех объектов программно-технической  инфраструктуры (точек обслуживания) для проведения безналичных операций с использованием банковских пластиковых  карточек по состоянию на 01.07.2009.

Регионы

Кол-во операций, шт.

Сумма операций (млн.руб.)

Кол-во карточек, шт.

Кол-во точек обслуживания, шт.

Кол-во операций на 1 карту, шт.

Сумма операций на 1 точку  обслуживания, шт.

Количество операций на 1 точку обслуживания, шт.

Сумма операций на 1точку  обслуживания (млн.руб.)

Брестская обл.

8911033

191369

814336

6893

10,9

235,0

1293

27,8

Витебская обл.

8966951

194953

719681

6858

12,5

270,9

1308

28,4

Гомельская обл.

11016344

195673

977178

7363

11,3

200,2

1496

26,6

Гродненская обл.

8230912

158223

653493

5444

12,6

242,1

1512

29,1

г.Минск

33750371

930796

1972463

12670

17,1

471,9

2664

73,5

Минская обл.

6635417

178914

664108

6041

10,0

269,4

1098

29,6

Могилёвская обл.

7926977

177286

710116

5778

11,2

249,7

1372

30,7

Всего

85438005

2027214

6511375

51047

13,1

311,3

1674

39,7


 

Из данных таблицы 2.4 видно, что доминирующую позицию по всем критериям занимает г. Минск, в то время, как для Минской области в целом характерна недостаточная эффективность использования имеющихся объектов программно-технической инфраструктуры.

Основную нагрузку по проведению акций, направленных на популяризацию карточек как платежного инструмента для безналичных расчетов, несут банки республики. Организации торговли и сервиса не проявляют должного интереса к данной работе. Вместе с тем только совместные усилия как банков, так и указанных организаций позволили бы получить положительный результат от внедрения программ лояльности, различных маркетинговых акций, бонусных и скидочных программ.

В настоящее время  программы поощрения потребителей — практически единственный маркетинговый  инструмент, создающий ситуацию, когда  каждая из сторон оказывается в выигрыше. Как уже говорилось ранее, с одной  стороны, банк увеличивает количество клиентов (в том числе постоянных), а с другой — количество транзакций по своим карточкам, в то время  как потребитель получает подарки за приверженность банку. В развитых странах, где сформирована потребительская культура, многие банки и платежные системы активно используют в своей работе такие программы. 

Программы поощрения клиентов способствуют более частому использованию  карточки банка для оплаты товаров  и услуг, помогают установить обратную связь с клиентом, своевременно  информировать о новых услугах  и проектах. Как показывает мировой  опыт, наибольшую эффективность демонстрируют  две схемы лояльности:

  • Cash-back: программа лояльности, позволяющая клиенту возвращать на свой счет в банке определенный процент от сделанной им покупки. Например, расплатившись в магазине с помощью кредитной карточки и потратив при этом 100 долл., клиент получает обратно 1 цент.
  • программа лояльности, основанная на поощрении клиента специальными очками (бонусами). При каждой транзакции клиенту на специальный неденежный счет поступает определенное количество очков, напрямую зависящее от суммы покупки. Накопив некоторое количество бонусов, клиент может обменять их на значимый для него подарок: билет на самолет, обед в ресторане, технику, поход в кино и т. д.

В настоящее время у  АСБ «Беларусбанк» самая большая  база держателей карточек, и первоочередная задача, которая стоит перед банком, заключается в увеличении количества банковского оборудования, обслуживающего держателей карточек (банкоматов, инфокиосков, электронных терминалов)[7].

Несмотря на то, что темпы  создания сети платежных терминалов опережают темпы эмиссии карточек, они все же недостаточны. Решение  проблемы увеличения доли безналичных  расчетов в розничном товарообороте  лежит в двух плоскостях:

  1. Создание технической инфраструктуры применения банковских пластиковых карточек и доведение ее до нормативного уровня;
  2. Рациональное и эффективное использование уже созданной сети платежных терминалов.

Решение поставленных проблем  перед рынком банковских услуг, связанных  с применением банковских пластиковых  карточек, Республики Беларусь будет  способствовать увеличению расходов потребителей, а значит,  увеличению потоков  вливаемых средств в платежный  оборот со стороны держателей карточек, экономии издержек при проведении расчетов, аккумулированию капитала и созданию потенциально мощного ресурса для  роста экономики за счет перевода наличных денежных средств на счета  в банки, и формированию инвестиционных фондов невысокой стоимости. Однако достижение этих целей возможно только при относительно стабильном потоке денежных средств со счетов карточек на счета в банке.

 

 

 

2.3 Организация  расчётов платежными поручениями

 

          Срочные платежи применяются: при авансовых платежах (т. е. до отгрузки товара); платежах после отгрузки товара (т. е. путем прямого акцепта товара); частичных платежах при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи имеют место в рамках договорных отношений сторон без ущерба для их финансового положения. Преимущество расчетов платежными поручениями заключается в том, что они обеспечивают относительно простой и быстрый документооборот, максимальное сближение моментов получения покупателями товаров и совершения платежа, возможность для плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг. В общем безналичном обороте эта форма расчетов составляет свыше 80%. Также получает распространение такая форма расчетов, как расчеты платежными требованиями-поручениями. Платежное требование-поручение - требование поставщика (получателя денег) к покупателю (плательщику) оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Особенности реквизитов платежного требования-поручения состоят в том, что они отражают и сумму требования получателя денег, заверенную подписями должностных лиц и оттиском печати, и сумму, которую плательщик поручил банку списать со своего счета. Платежное требование-поручение выписывается поставщиком и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором документами направляется в банк покупателя. Поступившее в банк плательщика платежное требование-поручение оплачивается покупателем только в порядке предварительного акцепта. Заявленный плательщиком отказ от акцепта может быть полным или частичным, но обязательно мотивированным. Срок акцепта (полного или частичного) устанавливается в три рабочих дня, не считая дня поступления в банк расчетных документов. В случае неполучения банком акцепта плательщика по платежному требованию-поручению оно возвращается в банк поставщика с указанием, что расчетный документ не акцептован. Ответственность за обоснованность отказа от оплаты платежных требований-поручений несут плательщики. Платежное требование-поручение принимается банком только при наличии средств на счете плательщика. Расчеты платежными требованиями-поручениями, как и платежными поручениями, не требуют больших затрат на их проведение, однако скорость расчетов по ним несколько ниже. Такая форма расчета способствует укреплению договорных отношений в хозяйстве, поскольку их оформление осуществляет сам получатель платежа - поставщик - сразу же после отгрузки продукции или оказания услуг. Платеж совершается с согласия плательщика после предварительной проверки им расчетных и товарно-транспортных документов поставщика[26].

         Платежное поручение (в дальнейшем –  «поручение»)  представляет  собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку  о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.

     Поручением  могут производиться:

  • расчеты за полученные товары при условии ссылки в поручении  на  номер  и дату товарно-транспортного или иного документа, подтверждающего отгрузку(отпуск) товара;
  • расчеты по нетоварным операциям  (платежи  в  бюджет  и  во  внебюджетные фонды, погашение задолженности  банку  по  ссуде  и  процентам,  переводы средств на выплату заработной платы в пользу отдельных граждан,  оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа);
  • предварительная оплата (в случаях, предусмотренных  нормативными  актами, договорами).  Под  предварительной  оплатой  понимается  оплата  товаров, готовых к отгрузке (отпуску) покупателям к моменту платежа и  отгружаемых (вывозимых) не позднее трех рабочих дней со дня получения  платежа,  если другие сроки не определены договором или  нормативными  актами,  которыми предусмотрен данный порядок расчетов;
  • авансовые платежи (в соответствии с заключенными  договорами). Авансовый платеж  –  сумма  денежных  средств,  перечисленная,  выданная   в   счет условленного  платежа  или  расходов,  по   которым   отчет   будет   дан впоследствии;
  • оплата товарных векселей.

    В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:

  • - платежей в бюджет
  • - погашения банковских ссуд и процентов по ссудам, перечисления средств органам государственного и социального страхования
  • - взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т.д.
  • - приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей, уплаты пени, штрафов, неустоек и др.

     Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк в 2 экземплярах.

     Преимущества данной формы расчетов:

  • Универсальность.
  • Можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты.
  • Простота оформления и прохождения через банк.

      Недостатки  данной формы расчетов:

  • Нет должной гарантии платежа.
  • Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.

Информация о работе Безналичный расчёт