Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:35, контрольная работа
Целью исследования является раскрытие особенностей формирования системы функционирования коммерческих банков как элементов банковской системы России.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- Рассмотреть основные функции Центрального банка Российской Федерации и его роль в рыночной экономике России;
- провести анализ деятельности Центрального банка по развитию банковской системы Российской Федерации;
- разработать основные направления совершенствования деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………….……3
1. Банковская система РФ: ее состав и структура…………………..……4
2. Направления денежно-кредитной политики как часть стратегии развития…………………………………………………………...……………….8
3. Инновации в банковской деятельности как направление стратегии развития сектора…………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….20
На практике нормы обязательных
резервов пересматриваются довольно редко,
поскольку сама процедура носит
громоздкий характер, а сила воздействия
этого инструмента через
Ставка рефинансирования
- очень мощный инструмент воздействия
на нижний уровень банковской системы.
Именно поэтому она относительно
редко изменяется, а ее изменения
влекут за собой значительные последствия
для банковской системы в целом.
Государство не должно допускать
резких изменений ставки рефинансирования.
- Нормы обязательного
Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.
Как известно, повышение
учетной ставки влечет за собой «удорожание»
кредитов и, следовательно, снижение инвестиций.
Этот инструмент денежно-кредитной
политики не всегда использовался грамотно
и часто вступал в противоречия
с другими составляющими
В настоящее время
Девизные операции (валютные интервенции) - это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.
Операции на открытом рынке
- покупка и продажа
Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций.
Основная цель денежно-кредитной заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора.
Подводя итог, отметим, что главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу стратегии развития Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения. Рассмотрим также стратегические направления и рад новшеств в совершенствовании деятельности банковского сектора РФ.
3. Инновации в
банковской деятельности как
направление стратегии
Становление банковского
дела в России имеет свои особенности
и представляет достаточно сложную
задачу. Управление современным банком
как сложным экономическим
Рассмотрим в этом плане некоторые актуальные проблемы российской банковской системы.
1. Вступление России в ВТО в 2012 г. является для российской банковской системы очень серьезным испытанием. Известно, например, что Ассоциация российских банков отрицательно относится к этому вступлению, и эта точка зрения Ассоциации российских банков неоднократно доводилась до сведения Правительства России.
2. Реформа Российской
банковской системы требует
В таких условиях намерение государства о выходе из капиталов российских коммерческих банков выглядит достаточно странным. Такой выход существенно снижает и без того низкую капитализацию большого количества российских коммерческих банков, так и темпы их развития.
3. Современная стратегия
Правительства и Банка России
направлена на то, чтобы коммерческие
банки в полной мере выполняли
свою основную функцию - кредитование
экономики. Банк России имеет
достаточно широкий арсенал
Однако использование
банковских кредитов для финансирования
производства в настоящее время
крайне затруднено. Во-первых, банковские
кредиты очень дороги. Существующая
ставка рефинансирования не позволяет
большинству отечественных
4. Как уже отмечалось
выше, многие российские
Банк России намерен прекратить
взаимное кредитование между российскими
проблемными коммерческими
Динамично меняются виды банковских услуг, формы бизнеса и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. Ясно, что традиционные организационные структуры с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями работников не позволяют банкам быстро адаптироваться к изменениям среды.
За прошедшие года удалось
выполнить намеченные мероприятия
по модернизации банковской системы, созданию
условий роста масштабов
Вместе с тем банковская
система России остается относительно
небольшой и пока не играет той
роли в экономическом развитии, которая
характерна для стран с развитой
рыночной экономикой. Для выполнения
задачи повышения функциональной роли
банковской системы необходимо решить
целый ряд проблем
Государство обязано построить
эффективную банковскую систему. В
условиях монопольного преобладания в
кредитной сфере
Необходимо создать четкую систему сдержек и противовесов денежных властей. С одной стороны, если Банк России не будет независим в проведении денежно-кредитной политики, правительство не сможет удержаться от соблазна решать бюджетные проблемы самым легким путем - эмиссией. С другой - если он не будет отвечать за результаты денежно-кредитной политики с позиций ее положительного или отрицательного воздействия на развитие экономики, то эта политика превратится в чистую формальность.
Теперь о втором уровне
банковской системы - о кредитных
организациях. Они, конечно, должны различаться
по форме: банковские и небанковские;
универсальные и
Нельзя сформировать нормальную,
эффективную частную
Отдельно необходимо сказать
о Сберегательном банке РФ. С одной
стороны, Сбербанк в его нынешнем
виде - основа стабильности российской
денежной системы и единственный
реальный инструмент обеспечения сохранности
вкладов населения в условиях
кризиса. С другой - Сбербанк, как
государственный
Необходимо преобразовать Сбербанк в специализированную государственную кредитно-сберегательную организацию по комплексному обслуживанию физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сбербанк должен стать институциональным инвестором в сфере сбережений населения и не подавлять, а финансировать коммерческие банки.
Монополизация банковской сферы достигла ныне критической черты - 20 крупнейших банков (в основном государственных и олигархических), составляющих ничтожную часть всех кредитных организаций, располагают 2/3 активов всей банковской системы. [6, с. 172-173]
В этих условиях о какой-либо конкуренции в банковской системе говорить не приходится. Вся банковская «конкуренция» - это борьба за бюджетные и подобные ресурсы, за уполномоченность государственных органов и компаний. Печально, что само государство активно препятствует развитию нормальной банковской конкуренции, допуская в те или иные секторы банковских услуг только крупнейшие (по существу монопольные) кредитные организации, вводя при выборе уполномоченных банков ограничения по размеру.
Информация о работе Банковская система РФ: ее состав и структура