Банки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:22, доклад

Краткое описание

Банки — одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности — необходимое условие реального создания рыночного механизма.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...………...3
Сущность коммерческого банка…………………………………………………..4
Система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения…..6
Надзор за деятельностью коммерческих банков………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 39.82 Кб (Скачать)

Коммерческие банки для  повышения надежности и обеспечения  качества работы организуют и осуществляют внутрибанковский контроль или внутренний аудит. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка. Внутренний аудит организационно представлен как структурное подразделение банка и подчиняется руководителю банка. Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными и включают проверку: правильности ведения синтетического и аналитического учета; своевременности отражения операций по счетам клиентов и внутрибанковским счетам; наличия материальных ценностей в натуре и т. д.

При проведении внешнего аудита обязательно определяется наличие  системы внутреннего контроля и  эффективности ее функционирования. Специальной проверки системы внутреннего  аудита не проводится, но в ходе работы внешних аудиторов быстро выявляется уровень учета и контроля в  коммерческом банке. Все существующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков имеют определенную взаимосвязь, которая обусловлена единством целей и задач - обеспечение стабильной и безубыточной деятельности коммерческих банков и банковской системы в целом - при различии способов осуществления контроля.

Банки играют решающую роль в процессе эффективного распределения  накоплений и инвестиций в условиях рыночной экономики и в обеспечении  стабильности всей финансовой системы  в целом. Поскольку банки при  выполнении этой функции принимают  на себя риски, они могут оказаться  неплатежеспособными и потерпеть  банкротство. Когда банк становится банкротом, его вкладчики теряют свои сбережения, что может иметь  разрушительные последствия и повлечь  за собой потерю доверия со стороны  населения ко всей банковской системе. Банки играют центральную роль в реальной экономике, обеспечивая проведение расчетов и платежей, трансформируя требования с точки зрения сроков погашения финансовых инструментов, ликвидности, региональных рисков, а также осуществляя делегированный мониторинг; поэтому основной причиной, по которой следует регулировать деятельность банков, является поддержание уверенности и доверия к банковской системе путем разработки и установления минимальных стандартов, обеспечивающих безопасность и надежность деятельности банков.

Стандарты, определяющие безопасную и надежную деятельность банков, разрабатываются  на международном уровне и трансформируются в национальное законодательство большинства  стран. Эти стандарты в основном имеют форму принципов и рекомендаций и, как таковые, с юридической  точки зрения не являются обязательными  для исполнения.

Регулирующий орган может  издать обязательные нормативные требования для банков, опираясь на базу национального  законодательства.

Посредством документарного анализа и инспекционных проверок надзорный орган контролирует соблюдение банком этих нормативных требований (надзор за выполнением банками установленных  требований) и одновременно проверяет, насколько успешно банк выявляет, отслеживает, управляет и контролирует банковские риски, чтобы надзорный  орган мог быть уверен, что банку  удастся избежать серьезных проблем  в будущем (риск-ориентированный надзор). Эта двойная функция регулирования и надзора, как правило, осуществляется одним государственным органом.

Согласно сложившейся  практике, надзорные органы концентрируют  свои усилия на вопросах проверки соответствия деятельности банка установленным  требованиям; причем краеугольным камнем банковской политики было и до сих  пор является требование к банкам иметь минимальный капитал на покрытие банковских рисков (достаточность  капитала). Постепенно, в связи с  усложнением банковской деятельности, внимание в значительной степени  сместилось в область грамотного управления банковскими рисками  и определения потенциальных  угроз для жизнеспособности банка  в будущем. В этой связи важно  отметить, что банки имеют три  основные линии защиты, позволяющие  обеспечить покрытие убытков, которые  они могут понести в результате своей деятельности, а именно:

-профессиональный уровень  руководства и высокая доходность, которая позволит покрыть возможные  убытки;

-достаточное резервирование  средств, то есть создание резервов  в размере, достаточном для  покрытия ожидаемых убытков;

-достаточный размер капитала  для покрытия непредвиденных  убытков.

Эти три основные линии  защиты указывают на то, что надзорные  органы должны быть заинтересованы, прежде всего, в способности руководства  банка обеспечить его деятельность в безопасном и стабильном режиме, а это выходит за рамки чисто  технического соответствия существующим законодательным нормам и требованиям  на отдельно взятом отрезке времени  – разумеется, не отменяя необходимости  такого соответствия.

 

3.  Надзор за деятельностью коммерческих банков

 

Необходимость банковского  надзора определяется особенностями  деятельности коммерческих банков, которые  работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе  денежных средств населения. Поэтому  важно завоевать доверие населения  к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков. Особого контроля требует ведение бухгалтерского учета для того, чтобы он отражал  реальное финансовое состояние банков, так как банкротство банковской сферы может привести к социальным волнениям, подрыву доверия к  кредитной системе. В ряде случаев  все банковское дело страны подвергается опасности системного риска, что  требует строгого контроля за уязвимыми банками.

Банковское регулирование  обычно предполагает формирование, применение и контроль за соблюдением специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности. Банковский надзор за финансовым состоянием банков обеспечивает соблюдение этих правил и инструкций и оценивает финансовую устойчивость кредитных организаций.

Система банковского надзора  любого государства включает в себя следующие элементы:

- регистрацию и лицензирование;

- дистанционный надзор;

- инспектирование;

- работу с проблемными  банками;

- ликвидационные процедуры.

На любой из этих стадий существуют возможности для ущемления  интересов клиентов банков.

Процесс надзора начинается до того, как банк приступит к  выполнению своих операций. При выдаче лицензии на банковскую деятельность контрольный орган вправе поинтересоваться, откуда поступит первоначальный инвестируемый  капитал. Предпочтение отдается средствам, которые не являются заемными. Проверяются  компетентность и честность руководства. Необходимо также на стадии лицензирования рассмотреть круг будущих операций и стратегию банка. Процесс лицензирования иногда называют антиконкурентными правилами, ограничивающими доступ в сферу банковской деятельности.

Наряду с выдачей банковской лицензии данный элемент банковского  надзора включает также регистрацию  кредитной организации в качестве юридического лица при ее создании, регистрацию изменений в уставе кредитной организации, регистрацию  изменений в территориальной  структуре банка (создание и ликвидацию филиалов).

Банковский надзор может  осуществляться без выхода в банк. Такой надзор еще называют дистанционным, или документальным, надзором. Наиболее распространенной формой этого надзора  является получение и анализ банковской отчетности. Центральный банк РФ с  участием специалистов мирового рынка  разработал и ввел финансовую отчетность, приближенную к мировым стандартам. Она идет параллельно с той  отчетностью, которую банки представляют по существующим правилам. Анализ отчетности дает более полное представление  об их деятельности. Качественный надзор за деятельностью коммерческих банков и их филиалов возможен только при  наличии достоверных отчетов, своевременно и в полном объеме представленных в ЦБ РФ. Затруднения в организации  полноценного надзора в значительной степени связаны с практикой  банков по «приукрашиванию» своей деятельности, что ведет к искажениям в отчетности.

Серьезные нарекания вызывает качество представляемых отчетов. Их анализ свидетельствует о нарушении  коммерческими банками и их филиалами  правил ведения учета и проведения операций по счетам. Так, в отчетах  коммерческих банков имеются нарушения  в части неполного начисления износа на основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Большинство  банков нарушают требования о ежемесячном  начислении процентов по выданным кредитам согласно положению, разработанному ЦБ РФ. Имеются нарушения, когда фонды, созданные банками, используются не по целевому назначению. Обо всех этих и других нарушениях, допущенных в  деятельности кредитных организаций, сообщалось в рекламационных письмах ЦБ РФ по результатам сдачи годовых отчетов коммерческими банками.

Основной целью проведения ЦБ РФ проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте  общего состояния кредитной организации  либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

- оценка соблюдения законодательства  РФ и нормативных актов ЦБ  РФ; оценка достоверности учета  (отчетности) кредитной организации  (ее филиала);

- определение размера  рисков, активов, пассивов, оценка  качества активов кредитной организации  (ее филиала), величины и достаточности  собственных средств (капитала) кредитной  организации;

- оценка систем управления  рисками и организации внутреннего  контроля кредитной организации  (ее филиала), финансового состояния  и перспектив деятельности кредитной  организации;

- выявление действий, угрожающих  интересам кредиторов и вкладчиков  кредитной организации.

Проверки кредитных организаций (их филиалов), проводимые ЦБ РФ, не выполняют  задач проверок, проводимых аудиторскими органами, и документальных ревизий.

Проверки кредитных организаций  могут осуществляться:

- без предварительного  уведомления кредитной организации  (ее филиала);

- с предварительным уведомлением  кредитной организации (ее филиала).

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) ЦБ РФ в порядке, установленном советом  директоров, или по поручению совета директоров аудиторскими организациями. Уполномоченные представители (служащие) ЦБ РФ имеют право получать и проверять  отчетность и другие документы кредитных  организаций (их филиалов), при необходимости  снимать копии с соответствующих  документов для приобщения к материалам проверки. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется советом директоров.

При осуществлении функций  банковского регулирования и  банковского надзора ЦБ РФ не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных  действующим законодательством. При  этом проверкой может быть охвачено только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующих году проведения проверки.

При выявлении проблемных банков надзорный орган должен определить уровень проблемности кредитной организации и применение к ней мер воздействия в зависимости от выявленной проблемы. В практике развитых стран такая система воплотилась в механизме регулярной (как правило, по результатам отчетного периода) классификации банков по группам проблемности. Цель такой классификации не только в статистическом обобщении, но и в выработке мер воздействия в зависимости от группы проблемности, в которой оказалась кредитная организация.

Актуальной задачей банковского  надзора является повышение его  эффективности. Банковский надзор не может  быть эффективным без применения современных методов его организации. Одним из таких методов является проводимый в территориальных учреждениях  ЦБ РФ эксперимент по введению института  кураторства.

В целях осуществления  надзора за деятельностью курируемой кредитной организации куратор  осуществляет ее контакты как непосредственно, так и, в соответствующих случаях, через служащих ЦБ РФ, входящих в  состав возглавляемой им группы. Такое  взаимодействие осуществляется посредством  консультаций, телефонных переговоров, участия в обсуждении на совещаниях, деловых встречах с сотрудниками кредитной организации, включая  ее органы управления, линейный менеджмент (руководителей структурных подразделений  кредитной организации), сотрудников  подразделений внутреннего контроля, внутренних аудиторов, а также на различных этапах инспекционных  проверок.

Таким образом, надзорные  рейтинговые системы выступают  в качестве инструмента оценки текущего финансового состояния коммерческого  банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог выше изложенного  можно сделать определенные выводы. Коммерческий банк - это особое явление  в хозяйственной жизни, специфическое  предприятие. Он выступает в роли и торгового, и посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского предприятия. Современный  банк - это универсальное предприятие.

Порядок создания коммерческого  банка определяется нормативными актами Центрального банка России. Процесс  этот непрост и требует не только желания учредителей создать  банк, но и тщательной подготовки всех документов, носящих правовой характер, соблюдения требований Центрального банка, предъявляемых им при регистрации  банка.

Правовое регулирование  деятельности коммерческих банков находится  в становлении, поэтому государству  необходимо более активно вести  свою деятельность по развитию сети коммерческих банков и разработке нормативных  основ для их деятельности.

Для Центрального банка России как регулятора деятельности коммерческих банков принципиальной установкой должен стать приоритет национальных, а  не коммерческих целей, которые иногда прослеживаются в его деятельности. Центральный банк России не должен непосредственно участвовать в  кредитовании предприятий.

Информация о работе Банки