Банки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:22, доклад

Краткое описание

Банки — одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности — необходимое условие реального создания рыночного механизма.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...………...3
Сущность коммерческого банка…………………………………………………..4
Система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения…..6
Надзор за деятельностью коммерческих банков………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 39.82 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………...………...3

  1. Сущность коммерческого банка…………………………………………………..4
  2. Система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения…..6
  3. Надзор за деятельностью коммерческих банков………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………………...18

Список литературы…………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Банки — одно из центральных  звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности — необходимое  условие реального создания рыночного  механизма.

Коммерческие банки  относятся  к особой категории деловых предприятий, получивших  название  финансовых  посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и   другие  денежные средства, высвобождающиеся в процессе  хозяйственной  деятельности, и предоставляют их во временное  пользование другим экономическим  агентам, которые нуждаются в  дополнительном капитале. Банки создают  новые требования и обязательства,  которые становятся товаром на денежном рынке.

Главными целями банковского  регулирования и банковского  надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов  вкладчиков.

Цель контрольной работы – исследовать как происходит надзор деятельности коммерческих банков в современных условиях.

Банки выполняют разнообразные  функции и вступают в сложные  взаимоотношения между собой  и другими субъектами хозяйственной  жизни.

В связи с той важной ролью, которую играют банки в  экономике страны, понятие ликвидности  коммерческих банков становится ключевым моментом их деятельности.

Понятие ликвидность коммерческого  банка означает возможность банка  своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным  размещением и величиной средств  по статьям актива и пассива баланса  с учетом соответствующих сроков.

Задачей данной  контрольной  работы является рассмотрение таких  вопросов как:  сущность деятельности коммерческих банков; система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения, надзор за деятельностью коммерческих банков.

  1. Сущность коммерческого банка

Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим  субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах  хозрасчета. Мало чем отличаются и  задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворением  общественных потребностей в своем  продукте и услугах, реализацией  на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как  членов его коллектива, так и интересов  собственника имущества банка. Банк может осуществлять любые виды хозяйственной  деятельности (если они не противоречат законам, вытекают из устава банка).

По Закону РФ "О банках и банковской деятельности в РФ" банк это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Законом  и на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Центральным банком РФ предоставлено  право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц  и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности  и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.

В основе деятельности банка  лежит идея его функционирования как специфического предприятия. Банки  могут быть при этом самыми разнообразными.

По характеру выполняемых  операций банки могут быть эмиссионными и коммерческими. В первом случае это означает, что продуктом банка  является эмиссионное регулирование; подобная операция, как правило, возложена  на центральные банки. Ими могут  быть государственные (национальные, народные) банки, а также другие крупные  банки, выполняющие по распоряжению законодательной власти операции по выпуску и изъятию денег из обращения. Обычно эмиссионные банки  не занимаются кредитованием народного  хозяйства и населения.

По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие  преимущественно долгосрочные и  краткосрочные ссуды. Задача таких  банков - обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения

 

Законодательство России закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень  представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из множества  негосударственных (коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной  и муниципальной собственности. Двухуровневая банковская система  отражает сложившуюся практику распределения  функций и объема полномочий между  ее различными уровнями. Несмотря на законодательное  закрепление за Центральным Банком прав проведения всех видов банковских операций, его главная функция - надзор за негосударственными банками и  поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом.

Интернациональный характер банковской деятельности создаёт возможность  её выведения в определённой мере из-под контроля национальных органов  банковского надзора. В связи  с этим возникла объективная необходимость  в координации усилий надзорных  органов различных государств по регулированию банковской деятельности и созданию международной системы  банковского надзора. Базельский комитет по банковскому надзору на протяжении многих лет работает в этой области. Им изучаются возможности укрепления пруденциального банковского надзора во всех странах путем развития сотрудничества со странами, не входящими в "десятку", а также укрепления пруденциального надзора в странах - членах Комитета. Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision) создан под эгидой Банка международных расчетов (Bank for International Settlements) в 1974 году. Своё название комитет получил по месту нахождения постоянно действующего секретариата в городе Базель (Швейцария). Комитет был учреждён председателями центральных (национальных) банков стран «Группы Десяти» после проблемных событий на международном валютном и банковском рынках, в частности, после банкротства западногерманского банка «Герштатт».

Комитет не является структурным  подразделением Банка международных  расчетов и функционирует автономно. Принимаемые Комитетом постановления  являются определяющими в работе международных и национальных финансовых учреждений и направлены, в первую очередь, на укрепление стабильности и  безопасности банковской системы в  целом.

Основными задачами Комитета являются внедрение единых стандартов в сфере банковского регулирования. С этой целью, Комитет разрабатывает  директивы и рекомендации для  органов регулирования государств-членов. Эти рекомендации не являются обязательными к выполнению, однако, в большинстве случаев находят своё отражение в национальных законодательствах государств-членов. Разработка директив и рекомендаций осуществляется в сотрудничестве с банками и органами регулирования всего мира и поэтому они используются не только в государствах-участниках Комитета, так например, работы по внедрению рекомендаций «Базель II» ведутся более чем в 100 странах. В Европейском союзе рекомендации Комитета также используются для взаимной интеграции государств-членов союза.

Комитет отчитывается перед  президентами центральных банков и  руководителями ведомств по контролю за банковской деятельностью десяти крупнейших промышленно развитых стран и активно сотрудничает со странами, не являющимися его членами.

Основными документами Базельского комитета считаются:

-основные принципы эффективного  надзора (1997 г., пересмотрены в  2006 г.);

-Базель-I (1988 г) - соглашение про международное приближение определения капитала и стандартов капитала;

-новые соглашения о  достаточности капитала (Базель II) 2004 году;

-Базель ІІІ, принятый  в декабре 2009 года. Ввод Базеля  ІІІ в действие запланирован  с 2012 года. Основным положением  Базеля ІІІ является ужесточение  требований к форме капитала  первого уровня, который должны  будут составлять только обыкновенные  акции и нераспределенная прибыль.

Приближение стандартов банковского  надзора в России к международным является закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзора за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.

Все большее соответствие мировым стандартам совершенствуемых Банком России процедур создания новых  кредитных организаций, надзора  за банками достигается путем  постепенного ужесточения требований, предъявляемых к кредитным организациям.

В последнее время изменена структура управления процессами регулирования  и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего  реагирования, введены новые более  жесткие экономические нормативы  для кредитных организаций, устанавливается  особый надзор за крупнейшими банками  федерального уровня.

Основной целью банковского  регулирования и надзора в  России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления  надзора за кредитными организациями  и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической  ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным  организациям предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось  неразвитостью самой системы  банковского надзора и задачей  ускоренного формирования коммерческого  банковского сектора, обусловленной прежде всего политическими целями. Позднее основной акцент в деятельности надзорных органов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерческие банки нашей страны.

Особенность функционирования банковской системы в рыночной экономике  определяет необходимость организации  контроля и надзора за деятельностью  коммерческих банков. Банковская система  выполняет жизненно важную роль посредника, аккумулируя сбережения частных  лиц и предприятий и предоставляя их другим физическим и юридическим  лицам, т. е. банки перераспределяют мобилизованные денежные средства для  наиболее эффективного и производительного  использования. Поскольку банки  являются важнейшими элементами инфраструктуры современного общества, то обеспечение  их устойчивого функционирования требует  постоянного надзора и контроля за их работой.

Можно выделить следующие  виды контроля над деятельностью  коммерческих банков:

- Государственный;

- Ведомственный;

- Независимый.

Государственный контроль над  деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского  законодательства. Все банки функционируют  в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка  страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

Независимый контроль - это  контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Правовые основы организации  контроля и надзора определены законами РФ "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации". Закон о Центральном банке  Российской Федерации предусматривает  необходимость осуществления надзора  за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков.

Правовые основы осуществления  аудиторской деятельности как независимого вневедомственного контроля определены Указом Президента Российской Федерации "Об аудиторской деятельности в  Российской Федерации" от 22 декабря 1993 года N 2263. Этим указом утверждены Временные  правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, на основе которых "Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации" от 6 февраля 1991 года должно быть приведено в соответствие с  новыми нормативными актами.

Информация о работе Банки