Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:22, доклад
Банки — одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности — необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Введение………………………………………………………………………...………...3
Сущность коммерческого банка…………………………………………………..4
Система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения…..6
Надзор за деятельностью коммерческих банков………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………………………….20
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Банки — одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности — необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков.
Цель контрольной работы – исследовать как происходит надзор деятельности коммерческих банков в современных условиях.
Банки выполняют разнообразные функции и вступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами хозяйственной жизни.
В связи с той важной ролью, которую играют банки в экономике страны, понятие ликвидности коммерческих банков становится ключевым моментом их деятельности.
Понятие ликвидность коммерческого
банка означает возможность банка
своевременно и полно обеспечивать
выполнение своих долговых и финансовых
обязательств перед всеми контрагентами,
что определяется наличием достаточного
собственного капитала банка, оптимальным
размещением и величиной
Задачей данной контрольной работы является рассмотрение таких вопросов как: сущность деятельности коммерческих банков; система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения, надзор за деятельностью коммерческих банков.
Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности (если они не противоречат законам, вытекают из устава банка).
По Закону РФ "О банках и банковской деятельности в РФ" банк это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Законом и на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Центральным банком РФ предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
В основе деятельности банка лежит идея его функционирования как специфического предприятия. Банки могут быть при этом самыми разнообразными.
По характеру выполняемых операций банки могут быть эмиссионными и коммерческими. В первом случае это означает, что продуктом банка является эмиссионное регулирование; подобная операция, как правило, возложена на центральные банки. Ими могут быть государственные (национальные, народные) банки, а также другие крупные банки, выполняющие по распоряжению законодательной власти операции по выпуску и изъятию денег из обращения. Обычно эмиссионные банки не занимаются кредитованием народного хозяйства и населения.
По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие преимущественно долгосрочные и краткосрочные ссуды. Задача таких банков - обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности.
Законодательство России
закрепляет двухуровневую банковскую
систему, в которой первый уровень
представлен Центральным
Интернациональный характер банковской деятельности создаёт возможность её выведения в определённой мере из-под контроля национальных органов банковского надзора. В связи с этим возникла объективная необходимость в координации усилий надзорных органов различных государств по регулированию банковской деятельности и созданию международной системы банковского надзора. Базельский комитет по банковскому надзору на протяжении многих лет работает в этой области. Им изучаются возможности укрепления пруденциального банковского надзора во всех странах путем развития сотрудничества со странами, не входящими в "десятку", а также укрепления пруденциального надзора в странах - членах Комитета. Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision) создан под эгидой Банка международных расчетов (Bank for International Settlements) в 1974 году. Своё название комитет получил по месту нахождения постоянно действующего секретариата в городе Базель (Швейцария). Комитет был учреждён председателями центральных (национальных) банков стран «Группы Десяти» после проблемных событий на международном валютном и банковском рынках, в частности, после банкротства западногерманского банка «Герштатт».
Комитет не является структурным
подразделением Банка международных
расчетов и функционирует автономно.
Принимаемые Комитетом
Основными задачами Комитета
являются внедрение единых стандартов
в сфере банковского
Комитет отчитывается перед президентами центральных банков и руководителями ведомств по контролю за банковской деятельностью десяти крупнейших промышленно развитых стран и активно сотрудничает со странами, не являющимися его членами.
Основными документами Базельского комитета считаются:
-основные принципы
-Базель-I (1988 г) - соглашение про международное приближение определения капитала и стандартов капитала;
-новые соглашения о достаточности капитала (Базель II) 2004 году;
-Базель ІІІ, принятый
в декабре 2009 года. Ввод Базеля
ІІІ в действие запланирован
с 2012 года. Основным положением
Базеля ІІІ является
Приближение стандартов банковского надзора в России к международным является закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзора за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.
Все большее соответствие
мировым стандартам совершенствуемых
Банком России процедур создания новых
кредитных организаций, надзора
за банками достигается путем
постепенного ужесточения требований,
предъявляемых к кредитным
В последнее время изменена
структура управления процессами регулирования
и надзора за банковской деятельностью,
заложен фундамент системы
Основной целью банковского
регулирования и надзора в
России, как и в других странах,
является поддержание стабильности
банковской системы, защита интересов
вкладчиков и кредиторов. Конкретные
задачи, которые ставятся перед надзорными
органами в каждый данный период времени,
непосредственно определяются этой
главной целью осуществления
надзора за кредитными организациями
и современным состоянием банковской
сферы и социально-
Особенность функционирования
банковской системы в рыночной экономике
определяет необходимость организации
контроля и надзора за деятельностью
коммерческих банков. Банковская система
выполняет жизненно важную роль посредника,
аккумулируя сбережения частных
лиц и предприятий и
Можно выделить следующие виды контроля над деятельностью коммерческих банков:
- Государственный;
- Ведомственный;
- Независимый.
Государственный контроль над деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.
Независимый контроль - это
контроль, осуществляемый независимыми
вневедомственными
Правовые основы организации
контроля и надзора определены законами
РФ "О Центральном банке
Правовые основы осуществления
аудиторской деятельности как независимого
вневедомственного контроля определены
Указом Президента Российской Федерации
"Об аудиторской деятельности в
Российской Федерации" от 22 декабря
1993 года N 2263. Этим указом утверждены Временные
правила аудиторской