Банки и структура банковской системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение банковской системы РФ и роли банков в финансовой системе страны.
Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
-рассмотреть структуру банковской системы России
-проанализировать её состояние на современном этапе

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…3
1. Банки и структура банковской системы РФ………………………………...6
1.1 Определение бан-ка….……………………………………………….………6
1.2 Структура банковской системы Рос-сии..……………………………..........9
1.3 Основные факторы и современные тенденции развития банковской системы………………………………………………………………………….16
2. Банковская система РФ: проблемы становления и ее роль и задачи дальнейшего развития на современном эта-пе......................................………18
2.1 Проблемы становления российской банковской системы …………........18
2.2 Состояние банковской системы РФ и ее роль на современном этапе .....22
3. Методы усовершенствования банковской системы РФ……….…..........…27
3.1 Принципы дальнейшего развития банковской системы РФ…….…...…..27
3.2 Перспективы развития российской банковской системы…………..…....31
Заключение………………………………………………………………...……35
Список использованной литературы………………………………….…….…37

Файлы: 1 файл

Макроэкономика-курсовик.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

Слабость развития регионального  уровня РБС – ещё один ключевой момент в сегодняшних дискуссиях экономистов. Ещё в начале 2000г. Ассоциацией российских банков был принят проект «Концептуальные основы развития банковской системы России», где данной проблеме и её решению уделялось большое внимание. Однако сегодня основой для неё становится противостояние «центр – регионы». Это означает, что присутствие банков столицы в регионах и проводимая ими часто демпинговая политика (более низкие процентные ставки, например) ведёт к тому, что региональные банки начинают вымирать, не сумев выдержать конкуренцию. Вызвано это тем, что, во – первых, отсутствует какая – либо внятная политика государства по вопросам регионального банковского развития, во – вторых, большинство предприятий в регионах имеют свой центр именно в столице, где и принимаются все вопросы, касаемые финансовых потоков, в пользу московских банков, в – третьих, наличие Сбербанка как монополиста, ведёт к принятию решений не по экономическим принципам, а часто политическим, так как управляет огромным инвестиционным ресурсом в этом случае не рынок, а государство и, в – четвертых, многие крупные холдинги, как Газпром, имеют свои собственные банки, что сразу ставит эти банки с другими региональными коммерческим в неравные условия.4

Проблемой РБС называют положение Центрального Банка в  стране и нахождение в его руках надзорных функций. При этом сама организация не гнушается использовать самые разнообразные методы надзора – методы, основанные на страхе (запугивание других банков различной информацией), составление «черных» списков банков, изощренные процедуры повторного лицензирования при вступлении в систему страхования вкладов, «крестовые походы» против лишних банков (слабых, часто неугодных надзорному органу), хотя трудно предположить, что таковые существуют. Все это привело к так называемой «банкофобии» среди банков Российской Федерации. Центральный Банк в нашей стране имеет статус неприкасаемого учреждения, что дает в руки воистину большую власть, ведь даже его сотрудники не могут быть обвинены в коррупции – они не госслужащие. Всё это ведёт к настоящему произволу в РБС и служит сильным тормозом для её развития.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Состояние банковской системы РФ и ее роль на современном этапе

По международным стандартам российская банковская система пока не сопоставима с системами развитых стран. Отечественные кредитные  учреждения значительно уступают зарубежным по размерам капитала и величине аккумулированных активов. Совокупный собственный капитал 200 самых крупных российских банков меньше любого из первой двадцатки крупнейших банков мира. А по совокупным активам вся российская банковская система (исключая Сбербанк) равнозначна примерно 30-му банку США, насчитывающему около 10000 банковских учреждений.Банковская система была сформирована за 2-3 года, в течение которых у нас появилось более 2,5 тысяч коммерческих кредитных учреждений. Таких грандиозных преобразований мировой опыт не знает, и, учитывая масштабы нашей страны, вряд ли что-нибудь подобное может случиться в будущем. Присвоение международных рейтингов, а Однако, если принимать во внимание, что самые первые коммерческие банки в нашей стране появились лишь 20 лет назад6, то их темпы качественного роста можно признать достаточно высокими. Фактически российская также постоянное внимание западных деловых кругов свидетельствуют о том, что российские банки уже стали частью мировой финансовой системы.Внимание к отечественной банковской системе на первый взгляд несоразмерно ее  номинальным масштабам и месту, занимаемому ею в Российской экономике. Причин этому, видимо, несколько. Помимо того, что банки играют ведущую роль в функционировании систем платежей, расчетов и кассового обслуживания, именно они явились первенцами рыночной (“а ля вест”) экономики. Именно банки всегда находились в эпицентре либо в непосредственной близости от эпицентра всех значимых экономических и политических событий последнего десятилетия – от вопросов “деления” собственности до финансовых кризисов. Именно от банка ждут чудес, вроде финансирования подъема отечественной экономики. Наконец, история банковского дела в России не прерывалась, и именно с банковским делом в массовом сознании в первую очередь ассоциируется финансовое посредничество, т.е. работа “с деньгами” (дело тонкое и часто темное).Результатом повышенного внимания к банкам и “банкингу” стали многочисленные спекуляции на тему о том, что собой представляют российские банки.Существует точка зрения, что банки в России – не банки, а банковской системы либо вообще нет, либо она безнадежно мала и не адекватна российской экономике.

Основная проблема развития банковского дела в России, по заключению банкиров с богатым опытом (в том числе германских), состоит отнюдь не в слабостях банковской системы России самой по себе, а в базовых условиях осуществления бизнеса – и не только банковского – в России.Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.)

Итак, Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием (ставка рефинансирования с 14 сентября 2012г составляет 8.25 %7) (см. Рис 2.1), валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении

Рис 2.1 Ставка рефинансирования ЦБ РФ с 1992 по 2012 г.

Резервы представляют собой  сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно хранить на отдельном счете в ЦБ РФ (см. Табл. 2.1). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка8. Они могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Таблица 2.1

Нормативы обязательных резервов

(резервные требования), установленные Банком России на 2012г

 

Наименование 

Размер 

По обязательствам кредитных  организаций перед 
юридическими лицами-нерезидентами в валюте 
Российской Федерации и в иностранной валюте 

5,5%

По обязательствам перед  физическими лицами 
в валюте Российской Федерации и иностранной валюте

4,0%

По иным обязательствам кредитных организаций 
в валюте Российской Федерации и иностранной валюте

4,0%

Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, 
кроме расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) 

0,6

Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских 
кредитных организаций, РЦ ОРЦБ)

1

Корректировочный коэффициент

0,2


 

При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет право взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в ЦБ РФ средства используются для погашения долгов кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Первоначально обязательные минимальные резервы формировались как гарантия наличия определенного запаса денег, если клиенты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы резервов регулируются возможности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.

Коммерческие банки  заинтересованы в том, чтобы их избыточные резервы были сведены к минимуму. Они стремятся продать их другим банкам, которые должны восполнить свои резервы до размера согласно нормативам.

Деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные  и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами, поэтому государство в лице своего Центрального банка осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних непосредственно связана с устойчивостью других.

Банк России устанавливает  обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Вывод: Всё вышесказанное подводит нас к мысли о том, что банки играют одну из ведущих ролей в экономике страны и надеюсь на то, что все то позитивное влияние на экономические преобразования в стране, которое банковская система оказывала на протяжении последних лет продолжится и в будущем.

 

 

 

 

3. МЕТОДЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ

3.1. Задачи дальнейшего развития банковской системы РФ

Важную роль в формировании современного конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики, была призвана сыграть “Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года”. Главным результатом ее реализации должно было стать повышение устойчивости и прозрачности национальной банковской системы.

В соответствии со Стратегией к 1 января 2009 г. отношение активов банковской системы к ВВП должно было составить 56 – 60%, капитала к ВВП – 7 – 8%, кредитов нефинансовым организациям к ВВП – 26 – 28%9. Предусмотренные в Стратегии целевые показатели были достигнуты уже к началу 2008 г., что говорит не столько об успехах российских банков, сколько о том, что установленные стратегией цели были занижены.

В течение всего периода  реализации Стратегии темпы роста  российских банковских активов были самыми высокими в Европе10. При этом у отечественного банковского сектора остается огромный нереализованный потенциал.

Отмечая важную положительную  роль Стратегии, тем не менее, следует отметить, что не все поставленные в ней задачи были успешно реализованы. Это касается в первую очередь правового обеспечения банковской деятельности. Так, в рамках Стратегии планировалось создать условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами. Но существующее финансовое законодательство во многом представляет собой тяжелое наследие финансовой системы советской эпохи и является одной из причин сегодняшних проблем банковского сектора.

Вместе с тем за время выполнения Стратегии были реализованы меры, направленные на укрепление прав физических лиц и на развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг. В законодательном плане был также решен вопрос о достаточности капитала, что позволило устранить расхождения российского банковского законодательства с европейским в вопросах установления обязательных нормативов банковской деятельности. Была упрощена процедура формирования капитала кредитных организаций за счет нерезидентов, а также усовершенствована система допуска иностранного капитала на российский рынок банковских услуг.

Одно из приоритетных направлений деятельности Правительства  Российской Федерации и Банка России в соответствии со Стратегией – создание условий для ведения банковского бизнеса в регионах. Неравномерность региональной концентрации активов кредитных организаций остается серьезной проблемой банковского сектора. Низкой остается динамика развития региональной филиальной сети кредитных организаций, что в значительной мере сдерживает экономический рост регионов. Одной из мер для решения этой проблемы было принятие закона об отмене государственной пошлины и сбора за открытие филиала кредитной организации, а также обеспечение условий для расширения норм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций вне места нахождения кредитной организации. Очевидно, что этих мер оказалось недостаточно для полноценного решения проблемы. Разрыв в обеспечении банковскими услугами Москвы и регионов, а также отсутствие долгосрочных ресурсов для развития региональных банков сыграли свою негативную роль.

Таким образом, с учетом недостаточного территориального и технологического развития финансовой инфраструктуры, сегодня ясно, что решение проблем и дальнейшее развитие банковского сектора требует комплексных мер и серьезной поддержки со стороны государства.

В целом развитие банковского  сектора сопровождалось серьезными проблемами, из которых можно выделить две основные:

• рост зависимости отечественных банков от внешних источников финансирования – внешний долг банков на конец сентября 2008 г. (без участия в капитале) составил 198,2 млрд. дол. 11, т. е. порядка 20% пассивов национальной банковской системы;

• сохранение низкого  уровня капитализации банков.

Ипотечный кризис 2007 г. в США затруднил доступ к международным финансовым ресурсам российским банкам, которые начали испытывать первые трудности с привлечением средств.

Катализатором кризиса  российской финансовой системы стало  обострение мирового финансового кризиса осенью 2008 г. В сентябре 2008 г. произошло одновременное краткосрочное ухудшение ряда факторов, включая падение цен на нефть, обострение политической ситуации вокруг Северного Кавказа, громкие банкротства американских банков. Все это привело к обострению ситуации в финансовой системе России: инвесторы начали массово покидать страну, переводя свои капиталы в финансовые центры США и Европы, произошел резкий обвал фондового рынка, фактически остановился рынок межбанковских кредитов, не выполнялись обязательства по сделкам РЕПО,обесценились залоги корпораций, предоставленные в ценных  бумагах 12. Российские компании и банки фактически лишились доступа к мировым кредитным рынкам.

Информация о работе Банки и структура банковской системы РФ