Банк международных расчетов (БМР), международный валютный фонд (МВФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:32, доклад

Краткое описание

Банк международных расчетов - (англ. Bank for International Settlements, BIS) - старейший мировой финансовый институт. Создан в 1930 на основе Гаагского соглашения центральных банков 5 государств (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции) и конвенции этих стран со Швейцарией, где расположен банк международных расчетов (Базель), в связи с планом Юнга о репарациях, выплачиваемых Германией странам-победителям в 1-й мировой войне 1914-18.

Оглавление

1. Банк международных расчетов (БМР), международный валютный фонд (МВФ).
2. Ликвидность и платежеспособность банка: основанные понятия и управление.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Банк международных расчетов.docx

— 31.53 Кб (Скачать)

Оглавление.

 

1. Банк международных  расчетов (БМР), международный валютный  фонд (МВФ).

2. Ликвидность и платежеспособность банка: основанные понятия и управление.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Банк международных  расчетов (БМР), международный валютный  фонд (МВФ).

Банк международных расчетов - (англ. Bank for International Settlements, BIS) - старейший мировой финансовый институт. Создан в 1930 на основе Гаагского соглашения центральных банков 5 государств (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции) и конвенции этих стран со Швейцарией, где расположен банк международных расчетов (Базель), в связи с планом Юнга о репарациях, выплачиваемых Германией странам-победителям в 1-й мировой войне 1914-18.

В БМР 34 члена (2000), в том  числе Россия с 10 февраля 1996. Официально США не участвовали в создании банка международных расчетов, так  как не могли получать репарационные  платежи с Германии. Поэтому на акции банка международных расчетов подписались частные американские банки во главе с банкирским домом J.P. Morgan.

Федеральные резервные банки  США имеют корреспондентские  отношения с банком международных  расчетов. Представители США участвуют  в форумах, организуемых банком международных  расчетов. На акции банка международных  расчетов подписались также частные  японские банки.

Административные органы банка международных расчетов включают: общее собрание акционеров, Совет  директоров из управляющих центральных  банков и операционное управление.

Банк международных расчетов - банк центральных банков. По Уставу он выполняет две основные функции. Он содействует сотрудничеству между  центральными банками в области  денежно-кредитной и валютной политики. Так, банк международных расчетов играл важную роль: в организации и осуществлении платежных соглашений европейских стран (1947-58); в выработке коллективных мер по преодолению спекулятивных атак на мировом валютном рынке (1960-71); в координации мер по обмену информацией о валютных рынках и валютной интервенции, интервенции на рынках золота в рамках Золотого пула (1961-68) с целью укрепления доверия к доллару; в обсуждении проблем евровалютного рынка, совершенствовании банковского надзора.Организует обсуждение этих проблем и координирует меры по обеспечению надзора за деятельностью банков и их отделений (их ликвидностью и платежеспособностью) во всем мире Базельский комитет по банковскому надзору - Committee on Banking Regulations and Supervisory Practices (создан банк международных расчетов в декабре 1974), который опубликовал отчет по этому вопросу Basle Concordate (Базельский конкордат, 1975 и 1983 - обновлённая редакция) и обеспечил Базельское соглашение (1988) о минимальных международных стандартах и оценке достаточности капитала, которое ведущие международные банки обязаны соблюдать с конца 1992 года.

С лета 1990 создана специальная  служба банка международных расчетов по оказанию технической помощи центральным  банкам и обучению банкиров стран  Центральной и Восточной Европы, бывших республик СССР и ряда стран  Азии, вступивших на путь перехода к  рыночной экономике.

Особое внимание банк международных  расчетов уделяет сотрудничеству центральных  банков государств-участников Европейского Союза.

Банк международных расчетов действует также в качестве доверенного  лица, агента или банка-депозитария  по международным займам (например, по займам Европейского объединения  угля и стали). Банк международных  расчетов выполнял функцию банка-агента по соглашению по многосторонним платежам (1947-50), Европейскому платежному союзу (1950-58), Европейскому валютному соглашению (1959-72), Соглашению о валютных гарантиях (1973-78) в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского фонда валютного сотрудничества (1979-93).

С октября 1986 банк международных  расчетов - банк-агент по клиринговым  расчетам частных коммерческих банков в ЭКЮ, замененных евро с 1999. В связи с долговым кризисом банк международных расчетов стал осуществлять с 1982 новую функцию - предоставлять промежуточный кредит под гарантию центрального банка странам, ожидающим кредит Международного валютного фонда (МВФ), а также управлять и инвестировать кредитное обеспечение в пользу держателей долгосрочных (15-30 лет) долларовых облигаций, выпущенных Бразилией в соответствии с соглашением об изменении графика погашения ее внешней задолженности.

Будучи банком центральных  банков, банк международных расчетов выполняет широкий круг банковских операций, помогая клиентам управлять  валютными ресурсами и инвестировать  их.

В их числе: депозитно-ссудные  операции; купля-продажа и хранение золота, операции с валютами и ценными  бумагами; операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота и др.). Основной источник ресурсов - краткосрочные депозиты почти 100 центральных  банков (около 10 проц. мировых валютных резервов).

Банк международных расчетов размещает их на депозиты солидных банков, покупает денежные обязательства, в том числе казначейские векселя. В соответствии с Уставом банка  его операции должны согласовываться  с денежной политикой центральных  банков соответствующих стран.

Банку не разрешено открывать  текущие счета и предоставлять  кредиты правительствам. Банк международных  расчетов имеет золотые запасы (0,21 тысяч тонн). Банк международных  расчетов - ведущий информационно-исследовательский  центр.

Годовые отчеты банка - авторитетное издание. Оставаясь в основном валютно-финансовым центром 3ападной Европы, банк международных  расчетов фактически является международным финансовым институтом по составу участников и по характеру деятельности.

Международный валютный фонд (МВФ). Статьи соглашения об учреждении Международного валютного фонда (Устав  МВФ) были выработаны на Конференции ООН по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 в Бреттон-Вудсе (шт. Нью-Гемпшир). Основная задача Фонда - создание валютных резервов, из которых правительства стран-членов МВФ могут заимствовать средства для преодоления временных нарушений платежного баланса и предотвращения диспропорций в мировой экономике.

На 15 февраля 1999 членами МВФ  являлись 182 государства, т.е. большинство  стран мира. За рамками Фонда долго  оставалась Швейцария, однако в 1992 и она вступила в МВФ. В начале 1990-х годов его членами стали большинство бывших социалистических стран, а также Китай и Вьетнам. Руководство МВФ осуществляется Советом управляющих, в состав которого входят по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны-члена организации. Административные функции и повседневное управление возложены на директора-распорядителя и совет исполнительных директоров. По традиции директор-распорядитель является гражданином одной из европейских стран. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.

Со времени начала его  функционирования (в конце 1945) МВФ  претерпел значительные изменения, что нашло отражение в двух поправках к уставу Фонда. Первая из них, принятая в 1969, касалась введения условной денежной единицы - т.н. "специальных  прав заимствования" (СДР), по-английски  Special Drawing Rights (SDR). Однако гораздо большее значение имела поправка 1978, которая оформила долгосрочные изменения в политике, деятельности и даже организационной структуре Фонда.

В соответствии с положениями  первоначального Устава, каждый член МВФ принимал на себя обязательства  сотрудничать с Фондом в деле поддержания  стабильности валютных курсов и предотвращения конкурентных девальваций. Стоимость  валют выражалась в золоте. Государства-члены, намеренные изменить стоимость своих  валют, должны были предварительно проконсультироваться с МВФ. В 1978 официальная "привязка" валютных курсов к золоту была отменена, было снято и требование об обязательных консультациях по поводу изменения  валютных курсов. В результате страны получили свободу выбора собственного валютного режима: теперь они могли  установить режим свободного или  управляемого "плавающего" курса  национальной валюты, "привязать" курс этой валюты к какой-либо другой валюте или "корзине" валют, заключать  соглашения о сотрудничестве в валютной сфере с другими странами и  т.д. Тем не менее МВФ сохранил за собой право вмешиваться в валютную политику стран-членов с целью пресечения манипулирования валютными курсами ради достижения конкурентных преимуществ.

Для каждого из членов МВФ  установлена квота, рассчитанная на основе относительной экономической  и финансовой мощи страны. Квоты  определяют размер финансовых взносов (подписки) каждой страны-члена, число  приходящихся на нее голосов и  условия ее доступа к ресурсам Фонда.

Со временем финансовая помощь МВФ государствам-членам, испытывавшим проблемы с платежным балансом, значительно  возросла - увеличились ее масштабы, более разнообразными стали формы  кредитования. Все кредиты МВФ  имеют форму продажи Фондом валют  других его членов за соответствующую  сумму национальной валюты заемщика. Возвращение долга осуществляется в приемлемых для МВФ валютах  стран-членов или, по соглашению с МВФ, в СДР.

Основными формами финансирования за счет средств МВФ являются резервный  транш и четыре кредитных транша. Слово "транш" (франц. tranche) означает "часть, сегмент" и отражает тот факт, что государства-члены МВФ заимствуют средства из своих квот определенными порциями. Заимствования из резервного транша в пределах 25% квоты данной страны, могут производиться почти автоматически. Однако заимствования средств четырьмя кредитными траншами, каждый из которых равен 25% квоты заемщика, допускаются только при соблюдении определенных условий. Для получения средств первого кредитного транша правительство страны-члена МВФ должно предпринять соответствующие меры по улучшению состояния платежного баланса. Средства последующих траншей поступают к заемщику по частям и только в том случае, если он поэтапно реализует стабилизационную программу. Эти заимствования обычно производятся в рамках соглашения о резервном кредите или расширенном доступе, которое направлено на улучшение платежного баланса и поддержку политики структурных реформ.

Соглашение о резервном  кредите позволяет странам-членам МВФ заимствовать заранее согласованную  сумму на определенный период времени. Средства предоставляются в зависимости  от выполнения конкретных условий, касающихся банковского кредита, государственного долга и заимствований государственного сектора, торговых и платежных ограничений, внешних заимствований и уровня золотовалютных резервов. Обычно займы  в соответствии с соглашением  о резервном кредите выдаются последовательными траншами в течение 12-18 месяцев, однако этот период может  быть увеличен и до трех лет; каждый транш кредита должен быть погашен  в течение 3-5 лет. В 1997/1998 финансовом году МВФ одобрил 11 новых соглашений о резервном кредите на общую  сумму 32,9 млрд. СДР; на 1 января 1999 соглашения о резервном кредите с МВФ  имели 12 государств.

Если страна столкнулась  с проблемами, решение которых  требует более продолжительного времени, она может получить дополнительные кредиты по системе расширенного финансирования. Средства, выделяемые в соответствии с соглашениями о расширенном доступе, обычно поступают частями в течение трех лет и предназначены для преодоления трудностей платежного баланса, обусловленных структурными проблемами. Погашение каждой части кредита производится в течение 4-10 лет. В 1997/1998 МВФ одобрил 9 новых соглашений о расширенном доступе на общую сумму 10,1 млрд. СДР; на 1 января 1999 такие соглашения с Фондом имели 15 стран.

В рамках МВФ действуют  также специальные системы кредитования, в том числе система компенсационного и чрезвычайного финансирования, система финансирования буферных запасов  и система дополнительного резервного финансирования.

Система компенсационного и  чрезвычайного финансирования предназначена  для стран-членов МВФ, которые столкнулись  с временным сокращением поступлений  от экспорта или несут чрезмерно  большие расходы на закупку зерна  по причинам, не зависящим от данной страны. В 1997/1998 финансовом году ни одна из стран-членов МВФ не воспользовалась  системой компенсационного и чрезвычайного  финансирования, однако в июле 1998 Фонд одобрил оказание финансовой поддержки  России в рамках этой системы на сумму 2,16 млрд. СДР с целью компенсации  сокращения доходов от экспорта в  связи с падением цен на нефть.

Хотя с 1984 ни одна из стран-членов МВФ не заимствовала средства по системе  финансирования буферных запасов, данная система продолжает существовать и предназначена для финансирования взносов стран-членов на поддержание международных буферных запасов.

В декабре 1997 МВФ ввел новую  систему финансирования, предназначенную  для стран-членов, которые столкнулись  с исключительными краткосрочными проблемами платежного баланса, вызванными внезапной утратой доверия инвесторов. Система дополнительного резервного финансирования позволяет получить в течение одного года двумя или  несколькими траншами дополнительные средства в рамках соглашений о резервном кредите или расширенном доступе. В декабре 1997 было одобрено первое выделение средств по этой системе на сумму 9,95 млрд. СДР, которые получила Корея в рамках соглашения о резервном кредите. В июле 1998 4 млрд. СДР дополнительного резервного финансирования были получены Россией.

Бедным странам мира, испытывающим постоянные проблемы с платежным  балансом, в 1987 была предложена, а в  феврале 1994 расширена программа  поддержки структурной перестройки, предусматривающая предоставление кредитов на льготных условиях. Ее целью  является поддержка в течение  трех лет среднесрочных национальных программ структурной перестройки, призванных улучшить состояние платежных  балансов и способствовать экономическому росту. С 1986 МВФ выделил по этой линии  кредиты на общую сумму 9,9 млрд. СДР (по состоянию на 30 апреля 1998). Помимо вышеописанных систем и программ, существуют еще три специальных  механизма кредитования стран-членов МВФ. Во-первых, в сентябре 1995 было решено оказывать финансовую поддержку  фондам стабилизации валютного курса  в рамках предоставления очередных  кредитных траншей по соглашениям  о резервном кредите или расширенном  доступе. До настоящего времени страны-члены  Фонда не прибегали к данному  механизму кредитования. Во-вторых, в 1995 МВФ принял решение о выделении  средств из фонда чрезвычайной помощи (изначально предназначенного для финансирования стран, пострадавших от стихийных бедствий) государствам, переживающим последствия  вооруженных конфликтов. В 1997/1998 финансовом году три государства - Албания, Руанда и Таджикистан - получили на эти цели от МВФ 30 млн. СДР. Наконец, в сентябре 1995 начал функционировать механизм экстренного финансирования. Предусмотренные  этим механизмом неотложные меры принимаются  только в редких случаях, когда в  стране-члене МВФ наступает кризис платежного баланса, требующий немедленного вмешательства МВФ. Впервые механизмом экстренного финансирования воспользовались  в июле 1997 Филиппины; позднее средства от МВФ по этой линии получали Таиланд (август 1997), Индонезия (ноябрь 1997), Корея (декабрь 1997) и Россия (июль 1998).

Информация о работе Банк международных расчетов (БМР), международный валютный фонд (МВФ)