Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ банковских услуг РФ. Исходя из поставленной цели, в курсовой работе последовательно ставятся и рассматриваются следующие задачи:
1. Теоретические основы по проблемам банковских операций;
2. История возникновения и эволюции банков и банковских операций;
3. Классификация банковских операций;
4. Основные проблемы в области банковских операций в РФ;
5. Балансовые и забалансовые операции банка;
6. Экономическое содержание и состав балансовых банковских операций;
7. Экономическое содержание и состав забалансовых банковских операций;
8. Перспективы развития банковских операций в РФ
Введение…………………………………………………………….......…..3
Глава1.Теоретические основы по проблемам банковских операций …………………………………………………………………………………..….5
1.1 История возникновения и эволюции банков и банковских операций………………………………………………………………….5
1.2 Классификация банковских операций………………………………...17
1.3 Основные проблемы в области банковских операций в РФ……...…22
Глава 2. Балансовые и забалансовые операции банка ……………………….26
2.1 Экономическое содержание и состав балансовых банковских операций………………………………………………………………………….26
2.2 Экономическое содержание и состав забалансовых банковских операций………………………………………………………………………….31
2.3 Перспективы развития банковских операций в РФ……………...…32
Заключение………………………………………………………………..45
Список используемой литературы………………………………………47
Приложения……………………………………………………………….49
Давно известно, когда говорят об экономическом чуде, имеют в виду, что оно не приходит внезапно — его фундамент закладывается заранее, главным образом, через политику долгосрочных инвестиций. Сейчас это начали осознавать, поэтому инвестиционной политике уделяется определенное внимание. К сожалению, здесь больше декларативного. В стране катастрофически не хватает долгосрочных ресурсов. Нужны конкретные меры по их изысканию. В настоящее время видится четыре источника: деньги населения, ресурсы коммерческих банков, деньги хозяйствующих субъектов, оседающие в офшорах, и иностранные инвестиции. Как бы банки ни зазывали население хранить деньги у них, это дает малый эффект, поскольку потеряна вера в их стабильность. Ее можно восстановить только через гарантии государства, однако наши депутаты мало об этом заботятся, мусоля вот уже несколько лет закон о страховании депозитов. Здесь мог бы помочь ЦБ РФ, создав под своим крылом собственный страховой фонд. Почему большинство людей держат свои сбережения в Сбербанке? Потому что они считают его государственным, хотя это не так и хотя Сбербанк не раз обманывал население. Сбербанк мог бы быть по-настоящему инвестиционным, однако он далек от государственного подхода к делу, представляет собой чрезвычайно забюрократизированную организацию, расходующую деньги населения на строительство шикарных офисов по всей стране. ЦБ РФ и Правительство в силах направить сбережения населения во все коммерческие банки, создав тем самым определенную конкуренцию на инвестиционном рынке. Сейчас собственные ресурсы коммерческих банков огромны, но все они краткосрочные — 3,6 месяцев, от силы 1 год. Их можно дополнить долгосрочными ресурсами, во-первых, за счет денег населения и, во-вторых, введя мировую практику переучета векселей клиентов коммерческих банков в ЦБ РФ. Для этого ему потребуется создать специальное подразделение по мониторингу финансово-экономического положения клиентов коммерческих банков за счет ликвидации, по моему мнению, ряда его совершенно бесполезных структур. Переучет векселей ЦБ РФ позволил бы создать полноценный рынок векселей, часть из которых вполне могли бы быть инвестиционными.
Россия из-за своих масштабов исторически была и осталась малоуправ-ляемой. Более или менее эффективно руководить ею из одного центра можно только с помощью диктатуры. He случайно некоторые депутаты ставят в пример времена Ивана Грозного, Екатерины II, Сталина. В условиях демократии такого руководства можно добиться только через децентрализацию управления. Но здесь есть опасность распада государства, которая была вполне реальна некоторое время назад, когда был провозглашен лозунг "провинция может брать столько самостоятельности, сколько осилит". Территория США также не маленькая. Поэтому для эффективного управления ее банковской системой и финансовыми потоками внутри страны было создано 12 округов, каждый во главе с центральным банком, входящим в единую Федеральную резервную систему США. Россия уже начала двигаться в этом направлении. Сначала дали чрезмерную самостоятельность регионам, затем попытались ее существенно ограничить, создав семь территориальных округов. Однако должная цель не была достигнута, так как не были найдены нужные рычаги, используя которые можно было бы совмещать интересы Центра и периферии. Для этого нужна кардинальная реформа ЦБ РФ-создание семи территориальных центральных банков по России, Федерального совета территориальных центральных банков в Москве, а на местах — отделений территориальных центральных банков. Территориальные центральные банки могли бы быть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. Центральный аппарат ЦБ РФ должен быть резко сокращен и превращен в технический орган Федерального совета территориальных центральных банков, а штат отделений территориальных центральных банков, которые должны заменить собой главные управления ЦБ РФ, приведен в соответствие с количеством и качеством коммерческих банков, расположенных на территориях отделений. При строгой подчиненности решениям Федерального совета территориальные центральные банки должны выполнять все функции центрального банка, включая эмиссионную, кредитора последней инстанции и др. Такая структура позволит не только значительно усилить контроль за деятельностью коммерческих банков в регионах, но и лучше изучать финансово-экономическое положение их клиентов, что даст возможность тщательнее подходить к переучету их векселей. Особый контроль со стороны ЦБ РФ нужен за утечкой капитала из России. Основной отток капитала происходит через импортные операции и операции по различным видам услуг, совершаемым через коммерческие банки. Ведь не в чемоданах же вывозятся миллиарды долларов. Поэтому лицемерно звучат все "ахи" и "охи" со стороны чиновников ЦБ РФ по поводу нелегального по сути вывоза капитала за рубеж. Вместо этих воеклицаний ЦБ РФ должен ввести строгий норматив, по которому коммерческие банки наказываются за незаконность коммерческих операций, в том числе и материально. Подобных "липовых" операций могло бы быть значительно меньше, если бы ЦБ РФ либерализовал выдачу разрешений на легальный экспорт капитала и помогал направлять этот вывоз в желательное для России русло. Для этого ЦБ РФ достаточно заключить соглашения с центральными банками других стран о приведении в соответствие с западными стандартами правил надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков в России. Вызывает удивление спокойное отношение Правительства России и ее ЦБ РФ к тому факту, что рубль продолжает оставаться на положении ущербной валюты. Россия имеет возможность превратить свою валюту, как в резервную, так и в валюту международных расчетов. Начать можно со стран СНГ. Если ввести правила оплаты наших энергоносителей и других сырьевых товаров в рублях, то страны СНГ вынуждены будут зарабатывать эти рубли за счет экспорта товаров в Россию, а их центральные банки держать рубли в своих резервах или обменивать иностранную валюту на рубли, если не удастся заработать последние в должном количестве.
Заключение
Коммерческие банки – это специфические предприятия, специализирующиеся на посреднической деятельности, связанной, с одной стороны, с покупкой ресурсов, а с другой – их продажей нуждающимся предприятиям, организациям и населению. В этих условиях для банков оказываются одинаково важными как активные, так и пассивные операции. От пассивных операций зависит размер банковских ресурсов и, следовательно, масштабы деятельности коммерческих банков.
Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка.
Управление ресурсами банков означает не только размещение и привлечение денежных средств, но и определение оптимальной структуры источников образования для конкретного банка. Коммерческий банк должен поддерживать определенное соотношение между собственными и привлеченными средствами.
Основное место в ресурсах банка занимают привлеченные депозиты, расчетные и текущие счета. На долю привлеченных средств приходится около 75% средств в большинстве коммерческих банков.
Чрезмерное наличие привлеченных средств увеличивает риск и повышает потенциальную угрозу неплатежеспособности банка, а также попадания его под «контроль» других коммерческих банков и кредиторов, что может позволить последним воздействовать как на текущую деятельность, так и на проведение кредитной политики в целом.
Преимущественное формирование банковских ресурсов за счет собственного капитала – также не лучшая политика для коммерческого банка. Это связано, в частности, с возможной потерей определенной группой акционеров контроля над банком, снижением уровня выплачиваемых дивидендов и рыночной стоимости акций. Как следствие, несбалансированность может привести к ухудшению показателей, характеризующих деятельность банка, к снижению его имиджа на рынке и денежных ресурсов.
Следовательно, основная цель коммерческого банка – выбрать такую структуру банковского капитала, которая при наименьших затратах на формирование банковских ресурсов будет способствовать поддерживанию стабильности уровня дивидендов и доходов, а также репутации банка на уровне, достаточном для привлечения им необходимых денежных ресурсов на выгодных условиях.
В формировании ресурсной базы целесообразно уделять максимальное внимание увеличению депозитов в общей сумме мобилизованных средств, несмотря на рост процентных расходов (стоимость депозитов выше обслуживания расчетных счетов, но ниже стоимости межбанковских кредитов).
Высокие темпы роста депозитов и увеличение их доли в общей сумме привлеченных ресурсов свидетельствуют о формировании стабильной ресурсной базы коммерческого банка, обеспечивающей его динамичное развитие.
В целях устойчивого привлечения ресурсов банку важно разработать стратегию депозитной политики, определяемую тактическими и стратегическими задачами, закрепленными в уставе, включая получение максимальной прибыли и необходимость сохранения банковской ликвидности.
Балансы коммерческих банков используются для анализа и управления деятельностью банковских учреждений, определения показателей их ликвидности, управления банковскими рисками, пофакторного анализа банковской прибыли. В новых условиях банковской деятельности баланс коммерческого банка является не только средством бухгалтерской отчетности, но и средством коммерческой информации, банковского менеджмента, а также средством серьезной рекламы для потенциальных клиентов, стремящихся глубоко и профессионально разобраться в деятельности банка.
Повышенный интерес самих банков к анализу своей хозяйственно-финансовой деятельности связан с изменением их статуса, превращением из органов управления в специфические коммерческие учреждения.
Список используемой литературы
1. В.Д. Камаев. Экономическая теория, учебное пособие для вузов ст. 322
2. Банковский кризис в России: причины, последствия кризиса банковской системы – 2008. – Интернет-портал «Экономический кризис.ру» - http://www.economic-crisis.ru/
3. Выступление на XХ съезде Ассоциации российских банков (Председатель Банка России С.М. Игнатьев). // Данные Интернет-портала Банка России cbr.ru: http://www.cbr.ru/today/
4. Выступление на XХ съезде Ассоциации российских банков (Председатель Банка России С.М. Игнатьев). // Данные Интернет-портала Банка России cbr.ru:
http://www.cbr.ru/today/
5. В число этих банков вошли Инкомбанк, “Менатеп”, Мосбизнесбанк, Мост-банк, Русский стандарт .
6. См.: Орлова Н.Трудно быть банком//Forbes.-2004. №4.-С..38-43.
7. О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями: Указ ЦБ РФ от 25 дек.№1363-У//Собрание законодательства Российской Федерации.-2002г.-№28.-Ст.
8. См.: Орлова Н.Трудно быть банком//Forbes.-2004. №4.-С..38-43.
9. См.:Малютин А. Размер имеет значение//Forbes.-2004.№5.-С.
10. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 года N 395-1 (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 325-ФЗ).
11. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие. - М.: Институт международного права и экономики, 2003.
12. Банковское дело / Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой – М. Финансы и статистика, 2001.
13. Банковское дело. Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой - изд. 5-е, доп. и перер. – М. Финансы и статистика, 2003.
14. Ветрова В.А., Скрипкин В.И. Проблемы банковского аудита // Аудит и финансовый контроль. – 2001.- №1.- С.56.
15. Герасимович А.М. Учет и аудит в коммерческом банке - М.: «Феникс», 2001.
16. Гурьянов С.А.Маркетинг банковских услуг. – М.,2003.
17. Деньги, кредит, банки. / Под ред. О. И. Лаврушина.- М. Финансы и статистика, 2002.
18. Жукова Е.Ф.Банки и банковские операции. Учебник . – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
19. Курочкин А. В. Особенности формирования ресурсной базы коммерческих банков в современных условиях // Финансы и кредит.- 2000.-№ 4.– С. 32-34.
20. Курочкин А.В. Критерии оптимальности структуры источников ресурсной базы коммерческого банка //Финансы и кредит.- 2000.-№9.–С. 7-11.
21. Курочкин А.В. Основы управления ресурсами коммерческого банка в современных условиях // Финансы и кредит.- 2000.-№ 5.– С. 6-9.
22. Радковская Н.П. Методологические подходы к управлению прибылью коммерческого банка.// Журнал «Финансы и кредит».- 2006.-№1(205). – С.36.
23. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. - М: ИПЦ"Вазар-Ферро", 2004.
24. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. М.: ИД ФБК-Пресс, 2000. – 275 с.
25. Балабанов А., Балабанов И.. Финансы. СПб., 2002. – 298 с.
26. Банковское дело: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 1998. – 435 с.
27. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 1999. – 226 с.
28. Журнал ''Финансовые исследования'' №4, 2008, электронное издание
29. Злобина А.А. Финансы. Учебное пособие М., 2002. – 284 с.
30. О банках и банковской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 декабря 1990г. №395-1.
31. О Центральном банке Российской Федерации: Федеральный закон от 2 декабря 1990г. № 394-1.
32. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова Н.И. Финансы на макроуровне. М.: Высшая школа, 1998. – 145 с.
33. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика, 1996.
34. Финансы. Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, Финансы, Москва, 1999. – 296 с.
35. Финансы. Учебник / Под ред. М.В. Романовского. М.: Изд-во "Перспектива", изд-во "Юрайт", 2000. – 344
Приложение 1
Структура российской банковской системы
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Структура основных операций коммерческого банка
18
Информация о работе Балансовые и забалансовые операции банка