Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:19, реферат
Одним из обязательных этапов любого исследования является статистический анализ данных. Продолжительное время анализ данных был уделом специалистов, так как это требовало серьезной предварительной подготовки. С появлением и совершенствованием современных программ обработки данных статистическая обработка поднялась на новый уровень. Теперь исследователь может и не иметь математической подготовки. Достаточно оперировать статистическими понятиями и, самое главное, правильно выбрать метод анализа. Все осуществимо благодаря компьютеру и новейшим программам. [3]
В связи с вышеизложенным, мы считаем, что тема нашей работы актуальна.
Введение 3
Математическая статистика как метод научного исследования 4
Методы статистического исследования 5
Математическая статистика в психологии и педагогике 8
Программные средства, автоматизирующие статистическую обработку данных 18
Заключение 30
Список литературы 31
В современных условиях наблюдается постоянный рост интенсивности информационных потоков и объемов обрабатываемой информации. Это требует непрерывного обновления знаний о состоянии предметной области и перспектив развития. [1]
Без адекватных технологий анализа информации (данных) человек оказывается беспомощным в жестокой информационной среде. Статистика позволяет компактно описать данные, понять их структуру, провести классификацию, увидеть закономерности в хаосе случайных явлений.
Для будущего учителя очень важно уметь анализировать результаты своей педагогической деятельности, а также грамотно планировать, проводить психолого-педагогические эксперименты и обрабатывать их результаты.
Для педагога-исследователя
Одним из обязательных этапов любого исследования является статистический анализ данных. Продолжительное время анализ данных был уделом специалистов, так как это требовало серьезной предварительной подготовки. С появлением и совершенствованием современных программ обработки данных статистическая обработка поднялась на новый уровень. Теперь исследователь может и не иметь математической подготовки. Достаточно оперировать статистическими понятиями и, самое главное, правильно выбрать метод анализа. Все осуществимо благодаря компьютеру и новейшим программам. [3]
В связи с вышеизложенным, мы считаем, что тема нашей работы актуальна.
Математическая статистика – наука, разрабатывающая математические методы систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов. Во многих своих разделах математическая статистика опирается на теорию вероятностей, позволяющую оценить надёжность и точность выводов, делаемых на основании ограниченного статистического материала. [4]
Как метод научного исследования, математическая статистика сложилась достаточно давно. Сам термин статистика происходит от латинского слова «status» - состояние. В XVIII веке, когда статистика только начала оформляться в научную дисциплину, этот термин связывался с системой описания фактов, характеризующих состояние государства. В настоящее время статистика включает в себя следующие три раздела: [5]
Последний раздел и составляет содержание математической статистики. Совокупность значений какого-то признака объекта называется генеральной совокупностью, а основной задачей математической статистики является выяснение вероятностных свойств генеральной совокупности (распределение, числовые характеристики и т.д.). Полное исследование генеральной совокупности практически невозможно, поэтому обычно рассматривают только некоторые ее объекты, т.е. делают выборку, с помощью которой по вероятностным свойствам оценивают генеральную совокупность. [5]
Гуманитарные и естественные науки в процессе исследования широко применяют методы статистики для сбора, обработки и анализа данных. Для разработки предмета статистики применяются специальные приемы и методы, совокупность которых образует методологию статистики. [6]
Статистическая методология – это система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений. [6]
Общей основой статистического метода познания является диалектический метод, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии взаимной связи и причинной обусловленности.
Статистика опирается на такие диалектические категории, как количество и качество, причинность и закономерность, индивидуальное и общее.
В процессе исследования статистика может использовать и другие общенаучные методы:
Статистические методы используются комплексно. Применение конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от характера исходной информации. [6]
Статистическое исследование – это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических, демографических и других явлениях и процессах общественной жизни в государстве с регистрацией их наиболее существенных признаков в учётной документации. [10]
Статистическое исследование состоит из трёх стадий:
Наблюдение как начальный этап исследования связано со сбором исходных данных об изучаемом вопросе. Оно свойственно многим наукам. С помощью массового научно обоснованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах изучаемого явления. При этом применяют метод массового статистического наблюдения, обеспечивающий полноту и репрезентативность полученной информации.
Статистическое наблюдение является первой стадией статистического исследования, представляющей собой научно организованный сбор данных об изучаемых явлениях и процессах общественной жизни. В результате статистического наблюдения должна быть получена объективная, сопоставимая, полная информация, позволяющая в последующих этапах исследования обеспечить научно-обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого явления.
Статистическая сводка – комплекс последовательных операций по первичной обработке данных с целью выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению.
Статистическая сводка является следующим
после статистического
Различают сводку простую и сложную. При простой сводке производится подсчёт общих итогов по изучаемой совокупности. При сложной сводке производится группировка единиц наблюдения, подсчёт итогов по каждой группе и по всей совокупности, и представление результатов группировки в виде статистических таблиц.
Сводка называется децентрализованной, если единое руководство работой осуществляется из центра, а непосредственная работа проводится на местах (обычно используется при обработке статистической отчётности). Если же сбор и обработка данных проводится в одном месте, то сводка называется централизованной. Такая сводка обычно используется для обработки материалов единовременных статистических обследований.
Проведению статистической сводки и группировки предшествует разработка программы статистического наблюдения, состоящая из нескольких этапов: выбор группировочного признака, разработка системы статистических показателей.
Статистическая сводка должна проводиться по определённой программе и плану:
Чаще всего простые итоговые сводки дают слишком общие представления об изучаемом явлении. Поэтому статистический материал подвергается группировке.
Группировка – это метод, при
котором вся исследуемая
Выбор группировочного признака зависит от цели данной группировки и предварительного анализа явления. В зависимости от степени сложности массового явления и задач анализа группировки могут производиться по одному или нескольким признакам:
С помощью группировки можно выявить влияние отдельных единиц на средние итоговые показатели. Группировка является основой для последующей сводки и анализа данных.
В зависимости от задач исследования различают типологические, структурные и аналитические группировки. [6]
Типологическая группировка – представляет собой разделение исследуемой совокупности на однородные группы;
Структурная группировка – группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-то варьирующему признаку. Анализ статистических данных структурных группировок, взятых за ряд периодов, показывает изменение структуру изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги. Структурные группировки используют с целью исследования состава и структуры совокупности данных, а также с целью изучения тех изменений в этой совокупности, которые имеют место в соответствии с выбранным имеющимся признаком.
Аналитическая группировка позволяет
выявить взаимосвязи между
Сводка и группировка
В процессе обработки статистических
показателей осуществляется анализ
результатов для получения
Отличительными чертами
В целом статистическое исследование должно:
Исследования, не удовлетворяющие этим требованиям, статистическими не являются. Не являются статистическими исследования, например, наблюдения и исследования: матери за играющим ребенком (личный вопрос); зрителей за театральной постановкой (нет учетной документации по зрелищу); научного работника за физико-химическими опытами с их измерениями, расчетами и документальной регистрацией (не массово-общественные данные); врача за больными с ведением медицинских карточек (оперативный учет); бухгалтера за движением денежных средств на банковском счете предприятия (бухгалтерский учет); журналистов за общественной и личной жизнедеятельностью государственных лиц или иных знаменитостей (не предмет статистики). [10]
Специфика статистической обработки
результатов психолого-
Психолого-педагогические исследования можно разбить на три группы. Первая - это номинальные переменные (пол, возраст и другие анкетные данные и т.д.). Арифметические операции над такими величинами лишены смысла, так что результаты описательной статистики (выборочные средние, дисперсия) к таким величинам не применимы. Классический способ их анализа - разбиение на классы относительно тех или иных номинальных признаков и проверка значимых различий по классам. Вторая группа данных имеет количественную шкалу измерения, но эта шкала является порядковой (ординальной). При анализе ординальных переменных используются как разбиение на подвыборки, так и ранговые технологии (например, нахождение ранговой корреляции). Третья группа - количественные переменные, отражающие степень выраженности замеряемого показателя, - это успеваемость, тесты Амтхауэра, Кеттелла и другие оценочные тесты. При работе с выборками этой группы применимы все стандартные виды анализа, и при достаточно большом объеме выборки их распределение обычно близко к нормальному.
Информация о работе Программные средства, автоматизирующие статистическую обработку данных