Проблемы использования информационных технологий в управлении современной организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:19, дипломная работа

Краткое описание

Цели исследования: исследовать сложности, проблемы, стратегию внедрения и использования ИТ в управлении предприятием.
Для достижения этой цели надо решить ряд задач:
исследовать внутрифирменные проблемы при использовании ИТ;
исследовать концепцию управления предприятием с использованием ИТ – технологии автоматизации деловых процессов (workflow);
определить условия, стратегию и проблемы внедрения ИТ на российских предприятиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 7
1.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ. ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ УПРАВЛЕНИИ 7
1.2. ТРЕБОВАНИЯ ВЫДВИГАЕМЫЕ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ 14
1.3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 15
1.4. СРЕДСТВА WORKFLOW В РАМКАХ ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 17
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 26
2.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.2. УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАПАДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 28
2.3. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 30
2.4. ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

ит управления предприятием_57-89-26.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

2.3. Проблемы внедрения информационных технологий на российских предприятиях

 

      Рассмотрим, являются ли ERP-системы необходимым условием выживаемости российских предприятий. Для этого рассмотрим влияние на развитие политики в области информационных технологий отечественных предприятий тех же, что и для Запада, факторов: состояние экономики; состояние предприятий; состояние рынка ИТ.

      При этом из дальнейшего рассмотрения исключаются предприятия, которые, будучи резидентами в России, по существу являются дочерними предприятиями транснациональных корпораций. Для таких компаний внедрение ERP-систем диктуется корпоративными стандартами, а также потребностями управления большим транснациональным бизнесом. Причем тип системы, ее функциональный состав и количество рабочих мест, как правило, определяются теми же корпоративными стандартами.

      Итак, состояние экономики в России характеризуется явной нестабильностью и, несмотря ни на что, высокими инфляционными ожиданиями. Причем процентные ставки банковских долгосрочных кредитов практически постоянно превышают реально возможную рентабельность предприятий. В таких условиях выполнение инвестиционных проектов сопряжено с большим риском.

      Подавляющее число предприятий работают в среде со слабой конкуренцией, многие являются либо монополистами, либо близки к этому.

      Состояние отечественных предприятий в  большинстве случаев характеризуется наличием устаревших технологий основного производства и высокой степенью износа основных фондов. Крайне низка и выработка на одного сотрудника. Так, если в ведущих западных корпорациях выработка на одного сотрудника превышает 200 000 долларов США в год, то на российских она колеблется в пределах от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов США в год. Большинство управленцев слабо знакомо с современными методами управления, т.е. не являются, как это принято говорить, менеджерами в полном смысле этого слова, т.к. имеют техническое, в ряде случаев еще и не профильное, базовое образование, а программа переобучения управленческих кадров на российских предприятиях - большая редкость. Кроме того, предприятия в большинстве случаев не обладают развитой телекоммуникационной инфраструктурой, поэтому внедрение автоматизированной системы управления начинается с инвестиций в телекоммуникации, что приводит к существенному увеличению стоимости проектов. Общий уровень компьютерной грамотности российских управленцев недостаточно высок, что, в свою очередь, приводит к увеличению затрат на обучение. Нередки случаи, когда обучение управляющих начинается с обучения их базовым понятиям информационных технологий, затем офисным приложениям, и только потом появляется возможность перейти к обучению их собственно как пользователей автоматизированной системы управления предприятием. (8, с. 28)

      Рынок ERP-систем в России на сегодняшний  день находится в достаточно интересном положении: полностью отсутствуют отечественные системы подобного класса, но зато присутствует достаточно много зарубежных производителей, начиная с SAP и заканчивая совсем малоизвестными фирмами из Западной Европы. Причем большинство систем в той или иной степени локализованы, включая документацию. Однако сравнительно небольшой объем рынка, который по некоторым оценкам не превосходит 270 млн. долларов США, заставляет поставщиков решений вести себя достаточно агрессивно. Это проявляется в том, что в условиях низкого спроса со стороны предприятий в сочетании с необходимостью выполнять партнерские соглашения и выбирать квоты со стороны поставщиков решений, практически любая ERP-система представляется одинаково пригодной для любой компании. Встречаются случаи, когда какая–либо система, в основном ориентированная на определенный тип производства, в России внедряется на предприятиях с другим типом производства. Или другой пример: предприятие с годовым оборотом меньше 30 млн. долларов США закупает систему, которая позиционируется как система для предприятий из списка Fortune 2000.

      Отдельного  рассмотрения заслуживает и проблема внедрения ERP-систем на российских предприятиях. Как уже отмечалось, ERP-системы ориентированы на обслуживание бизнеса. Многие ли предприятия имеют сформулированные стратегии развития бизнеса, корпоративные стандарты в области информационных технологий и стратегию развития ИТ? Ответ достаточно очевиден. Выбор и внедрение системы в этих условиях становится зачастую просто бессмысленным, а инвестиции в ИТ - омертвленным капиталом.

      Другим  существенным препятствием при внедрении ERP-систем становится уровень организации управления. На российских предприятиях в основной массе отсутствует традиция детально документировать управленческие решения. Необходимо понимать, что одним из основных конкурентных преимуществ, которое дает ERP-система, является возможность представления консолидированной информации высшему управленческому персоналу. А это требует ввода информации в систему, причем регулярно и на всех уровнях управления. Т.е. менеджер любого уровня должен документировать свои действия. Естественно, что это повышает загрузку низшего и среднего звена управленцев, которое просто не привыкло работать подобным образом и зачастую может оказывать существенное сопротивление процессу внедрения системы. И, наконец, в условиях слабой конкуренции оперативное представление консолидированной информации высшему управленческому персоналу может просто не понадобиться. (10, с 22)

      Итак, какие же рекомендации по формированию стратегии внедрения ИТ на российских предприятиях можно дать в сложившейся ситуации? Прежде всего - это решение только тех проблем, которые необходимо решить. Т.е. необходимо правильно идентифицировать проблемы, стоящие перед предприятием, и существующие возможности для их решения. Например, если годовой оборот предприятия составляет 50 млн. долларов США, то оно вряд ли нуждается в системе с годовой стоимостью владения более миллиона долларов. Кроме того, если предприятие действует в слабо конкурентной среде, ему также не требуется и возможность быстрого принятия решений в области смены линии выпускаемых продуктов или системы продаж.

      Однако, если все-таки принято решение о  создании или внедрении автоматизированной системы управления предприятием, то, так же как и на Западе, начинать внедрение таких систем следует с автоматизации критичных бизнес–функций. К таким функциям в России, как правило, следует отнести подготовку внешней отчетности и оптимизацию налогообложения, что требует внедрения регулярных процедур учета с последующей их автоматизацией.

      Второй  задачей, которую необходимо решать, является задача подготовки управленческих кадров, способных не только воспринимать подходы к управлению, реализованные в ERP–системах, но и готовых внедрять их на практике. Как известно, менеджеры не появляются мгновенно. Таким образом нам требуется повторить путь, который прошли западные корпорации, только намного быстрее.

      Хорошей стартовой платформой при этом могут  стать корпоративные системы  управления, создаваемые российскими  производителями. Они значительно дешевле западных систем, и в них учтены все особенности российского бухгалтерского учета. Желательно выбирать те системы, которые характеризуются следующими качествами:

      по  своим возможностям приближаются к  западным стандартам управления производством (например, стандарту MRPII) или мигрируют в этом направлении

      при их создании использованы наиболее совершенные технические решения. Это гарантирует защиту сделанных инвестиций.

      Таким образом, возможно, что для многих российских предприятий наилучшей  стратегией внедрения ИТ может стать  одна из следующих:

      Использовать  какую–либо развивающуюся российскую систему, получая соответствующие скидки на обновленные версии и подготавливая управленческий персонал к ее возрастающим функциональным возможностям. В этом случае остается надеяться, что грань в подходах, лежащих в основе построения отечественных и зарубежных систем, со временем сотрется.

      Внедрить  относительно недорогую российскую учетную систему, что позволит достичь  полного соответствия российскому  законодательству, и со временем интегрировать ее с системой управления предприятием типа ERP. Следует отметить, что по этому пути пытались пойти некоторые поставщики ERP-систем на нашем рынке, предпочтя доработке собственной системы ее интеграцию с качественными российскими продуктами.

2.4. Проблемы и условия внедрения информационных технологий на предприятиях республики  
Северная Осетия-Алания

 

      Управленческая  деятельность любой организации  основана на переработке данных и производстве выходной информации, что предполагает наличие технологий преобразования исходных сведений в результативную информацию. Информационную технологию можно определить как систему методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения технических средств. Министерство по налогам и сборам России в качестве приоритетного выбрало техногенное развитие и очень четко следит за тем, чтобы его структурные подразделения получали компьютерное оборудование и современное программное обеспечение. Они ведут информацию в электронном виде с 1993 года: лицевые счета налогоплательщиков, регистрационные данные, отчетность и т.д.

      В 2002 году была проведена крупномасштабная кампания по внесению предприятий единый государственный реестр юридических  лиц (ЕГРЮЛ), и без достаточных  технических ресурсов это было бы невозможно. Сейчас готовимся к оснащению подведомственных инспекций более современной техникой. Мы пытаемся никого не обижать. Ведь если какая - то инспекция дает в бюджет меньше поступлений, чем другая это не значит, что ей не надо работать.

      Какие передовые технологии используются в структурах налоговых органов РСО - Алания?

    Действует интернет-сайт управления, где размещена  вся необходимая для налогоплательщика  информация. Сайт постоянно обновляется. Налогоплательщик может посредством интернета задать любой интересующий его вопрос специалистам налоговых инспекций. В процессе актуализации сайта принимают участие все отделы УМНС РФ по РСО-Алания и все инспекции. Помимо этого на уровне управления и подведомственных ему инспекций введена система электронного документооборота с элементами криптозащиты передаваемой информации и электронно-цифровой подписью. В ближайшей перспективе мы собираемся внедрить единую полномасштабную систему электронного документооборота, которая позволит избавиться от бумажных носителей. Она будет основана на специализированном программном обеспечении и мощном потоковом сканере.

    Как будет выглядеть работа налоговиков  после внедрения этой системы?

    Действительно, требуются некоторые усилия для  осознания того, что внедрение  электронной почты не отменяет разговоров по телефону, а переход на электронное согласование документом не означает отказа от личных встреч сотрудников между собой. Система электронного документооборота представляет новый, эффективный способ взаимодействия и не заменяет, а дополняет уже существующие.

    Многие, наверное, обращали внимание, насколько  неэффективно применяются компьютеры во многих организациях. Им чаще всего отводится роль пишущих машинок, а сетевая инфраструктура служит лишь для обмена файлами.

      Проблема  компьютеризированного беспорядка осознается многими организациями, но мало где делаются попытки ее решить. Постоянное увеличения потока информации, необходимой для принятия правильного управленческого решения, приводит к тому, что традиционные методы сотрудников с документами становятся неэффективными. Поэтому встает вопрос о повышении квалификации наших кадров. Департамент кадровой политики МНС России выделил средства на обучение и переподготовку сотрудников налоговых органов республики. Закончился первый этап обучения на базе нашего профильного факультета при ГГАУ: его прошли 30 человек - результаты хорошие. Сейчас обучается второй поток - это 15 человек. Мы и в дальнейшем надеемся на плодотворное сотрудничество. УМНС РФ по РСО - Алания, внедряя передовые информационные технологии, не просто отдает дань моде, а стремится к повышению эффективности труда своих сотрудников и усилению информационного взаимодействия с налогоплательщиками.

      На  ОАО «Владикавказский завод «Электроконтактор» видятся средства массовой информации, имеющие электронные версии своих изданий и, продающая свою информацию через Интернет.

     Другое  направление, развивающееся параллельно  с открытием существующих массивов информации, состоит в сборе, хранении и распространении кредитных историй физических и юридических лиц. Кому из компаний, занимающихся оптовой торговлей, не хотелось бы иметь возможность доступа к обладающей полнотой базе данных кредитных историй и найти или не найти в ней кредитную историю заемщика. Безусловно, речь должна идти не только о финансовом, но и о товарном кредитовании.

     В стране появляются массивы информации, содержащие кредитные истории. А так как это персональная информация, которая может получить широчайшее распространение, нужен законодатель, который ограничит рамки этой информации и определит условия доступах ней.

Информация о работе Проблемы использования информационных технологий в управлении современной организацией