Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:59, курсовая работа
Имитационным моделированием называется воспроизведение поведения изучаемой системы на основе анализа ее структуры и наиболее существенных взаимосвязей элементов с целью получения информации о функциональных свойствах этого объекта.
Модель системы представляет изучаемый объект и выступает в роли относительно самостоятельной системы, позволяющей получить важнейшие сведения о самом объекте. Натурное моделирование при решении многих практических задач требует больших финансовых и временных затрат (например, продувка летательного аппарата в аэродинамической трубе, войсковые учения – как моделирование венных действий и т.д.), поэтому в настоящее время все шире используется компьютерное моделирование.
Введение. 3
1. Метод Монте-Карло. Решение детерминированных задач.
Моделирование задач имеющих стохастическую природу. 5
2. Случайные числа. 6
3. Вероятностно-статистические аспекты метода Монте-Карло
и имитационного моделирования (ИМ). 11
4. ИМ Марковских процессов. 14
5. ИМ систем массового обслуживания. 22
8. Список литературы 35
Если, при этом очереди нет, то корректируется время активного канала, к числу обслуженных заявок прибавляется единица и канал с номером ind становится свободным.
Если, очередь есть, то к числу обслуженных заявок прибавляется единица, заявка из очереди мгновенно занимает этот канал. Находится время tp пребывания в очереди заявки, которая на данный момент была в очереди первой и вся очередь сдвигается на одно место вперед. Определяется время ts обслуживания пришедшей заявки и корректируется время канала, суммарное время обслуживания и суммарное пребывания в очереди Toch (re4).
Для
определения времени
Вычисление параметров эффективности системы по результатам прогона модели.
Абсолютную пропускную способность А вычисляем как отношение числа пришедших в систему заявок к времени моделирования. Вероятность отказа находим как число заявок получивших отказ от обслуживания отнесенных к полному числу поступивших требований. Тогда относительная пропускная способность системы (или отношение обслуженных заявок к полному их числу). Существует ряд способов расчета среднего числа заявок в очереди (метод интервалов, метод повторений и т.д.), однако, в виду того, что эти методы достаточно громоздки при расчетах, здесь принят другой подход. Среднее время пребывания требования в очереди легко подсчитать, разделив полное время пребывания в очереди на полное число заявок. А среднее число заявок в очереди можно найти, используя формулу Литлла, справедливую для всех типов СМО ,
Аналогично можно поступить и для среднего времени в системе и среднего числа заявок в системе .
5.3 Моделирование СМО с отказами
Построение программы для этого случая незначительно отличается от случая описанного выше. Так как очереди нет, то заявка, пришедшая в момент, когда все каналы заняты, покидает систему не получив обслуживания. Соответствующий оператор имеет вид,
.
(Операторы типа не выполняют никаких функций и включены в программу только для сохранения ее структуры).
5.5 Моделирование СМО с неограниченной очередью при различных законах распределения для входного потока и времени обслуживания.
Пусть случайный промежуток
времени между заявками
Для дальнейших сравнений результатов, сначала проведем расчет параметров простейшей СМО.
Тогда, - интенсивность входного потока, - среднее время обслуживания и . Число каналов n , каналы нумеруются индексом k . Вероятности состояний находим по обычным формулам [4,5]
где m, номер занятого места в очереди.
Построение моделирующей программы не отличается от приведенной в предыдущем разделе. Меняются лишь выражения для вычисления случайных времен событий.
Результаты моделирования простейшей СМО, получены при времени моделирования , где − характерное время задачи. При изучении СМО, характерным (определяющим) временем является среднее время между поступающими в систему заявками. Принятая здесь величина tmm в практике моделирования считается приемлемой.
Предварительно
проведем расчет параметров
Оценим дисперсию случайной
величины - среднего времени в
очереди. Для этого проведем 10
прогонов при неизменных
Результаты удовлетворительны и модель можно считать адекватной.
Переходим к
моделированию СМО с другими
законами распределения потоков.
Пусть входной поток
Сравнение результатов будем проводить с простейшей системой имеющей те же входные характеристики.
Число обслуженных заявок сократилось на 14%, поэтому параметры СМО, связанные с очередью заметно улучшились. Поменяем использованные выше законы местами.
Результаты моделирования
Абсолютная пропускная
Таким образом, при законах
распределения со временем
обслуживания отличном от
Задание № 1. Системы массового обслуживания с отказами.
АТС имеет 4 линии связи. Поток вызовов простейший с интенсивностью вызовов в минуту. Время переговоров распределено по показательному закону, среднее время составляет t мин ( ). Информация об исходных данных приведена в таблице.
1. Описать состояния СМО,
2. Найти предельные вероятности
состояний системы. Найти
3. Определить, сколько линий должна иметь АТС, чтобы вероятность отказа не превышала 0,01.
4. Провести моделирование системы. Сравнить полученные результаты с точными значениями функциональных характеристик.
Задание № 2. Системы массового обслуживания с очередями.
Задача 1
В приемно-отправочный парк станции поступает простейший поток поездов со средней интенсивностью составов в час.
Две бригады осмотрщиков обрабатывают состав со средней продолжительностью . Время обработки распределено по показательному закону. Очередь не ограничена.
1. Описать состояния системы, построить граф состояний.
2. Найти вероятности состояний
для стационарного случая и
показатели эффективности
3. Провести моделирование системы. Сравнить полученные результаты с точными значениями функциональных характеристик.
Задача 2
На сортировочной станции
Вар. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
140 |
130 |
120 |
110 |
100 |
150 |
160 |
144 |
125 |
134 | |
t |
12 |
10 |
11 |
13 |
11 |
11 |
12 |
11 |
10 |
10 |
1. Описать состояния системы, построить граф состояний.
2. Найти вероятности состояний СМО для стационарного случая и показатель эффективности работы сортировочной станции. Определить процент составов, идущих сразу в обработку.
3. Провести моделирование системы. Сравнить полученные результаты с точными значениями функциональных характеристик.
4. Пусть входной поток
Задача 3
СМО представляет собой автозаправочную станцию (АЗС) с n колонками. Площадка возле АЗС позволяет ожидание в очереди не более m автомашин. Если вся площадка занята, то следующий автомобиль не обслуживается. Поток автомашин на заправку простейший, с интенсивностью автомашин в минуту. Время заправки показательное со средним значением . Исходные данные приведены в таблице
Вар. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1,0 |
2,0 |
1,5 |
3,0 |
1,5 |
2,0 |
1,5 |
1 |
1 |
2 | |
t |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
n |
3 |
4 |
5 |
7 |
4 |
9 |
5 |
3 |
3 |
5 |
m |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
1. Описать состояния системы, построить граф состояний.
2. Найти вероятности состояний СМО для стационарного случая и показатели эффективности работы СМО, проанализировать их, оценить работу АЗС.
3. В условиях конкуренции нужно, чтобы отказ от обслуживания получили не более двух % автомашин, нуждавшихся в заправке. Проверить, удовлетворяет ли АЗС этому условию. Если нет, то найти число колонок, при котором это условие будет выполняться.
4. Провести моделирование системы. Сравнить полученные результаты с точными значениями функциональных характеристик.
СМО с ограниченной очередью
В стандартной постановке задачи известны: tob - среднее время обслуживания
одной заявка одним каналом, l - интенсивность входного потока , число
каналов обслуживания n и число мест в очереди m.
Вероятности состояний определяются по формулам Эрланга
Вероятность отказа заявке
в обслуживании.
Относительная пропускная способность системы - вероятность обслуживания
Абсолютная пропускная способность системы