Автоматизация управленческой деятельности супермаркета

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проектирование информационной системы, позволяющей выполнять следующие задачи:

•управление закупками и продажами товаров (учет остатков и движения запасов, ведение прайс-листов, формирование товарных отчетов)
•формирование платежных ведомостей (аванс, зарплата)
•регистрацию документов в книгах покупок и продаж.
•учет имущества предприятия (учет специального оборудования и инструментов, учет наличия и движения каждого объекта учета, начисление амортизации объектов)

Оглавление

Введение 3

1. Назначение и цели создания новой системы управления «Супермаркет» 4

2. Описание объекта автоматизации 5

2.1 Субъекты супермаркета 5

2.2 Примерная схема движения товара и информации супермаркета. 6

2.3 Процессы супермаркета. 7

2.4 Закупка товара 8

2.4.1 Определение ассортимента 8

2.4.2 Формирование закупок 9

2.4.3 Поставка товара 10

2.5 Хранение 10

2.5.1 Прием товара 10

2.5.2 Хранение товара 12

2.5.3 Формирование розничной цены 12

2.5.4 Маркировка товара 13

2.5.5 Перемещение товара в торговый зал 13

3. Требования к системе 14

3.1 Требования к системе в целом 14

3.1.1. Требования к структуре и функционированию системы: 14

3.1.2. Требования к численности, квалификации персонала и режиму его работы 14

3.1.3. Требования к надежности: 14

3.1.4. Требования по эргономике и технической эстетике 15

3.1.5. Требования по стандартизации и унификации: 15

3.2 Требования к функциям (задачам), выполняемым системой (функциональные блоки нижнего уровня иерархии дерева узлов): 15

3.3 Общие требования к организации интерфейса 17

3.4 Требования к видам обеспечения 18

3.4.1 Требования к информационному и программному обеспечению 18

3.4.2 Требования к техническому обеспечению 18

4. Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы 19

4.1. Формирование требований к АИС 19

4.2. Разработка концепций АИС 19

4.3 Разработка технического задания (ТЗ) 19

4.4. Эскизный проект 20

4.5 Технический проект 20

4.6 Рабочая документация 20

4.7 Ввод в действие 20

4.8 Сопровождение ИС 21

5. Порядок контроля и приемки системы 21

6. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу в действие 22

6.1. Преобразование входной информации виду, пригодному для обработки с помощью ПК. 22

6.2. Изменения, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации 22

6.3.Создание условий функционирования объекта автоматизации, при которых гарантируется соответствие создаваемой системы требованиям, содержащимся в ТЗ 22

6.4. Сроки и порядок комплектования штатов и обучения персонала 22

7. Требования к документированию 22

Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 381.00 Кб (Скачать)

    -Повышение  лояльности покупателей при поддержке  разнообразных программ лояльности, проведения распродаж и применения  других - маркетинговых ходов;

    -Обеспечение  обмена информацией между структурными  единицами одной сети, и получение  объективной информации о наличных  остатках товаров и их надлежащем  качестве.

      2. Описание объекта автоматизации

       

       2.1 Субъекты супермаркета

     Внутренние процессы функционирования супермаркета в значительной степени определяются взаимодействием с внешними субъектами.

        На рис.  1 представлены субъекты, с которыми супермаркет взаимодействует  в процессе своей деятельности. 

Рис. 1 Внешняя модель супермаркета 

       К числу основных  внешних субъектов,  взаимодействие с которыми существенно влияет на требования, предъявляемые к корпоративной информационной системе, относятся поставщики, документы от поставщика и покупатели.

       2.2 Примерная схема движения товара и информации супермаркета.

       Систему автоматизации можно разбить  на две составляющие части: front-office (фронт-офис) и back-office (бэк-офис).

       Front-office - это элементы системы автоматизации находящееся в торговом зале, включая рабочие места кассиров, операторов системных весов.

       Back-office состоит из рабочих мест операторов прихода, товароведов, бухгалтеров, менеджеров всех уровней, выделенного сервера базы данных.

Back-office в современных гипер- и супермаркетах обрабатывается огромный поток информации, для них требуется не только жесткий контроль над товародвижением, но и сильная система аналитики.

       Основой автоматизации супермаркета является информационная система (программный  комплекс). Программный комплекс должен контролировать весь процесс товарооборота от закупки до реализации, единую маркетинговую, финансовую, закупочную, кадровую политику, эффективно работать с широкой номенклатурой товаров.

       2.3 Процессы супермаркета.

Рис.2 Процессы супермаркета 

    На  этом рисунке показано, что все  процессы, протекающие в регистраторе можно разделить на следующие группы:

    • Закупка товара
    • Хранение товара
    • Продажа товара

       2.4 Закупка товара

    На  рис.3 представлены основные процессы закупки товара и взаимоотношения  с поставщиком.

        Рис 3. Закупка товара

         2.4.1 Определение ассортимента

    Этот  бизнес-процесс на основе имеющихся  данных должен на выход давать ассортимент  товарной продукции, который будет  продавать магазин. Является ключевой и наиболее “интеллектуальной” задачей, возникающей в ходе работы супермаркета. Следует отметить, что оптимальное решение построить практически невозможно в силу трудной прогнозируемости и многообразия влияющих на результат параметров. Поэтому большинство алгоритмов, используемых при реализации этого бизнес-процесса – приблизительные.

    Как правило, для решения подобной задачи используются релаксационные методы. То есть в некоторые моменты времени  идут попытки изменения ассортимента, и если они оказываются удачными (увеличивается прибыль или улучшается некоторый другой заданный параметр), то новый ассортимент становится текущим, а иначе – возвращаются к старому. Такой метод является достаточно эффективным, но есть риск придти в локальный максимум. Вопрос заключается в том, каким образом  выбирать изменения, которые с наибольшей вероятностью приведут к улучшению  результатов. Можно использовать следующий  алгоритм :

    • ABC-XYZ классификация. ABC классификация проводится следующим образом : считается значение некоторого параметр по всем товарам, проводится сортировка, и в категорию A попадает товар из первой трети результирующего списка, в категорию B – из второй, и в C – из третьей. В качестве параметра, как правило, используется прибыльность товара. XYZ классификация проводится на основе дисперсии спроса на товар. В категорию X попадает товар с низкой дисперсией. В категорию Y – товар с сезонным спросом, то есть у которого дисперсия низкая по каждому сезону. Ну и в категорию Z – товар с высокой дисперсией. Соответственно, классификация ABC-XYZ содержит 9 категорий составленных из декартового произведения категорий ABC и XYZ. Следует также отметить, что вместо ABC-XYZ может быть использована просто ABC классификация.
    • Исключение из ассортимента. Выбирается наименее перспективный товар по каждой категории, то есть с наименьшим значением выбранного товара, и на его место ставится новый, более выгодный с точки зрения менеджера  по ассортиментной политике, товар.
 

    Применимость  данных алгоритмов обусловлена универсальностью градиентных и релаксационных методов. Однако, даже при использовании всех этих методов, весь процесс все равно  остается “интеллектуальным” и для  эффективного управления им необходим  человек, который хорошо разбирается  в вопросе, для избежания ситуации попадания в локальный максимум.

    Помимо  этого, в компетенцию менеджера  по ассортименту также входит проведение разного рода маркетинговых акций, определения скидок и т.д. Однако этот процесс является исключительно  “интеллектуальным”, поэтому система  не может каким-либо образом “советовать” как его выполнять. Однако в обязанности  системы в таком случае входит поддержка проведения всех этих решений  вплоть до кассовых аппаратов.

         2.4.2 Формирование закупок

    Задачей этого бизнес-процесса является обеспечение  наличия на складе товаров, поданных на вход менеджерами по ассортименту. Допускается временное отсутствие товара, но лишь в том случае, когда  это экономически оправдано.

    В ходе управления закупками сталкиваются две тенденции. Первая заключается  в том, что запасы материальных ресурсов различного вида необходимы. Вторая заключается  в том, что они нежелательны. Каждая из них порождена определенными  причинами и находит отражение  в методах управления закупками.

    Мероприятия, проводимые в данном бизнес-процессе:

          - анализируют размещение торговой  сети, группируют компании оптовой торговли по типам и размеру товарооборота;

          - рассчитывают грузооборот, рациональные  размеры поставки и частоту  завоза продуктов, потребность  в транспортных средствах и  многооборотной таре и разрабатывают  оптимальные маршруты доставки  продуктов;

         - устанавливают систему материальной  ответственности сторон на выполнение  условий централизованной доставки;

         2.4.3 Поставка товара

    Бизнес-процесс  “Поставка товара” является бизнес-процессом  взаимоотношения с поставщиком. Обработка договоров, оплата товара и на выходе имеет доставленный товар, документы на этот товар и сам факт оплаты услуг поставщика.

       2.5 Хранение

    На  Рис.4 представлены основные процессы хранения товара и его движение в  пределах супермаркета.

Рис.4 Процессы хранения товара в супермаркете

         2.5.1 Прием товара

     На  этом этапе сверяется количество товара: количество поставленного товара поставщиком, с количеством заказанного. В случае некоторых несоответствий работник, который принимает товар, консультируется с менеджером по закупкам, в ходе чего принимается решение о приеме товара или о том, чтобы вернуть товар поставщику. Схема работы этого бизнес-процесса показана на рисунке 5.

     

    Рис. 5 Прием товара 

Данные  о поступившем товаре вносятся в информационную систему. 

         2.5.2 Хранение товара

    Задача  этого процесса, на первый взгляд, достаточно проста – получить товар на хранение, хранить его в адекватных условиях и, по требованию, выгружать его дальше. Однако эта задача – действительно  сложна, так как требует оптимизации  достаточно сложного процесса – расположения мест хранения каждого товара, причем алгоритм должен быть онлайновый. Часто, для решения этой задачи применяют сложные специализированные системы, которые автоматически назначают товару места хранения, вносят предложения по переносу товара, учитывают используемость товара, предлагают пути доставки товара к определенной ячейке и т.д. Однако использование подобных систем оправдано в случае достаточного по размеру склада, например, в распределительных центрах сетей магазинов. В случае относительно небольших складов при магазинах, как правило, используется следующий алгоритм: проводится ABC классификация, а затем товар категории A располагается как можно ближе к выходу, В – дальше и C – совсем с краю.

    Еще одной важной задачей является проведение инвентаризаций, то есть сверка реального  количества товара с данными в  информационной системе и корректировка  их в зависимости от результата. Эффективной инвентаризацией является та, которая за минимальное время  дает наиболее точный результат. Как  правило, для этого создается  две комиссии, которые считают  товар независимо друг от друга, а  затем по тем товарам, данные по которым  не совпали, проводится дополнительная проверка. Такой подход дает очень  высокую точность результатов, при  минимальном времени, однако требует  в два раза больше сил для проведения инвентаризации.

    Кроме того, в рамках этого процесса должен отслеживаться товар с истекшим сроком годности и передаваться на списание.

         2.5.3 Формирование розничной цены

    На  этом этапе, на основе цены поставщика и политики ценообразования, формируется  розничная цена. Этот процесс целиком  может выполняться системой без  вмешательства человека, поэтому, как  правило, он автоматически выполняется  сразу же при приеме товара на склад.

    Следует сразу отметить, что управление ценами всех десяти тысяч товаров по отдельности  не представляется возможным, именно поэтому  для каждого товара не назначается  цена, а формируются некоторые  правила ценообразования розничной  цены на основе цены поставщика. Как  правило, механизм ценообразования  заключается в добавлении к цене поставщика всех налогов и некоторой  торговой наценки. Задача в некотором роде упрощается еще тем, что существующие максимальные торговые наценки по большинству товаров настолько малы, что магазину даже не нужно выбирать свою торговую наценку, так как, даже работая с максимально возможной, ему не всегда удается выйти на нормальную прибыль, а с меньшей – тем более. По этой причине, в большинстве супермаркетов – практически одинаковые розничные цены. Исключение составляют лишь дискаунтеры. Таким образом, задача формирования цены носит скорее технический характер и вмешательство менеджера в этом процессе не требуется. Единственное, каким образом может регулироваться розничной цена – это переоценка, в частности уценка с целью ускорить продажу товара.

    Кроме того, в рамках этого процесса, по требованию, товар должен выгружаться в торговый зал или на маркировку.

         2.5.4 Маркировка товара

    Значительная  часть товара, попадающая в магазин, не маркирована должным образом, то есть не имеет надлежащих штрих-кодов. В этом случае, торговля им невозможна, так как кассовые аппараты не смогут его идентифицировать. Исходя из этого весь товар, не имеющий маркировки, должен пройти процедуру маркировки прежде, чем попасть в торговый зал.

    Для поддержки этого бизнес-процесса информационная система должна уметь выполнять следующие задачи:

    • Генерация уникальных штрих-кодов. Генерировать нужно абсолютно уникальный штрих-код, то есть который не совпадает ни с существующими заводскими, ни с теми, которыми могут появиться. Кроме того, для весового товара нужно уметь генерировать штрих-код в зависимости от веса, и уметь по такому штрих-коду определять его вес.
    • Печать штрих-кодов. Для этой цели предназначены специальные принтеры. Система, в свою очередь, должна посылать на принтер сгенерированные уникальные штрих-коды, а затем человек затем наклеивать их на товар.
    • Печать ценников. Кроме штрих-кодов, каждый раз, когда в торговый зал попадает товар или происходит переоценка, вместе с товаром туда должны попадать и новые ценники, на которых указываются наименование и текущая цена на товар. Это также находится в компетенции информационной системы.

Информация о работе Автоматизация управленческой деятельности супермаркета