Влияние порядка учета коммерческих расходов на финансовые результаты организации в бухгалтерском и налоговом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 11:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение методики бухгалтерского и налогового учета коммерческих расходов, а также оценка влияния порядка учета коммерческих расходов на финансовый результат.
Для решения поставленной цели нам предстоит:
рассмотреть понятие и сущность финансового результата, а также показатели, оказывающие на него непосредственное влияние
изучить влияние коммерческих расходов на финансовый результат в бухгалтерском учете

Оглавление

1. Введение …………………………………………………………………3
2.1 Определение и сущность финансового результата, показатели, оказывающие на него непосредственное влияние……………..................4
2.2 Влияние порядка учета коммерческих расходов на финансовые результаты организации в бухгалтерском учете…………………………..8
2.3 Влияние порядка учета коммерческих расходов на финансовые результаты организации в налоговом учете…………………………...…16
3. Заключение…………………………………………………………..…..21

Файлы: 1 файл

бух дело ДТЗ.docx

— 320.72 Кб (Скачать)



 

 

Некоторые типовые проводки по кредиту счета 44 "Расходы на продажу"

Дт

Кт

Содержание хозяйственной операции

45

44

Учтена величина расходов на продажу партии товаров, отгруженных покупателю, выручка по которым не может быть признана

79

44

Учтена часть суммы расходов на продажу товаров, переданных головным подразделением филиалу, выделенному на отдельный баланс.

90

44

Учтена сумма расходов на продажу реализованной партии товаров

94

44

Учтена стоимость расходов на продажу готовой продукции, недостача которой была выявлена в результате инвентаризации




 

 

Ежемесячно сумма накопленных коммерческих затрат переносится на счета финансовых результатов, участвуя в формировании прибыли или убытка. Счета учета этих затрат «закрываются» ежемесячно, то есть их сальдо на конец месяца обнуляется. Каждый месяц заново начинается цикл накопления затрат периода.

Согласно п. 20 ПБУ10/99 организация должна отразить в своей учетной политике порядок списания коммерческих расходов. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета Коммерческие расходы накапливаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Затем списываются на себестоимость проданной продукции либо полностью, либо пропорционально объему реализованной продукции. В обоих случаях списание осуществляется в дебет счета 90 «Продажи». 

Здесь необходимо помнить о том, что, признавая коммерческие расходы в неполной сумме, фирме нужно будет распределить определенные виды расходов, перечисленные в Инструкции по применению Плана счетов. 

Во-первых, это расходы на упаковку и транспортировку продукции в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность. Распределение осуществляется между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно, исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других соответствующих показателей. 

Во-вторых, это затраты на транспортировку в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, которые распределяются между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца. 

В-третьих, это расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья и расходы по заготовке скота и птицы в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Причем первые распределяются в дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а вторые — в дебет счета 11 «Животные на выращивании и откорме».

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Рассмотрим некоторые примеры списания коммерческих расходов.

Пример 1. Распределение расходов на упаковку и транспортировку, которые входят в состав коммерческих расходов, между конкретными видами продукции.

В отчетном году на склад ЗАО «Актив» поступило 6000 единиц готовой продукции, в том числе:  
- продукции «А» — 1500 единиц;  
- продукции «Б» — 2000 единиц;  
- продукции «С» — 2500 единиц. 

Общая сумма коммерческих расходов за год составила 28 000 руб. (в т. ч. расходы на упаковку и транспортировку изделий на складе — 12 000 руб., прочие коммерческие расходы — 16 000 руб.). 

По учетной политике «Актива» расходы на упаковку и транспортировку распределяются между видами продукции пропорционально объему ее выпуска. 

Согласно договору поставки право собственности на продукцию переходит к покупателю после ее оплаты. В отчетном периоде продукция «А» и «Б» отгружена и оплачена покупателями полностью, а продукцию «С» оплата от покупателей не поступила. 

Бухгалтер «Актива» отразил коммерческие расходы проводкой:  
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10 (60, 69, 70...)  
— 28 000 руб. — учтены коммерческие расходы. 

Расходы на упаковку и транспортировку по каждому виду продукции распределены так:  
- продукция «А» 1500 ед. : 6000 ед. х 12 000 руб. = 3000 руб.;  
- продукция «Б» 2000 ед. : 6000 ед. х 12 000 руб. = 4000 руб.;  
- продукция «С» 2500 ед. : 6000 ед. х 12 000 руб. = 5000 руб. 

Расходы на упаковку и транспортировку, относящиеся к реализованной продукции «А» и «Б», составят 7000 руб. (3000 + 4000).

Общая сумма коммерческих расходов, списываемая в дебет счета 90, составит 23 000 руб. (7000 + 16 000). 

Бухгалтер «Актива» сделал в учете запись:  
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 44 
— 23 000 руб. — списаны коммерческие расходы. 

По строке 2210 «Коммерческие расходы» отчета о прибылях и убытках за отчетный год бухгалтер указал сумму 23 тыс. руб. 

На конец отчетного года в учете фирмы на счете 44 числится остаток коммерческих расходов, который относится к продукции «С», в сумме 5000 руб. (28 000 — 23 000). Эту сумму (5 тыс. руб.) нужно указать по строке 1210 баланса за отчетный год.

Пример 2. Списание коммерческих расходов полностью.

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 коммерческие и управленческие расходы можно полностью включать в себестоимость проданной продукции, если они признаются расходами по обычным видам деятельности. 

Если фирма с начала года перешла на такой порядок списания, то несписанный остаток коммерческих расходов за прошлый отчетный период она должна списать на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п. 15 ПБУ 1/2008). 

Пример 
ООО «Пассив» производит продукцию. Согласно учетной политике на отчетный год коммерческие расходы признаются расходами по обычным видам деятельности и полностью учитываются в себестоимости проданной продукции. На начало года в учете «Пассива» числится остаток коммерческих расходов в сумме 6000 руб. 

Эту сумму бухгалтер «Пассива» спишет проводкой:  
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 44 
— 6000 руб. — списан остаток коммерческих расходов в связи с изменением учетной политики. Сумма коммерческих расходов за отчетный год составила 30 000 руб. 

В отчетном году «Пассив» продал изготовленную им продукцию не полностью. Однако в соответствии с учетной политикой списать в дебет субсчета 90-2 следует всю сумму коммерческих расходов за год. 

По строке 2210 «Коммерческие расходы» отчета о прибылях и убытках за отчетный год бухгалтер отразит сумму расходов в размере 30 тыс. руб.

За прошлый год сумму коммерческих расходов по этой строке отчета нужно уменьшить на сумму 6000 руб.

В бухгалтерской отчетности, согласно ПБУ 4/99, коммерческие расходы отражаются в Отчете о прибылях и убытках по строке 2210. Они играют важную роль при формировании конечного финансового результата (чистой прибыли или убытка) хозяйственной деятельности организации, так как они являются частью всех совокупных расходов, понесенных организацией за отчетный период.

 

 

 

Рисунок 2. Формирование чистой прибыли (убытка) предприятия отчетного периода

Величина коммерческих расходов находится в обратной зависимости с величиной прибыли: увеличение коммерческих расходов приводит к уменьшению финансового результата деятельности организации, что негативно влияет на финансовое состояние организации, так как финансовый результат отражает эффективность работы предприятия за отчетный период.

Прибыль составляет основу развития предприятия, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, погашения своих обязательств. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. Поэтому от того, какой метод учетной политики, а в нашей случае метод списания коммерческих расходов, выберет организация, будет зависеть, какой финансовый результат она получит в конце отчетного периода.

 

2.3 Влияние порядка учета коммерческих расходов на финансовые результаты организации в налоговом учете.

В налоговом учете коммерческие расходы могут прямо либо косвенно оказывать влияние на конечный финансовый результат.

С одной стороны, группа налогов может включаться ежемесячно в состав расходов, формирующих финансовый результат, не непосредственно на счет 90, а опосредованно через счет 44, на котором накапливаются данные о коммерческих затратах. С другой стороны, коммерческие расходы тем или иным образом могут влиять на формирование налоговых обязательств, которые непосредственно учитывается на 90 счете (например, налога на прибыль). Итак, рассмотрим обе ситуации подробнее.

Коммерческие расходы, относимые по классификации к расходам по обычным видам деятельности, возникают на этапе III деятельности предприятия – этапе «Продажа продукции (работ, услуг) покупателям и получение денежных средств». В составе коммерческих расходов могут возникать обязательные платежи в бюджетную систему, начисляемые по дебету счета 44, к числу которых относятся страховые взносы в государственные внебюджетные фонды и  взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Эти начисления являются следствием возникновения у предприятия расходов на заработную плату персонала, связанного с продажей продукции (товаров, работ, услуг). Накопленные с начала календарного года и до конца соответствующего отчетного периода коммерческие расходы должны быть представлены в Отчете о прибылях и убытках в качестве отдельной статьи. Коммерческие затраты рассматриваются как «расходы периода». Это означает, что ежемесячно величина собранных на счете 44 затрат будет перенесена на счет 90 и учтена при формировании финансового результата текущего отчетного периода. Частичному списанию и распределению между периодами подлежат только некоторые виды затрат.

Так, предприятия, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, могут распределять расходы на упаковку и транспортировку готовой продукции, а торговые организации – расходы на транспортировку товаров.

Таким образом, налоговые обязательства, включенные в состав коммерческих расходов, ежемесячно становятся расходами, принимающими участие в формировании финансового результата в полной сумме, начисленной за прошедший месяц.

Однако, коммерческие расходы, являясь одним из компонентов, формирующих прибыль до налогообложения, влияют на величину налога на прибыль, которую организация обязана уплатить в бюджет.

Вопросы, касающиеся порядка определения, классификации и признания расходов в целях налогообложения прибыли регулируются нормами Главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", которая не предусматривает издание каких-либо специальных нормативных правовых актов, устанавливающих отраслевые особенности состава расходов применительно к специфике производств и видов деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. 

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку (ст. 274 НК РФ).

Размер налога = Ставка налога *  Налоговая база (прибыль, подлежащая налогообложению)

В аспекте налогового учета к доходам относятся доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (и убытки в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ), которые понесены организацией. Расходы при этом также подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Налогооблагаемой прибылью же в целях налогового учета признается разница между доходами и расходами, определенными в соответствии с НК РФ.

Коммерческие расходы играют немаловажную роль в формировании финансового результата как в бухгалтерском учете, так и в налоговом, так как они входят в состав расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии со ст. 253 НК РФ, тем самым уменьшая налоговую базу по налогу на прибыль.

В соответствии с п.2 ст.253 НК РФ все расходы, связанные с производством и (или) реализацией, исходя из экономического содержания, группируются по четырем элементам: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы. 

Если налоговый учет ведется в торговой организации, то к коммерческим расходам в соответствии с НК РФ будут относится материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, а также прочие расходы. Для производственных организаций коммерческими расходами будут признаваться лишь прочие расходы в согласно ст. 264 НК РФ.

С точки зрения налогового законодательства, учет коммерческих расходов осложняется тем фактом, что среди расходов на продажу, поименованных в Инструкции к плану счетов бухгалтерского учета, присутствуют расходы, которые являются нормируемыми согласно ст. 264 НК РФ. К ним относятся расходы на рекламу и представительские расходы.

В пределах законодательно установленных норм (например, командировочных расходов, представительских расходов, расходов на рекламу, образование, процентов по краткосрочным банковским кредитам) их относят на себестоимость продукции, а сверхнормативные расходы погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. 

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Информация о работе Влияние порядка учета коммерческих расходов на финансовые результаты организации в бухгалтерском и налоговом учете