Виды сопутствующих аудиту услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:41, реферат

Краткое описание

В соответствии со стандартом аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Для осуществления последних от исполнителей требуется профессиональная компетентность в области аудита, бухгалтерского учета, экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права и экономики.

Файлы: 1 файл

материал к курсовой.docx

— 85.09 Кб (Скачать)

Ведение учета может осуществляться как  по всем видам и участкам учета (полное ведение учета), так и по отдельным  участкам или разделам учета (учету  движения материальных ценностей —  такая услуга может потребоваться, если заказчик имеет складские помещения, отдаленные от центрального офиса; учету  расчетов по оплате труда и др.).      

Как следует из описания данного вида услуги, у предприятия-заказчика, как  правило, отсутствует бухгалтерская  служба и, следовательно, нет и квалифицированного сотрудника, которому можно было бы поручить составление отчетности, заполнение налоговых деклараций, защиту бухгалтерской  отчетности и налоговых деклараций в государственной налоговой  инспекции и других учреждениях. Поэтому клиент включает в договор  и такой вид услуг, как составление  бухгалтерской (финансовой) отчетности, защита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в налоговой  инспекции.       

2. Восстановление бухгалтерского  учета. В отличие от предыдущего  вида работ данная услуга проводится  за определенный период и носит  разовый характер.      

Залогом того, что такая работа будет выполнена  своевременно и качественно, является предоставление заказчиком всех первичных  и прочих необходимых документов, а также использование программного обеспечения с гибкой системой настройки  для выполнения всего комплекса  работ по восстановлению учета на персональных компьютерах.      

Гибкая  система настройки позволит устанавливать  рациональные виды учетных решений  на определенных этапах восстанавливаемого периода. Это относится, в частности, к моменту начисления налога на добавленную  стоимость, причитающегося к возмещению, - на момент оплаты материальных ценностей  или на момент списания материальных ценностей на затраты; списанию налога на добавленную стоимость в течение 24 месяцев, 6 месяцев или единовременно и т.д.      

Восстановление  учета — довольно сложная процедура, поэтому она проводится наиболее квалифицированными специалистами  аудиторских фирм, что не исключает  в свою очередь привлечения для  введения в память компьютера типовых  хозяйственных операций специалистов-операторов.      

3. Составление бухгалтерской  (финансовой) отчетности. Данный вид  работ может быть либо следствием  уже проведенного аудиторской  фирмой комплекса работ по ведению бухгалтерских регистров, либо самостоятельным видом работ аудиторской фирмы — составление отчетности по данным бухгалтерских регистров, представленных заказчиком.      

Этот  вид услуг предполагает составление  также отчетов во внебюджетные и  социальные государственные фонды  и статистической отчетности, необходимой  для каждого конкретного клиента.       

4. Защита бухгалтерской  (финансовой) отчетности и налоговых  деклараций в ИМНС. Сдача отчетности  в ИМНС - процедура, требующая  соответствующей квалификации специалиста  и затрат времени. Кроме того, общеизвестно, что бухгалтерская  (финансовая) отчетность не принимается  в ИМНС без отметки о сдаче  в органы статистики установленных  статистических отчетных форм, а  также отчетов во внебюджетные  государственные фонды.      

Все эти хлопоты аудиторская фирма  берет на себя: защита отчетности в  ИМНС предполагает предварительно сдачу  и защиту отчетов во всех государственных  социальных внебюджетных фондах, сдачу  статистической отчетности в органы статистики. Этот вид услуг неразрывно связан с предыдущим и выполняется  в тех случаях, если отчетность предварительно составлена для заказчика данной аудиторской фирмой.       

Успешная  сдача и защита отчетности свидетельствуют  о хорошей работе аудиторской  фирмы по составлению отчетности, повышают ее авторитет, придают процессу сотрудничества фирмы с клиентом законченность, являются залогом дальнейшей совместной работы.       

5. Совершенствование (модернизация) действующей системы учета предполагает  ознакомление с действующей у  клиента системой организации  бухгалтерского учета - обоснованностью  выбранной учетной политики, принятых  учетных решений по ее реализации - и ее модернизацию (в случае  необходимости).      

К подобным услугам прибегают, как  правило, рачительные хозяева и  квалифицированные бухгалтеры фирм, в условиях калейдоскопического  изменения законодательства испытывающие чувство неуверенности.      

Сотрудники  аудиторской фирмы в этом случае после тщательного исследования системы учета могут предложить переход на более совершенную  форму учета, подобрать систему  автоматизации учета, внедрить передовые  и малоизвестные пока в отечественной  учетной практике методы учета (методы ФИФО, ЛИФО при определении фактической  себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, методы учета затрат на производство и др.).      

6. Постановка бухгалтерского  учета. Этот вид услуг включает в себя комплекс мероприятий и прежде всего определение долговременной учетной политики, выбор формы бухгалтерского учета, подбор комплекса технических средств, формирование структуры бухгалтерской службы, разработку графика документооборота и должностных инструкций для бухгалтерского персонала и др. В результате проведения этих мероприятий принимается решение об организации рациональной системы бухгалтерского учета у заказчика. Сама по себе данная услуга носит разовый характер, поэтому разработанная отдельными аудиторскими фирмами типовая технология организации бухгалтерского (финансового, управленческого) учета пользуется наибольшим спросом у вновь создаваемых предприятий.       

7. Проведение экономического  и финансового анализа. В последнее  время спрос на данный вид  услуг значительно возрос. Это связано с тем, что предприятия, хозяйствующие уже достаточное время в новых экономических условиях (предприятия, проработавшие 2—3 года с момента своего создания, и «старые», бывшие государственные предприятия), желают разобраться в своем финансовом состоянии, наметить пути выхода из кризиса, определить, какой вид продукции (работ, услуг) приносит наибольший доход (убытки) и т.д. Работники экономических служб предприятий не владеют методами проведения анализа финансового состояния в условиях рыночной экономики, не имеют опыта составления бизнес-планов.      

8. Консультационные услуги. Это наименее поддающийся точному  определению вид услуг. Данные  услуги включают подготовку разъяснений  (в устной и письменной форме)  по вопросам налогообложения,  правильности наложения и расчета  размеров штрафных санкций за  нарушения налогового законодательства, рекомендаций по организации  первичного учета, учетных решений,  соответствующих заключенным предприятием (организацией, учреждением) хозяйственным  договорам (контрактам).      

В настоящее время все больший  спрос наблюдается не на аудит  как последующий вид контроля, а на предварительный, или оперативный, вид контроля (например консультирование по вопросам бухгалтерского учета и  налогообложения). Возрастание спроса на подобные услуги наблюдается перед  сдачей отчетности и сразу после  сдачи годовой отчетности, так  как по результатам проверок годовых  балансов аудиторами были выявлены существенные ошибки в учете, которые можно  было бы исправить, если бы аудитор  был приглашен даже не для проверки, а для совместной работы заблаговременно, до сдачи отчетности. Тогда ошибки можно было бы еще исправить —  правильно отразить в учете существо сделок, не допустить отступлений  от выбранной учетной политики, правильно  начислить налоги.      

9. Проведение семинаров,  повышение квалификации бухгалтерского  персонала предприятий (учреждений, организаций) предусматривает проведение  курсов лекций, практических занятий,  «круглых столов» специалистами аудиторских фирм. Для этих целей аудиторскими фирмами, как правило, также привлекаются ведущие специалисты государственной налоговой службы, Министерства финансов Российской Федерации, преподаватели и сотрудники ведущих учебных заведений страны.      

В отличие от услуг, связанных с  обучением бухгалтерского персонала, такой род услуг предполагает наличие у участников семинаров  определенной квалификации. Сотрудники аудиторской фирмы обращают внимание участников семинаров и курсов на произошедшие за определенный период изменения в гражданском, налоговом  и другом законодательстве, дают комментарии  по нормативным актам, касающимся ведения  бухгалтерского учета, производят разбор типичных ошибок при ведении учета  и составлении отчетности, отвечают на вопросы участников семинара.       

10. Обучение бухгалтерского  персонала. В отличие от предыдущего  данный вид услуг не предполагает  наличия у обучающихся специальных  знаний в области бухгалтерского  учета или налогообложения. Он  является скорее продолжением  такого вида услуг, как постановка  бухгалтерского учета.      

За  определенный срок сотрудники аудиторской  фирмы подбирают и подготавливают для бухгалтерии определенного  предприятия штат сотрудников, начиная  от бухгалтеров по отдельным участкам (автоматизированным рабочим местам) учета и кончая главным бухгалтером  и финансовым директором. Направления  этого вида услуг: подготовка и обучение бухгалтеров (начальный курс); обучение ведению бухгалтерского учета на ПЭВМ; подготовка специалистов к сдаче  экзаменов для получения квалификационного  аттестата аудитора. Так же как  и предшествующий вид услуг, наиболее качественно проводят обучение аудиторские  фирмы, созданные или аккредитованные  при высших учебных заведениях, научно-исследовательских  институтах.      

11. Издание методических  пособий по бухгалтерскому учету,  налогообложению, анализу, аудиту. Этот вид услуг выполняется  обычно наиболее крупными аудиторскими  фирмами, имеющими коллективы  авторов для разработки методической, учебной и популярной литературы  по заданной тематике и полиграфическую  базу. Обычно в регионе (городе, области) достаточно 1-2 фирм для  удовлетворения потребностей в  специальной литературе. Например, в Москве в этом направлении  успешно работают аудиторские  фирмы «ФБК», «Приор» и др.      

Кроме того, аудиторские фирмы могут  оказывать клиентам услуги по подбору  оптимального набора пособий, начиная  от рекомендаций по подписке на периодическую  литературу и заканчивая подбором справочных правовых систем для компьютера —  «Гарант», «Консультант-бухгалтер», «Хозяйственное право» и др.      

12. Автоматизация бухгалтерского  учета. Это одно из перспективных  направлений деятельности аудиторских  фирм:      

- выбор пакета прикладных программ  для автоматизации учета из  имеющихся на рынке программных  средств и их адаптация с  учетом специфики деятельности  клиента;      

- разработка или участие (консультирование, постановка задачи, тестирование) в  разработке прикладных программ  по автоматизации учета;      

- внедрение пакетов прикладных  программ заказчику.      

Как правило, услуги по подбору, внедрению, наладке системы автоматизации  учета тесно связаны с такими услугами, как обучение персонала  работе на компьютере, постановка бухгалтерского учета, в частности, подбор комплекса  технических средств.  
  
  
  
      

1.3 Профессиональные  требования к оказанию сопутствующих  аудиту услуг     

Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны  аудиторской организацией экономическому  субъекту с добросовестностью и  тщательностью. При оказании сопутствующих  аудиту услуг, где это возможно, аудиторская  организация  должна соблюдать порядок  нахождения уровня существенности на основе системы базовых показателей.     

Специалисты аудиторских организаций, принимающие  участие в выполнении работ или  оказании услуг, сопутствующих аудиту, должны отвечать таким необходимым  профессиональным требованиям и  этическим нормам аудиторской деятельности, как честность, объективность, профессиональная компетентность, прилежание, следование правила профессионального поведения, соблюдение стандартов аудиторской  деятельности, скромность.     

Требование  независимости специалиста аудиторской  организации от экономического субъекта является обязательным согласно стандарту  только при оказании сопутствующих  аудиту услуг, не совместимых с проведением  обязательной аудиторской проверки. При этом ответственность за соблюдение принципа независимости возлагается  на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости специалистов аудиторской организации разрабатываются  аудиторской организацией самостоятельно.      

При оказании аудиторами сопутствующих  услуг экономический субъект  несет ответственность за соблюдение действующего законодательства, за полноту  и юридическое оформление предоставляемых  документов, точность и достоверность  предоставляемой информации, за своевременность  предоставления  документов, информации, сведений, а так же за любые ограничения  возможности выполнения аудиторской  организацией своих обязанностей.     

Аудиторская организация отвечает за качество и  сроки оказания сопутствующих аудиту услуг согласно действующему законодательству, а так же в соответствии с условиями  договора, заключаемого между нею  и экономическим субъектом. Аудиторская  организация освобождается от ответственности  за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения  в случае предоставления ложной или неполной информации, а так же в случае задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.     

Выполнение  работ и оказание услуг, сопутствующих  аудиту, требует от аудиторских организаций  следующих положений:

  • действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик, сформулированного в письменном виде (в форме договора, контракта, технического задания, письма - обязательства, письменного запроса и т.п.);
  • планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;
  • документировать ход выполнения работ или оказания услуг;
  • при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации, следует четко разграничивать ответственность и функции исполнителей;
  • рекомендуется подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг; эти формы рекомендуется применять на постоянной основе;
  • в крупных аудиторских организациях рекомендуется иметь систему контроля качества выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту;
  • по итогам выполнения работ (услуг) должен быть подготовлен документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.

Информация о работе Виды сопутствующих аудиту услуг