Виды безналичных расчетов. Правила их организации, оформления и отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрении безналичных расчетов как важнейшего элемента банковской системе. Выявление основных черт правил их организации, оформления и отражения в бухгалтерском учете.
Безналичный расчёт-это одна из основных банковских операций, поскольку положение Банка России от 19.06.2012 №383-П “О правилах осуществления перевода денежных средств” устанавливает новые правила перевода денежных средств ЦБР кредитными организациями в России в рублях. Это связано с принятием Закона о национальной платежной системе. Положения ЦБР о безналичных расчетах в России, о порядке их осуществления физическими лицами утрачивают силу.

Оглавление

Введение…………………………………………...............................................................3
Глава 1. Общая характеристика безналичных расчётов............................................6
1.1Правовое обеспечение расчетных операций и принципы их организации……………………...........................................................................................6
1. 2 Платёжная система России………………………………………..........10
1.3 Виды банковских счетов……………………………………………..12
Глава 2. Документальное оформление операций по безналичным счетам...................................................................................................................14
2.1Порядок открытия счетов ………………………………………………..14
2.2Формы безналичных расчётов………………………………………........17
Заключение………………………………………………………………….............34
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Ens_T_Yu.docx

— 92.75 Кб (Скачать)

Аккредитивная форма расчётов

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство  банка, выдаваемое им по поручению клиента  в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший  аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платёж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

В соответствии с действующей  практикой могут быть открыты  следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при которых  банк-эмитент обязан перечислить  сумму аккредитива за счет плательщика  или предоставленному ему кредита  в распоряжении исполняющего банка  на весь срок действия обязательства  банка-эмитента. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право  списывать всю сумму аккредитива  с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Каждый аккредитив должен чётко указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считается  отзывным. Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или  отменен банком-эмитентом без  предварительного согласования с получателем  средств. Все распоряжения об изменении  условий отзывного аккредитива  плательщик может давать поставщику только через банк -эмитент, который, в свою очередь, извещает об этом исполняющий банк (банк поставщика), а последний – поставщик. Однако исполняющий банк обязан оплатить все документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика до получения последним уведомления об изменения или аннулировании аккредитива. Безотзывным считается аккредитив, который не может быть изменён или аннулирован без согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив. Тем самым он принимает на себя наряду с эмитентом обязательства по аккредитиву. Достоинством аккредитива является то, что с его помощью обеспечивается гарантия платежа и возможность получения его в оптимальный срок после отгрузки товара. Недостаток расчетов аккредитивом – отвлечение из оборота покупателя средств, так как он резервирует их для счетов поставщика до отгрузки товаров.

Аккредитив предназначен дл расчетов с одним получателем  средств и может предусматривать  акцепт уполномоченного плательщиком лица. Получатель средств может отказаться от исполнения аккредитива до истечения  срока его действия, если возможность  такого отказа предусмотрена условиями  аккредитива. Платеж по аккредитиву  производится в безналичной форме  путем перечисления общей суммы  или частичных платежей на счет получателя средств. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.

Закрытие аккредитива  в банке поставщика производится:

  • по истечению срока аккредитива, о чём исполняющий банк уведомляет банк-эмитент;
  • по заявлению поставщика об отказе дальнейшего использования аккредитива до истечения срока (об этом исполняющий банк уведомляет банк - эмитент)
  • по заявлению покупателя о полном или частичном отказе аккредитива. В этом случае аккредитив полностью или частично  закрывается в день получения сообщения от банка-эмитента, о чём впоследствии уведомляется банк-эмитент.

Расчёты с использованием чеков

Одной из традиционных является чековая форма расчётов. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банка произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю. Чекодателем являются юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков. Чекодержатель - это лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщиком по чеку выступает банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Порядок и условия использования чеков в платёжном обороте регулируются Гражданским кодексом РФ, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Бланки чеков являются бланками строгой отчётности и изготавливаются  по единому образцу. Покрытием чека в банке чекодателя могут быть:

  • средства, депонированные чекодателем на отдельном счёте;
  • средства на соответствующем счёте чекодателя, но не свыше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при выдаче чека. В этом случае банк может гарантировать чекодателю оплату чеков за счёт средств банка при временном отсутствии средств на его счёте.

Для получения чеков клиент представляет в банк заявления за подписями лиц, которым представлено право подписи документов для  совершения операций по счёту. В заявлении  и талоне к нему клиент указывает  номер счёта, с которого будут  оплачиваться чеки. Для обеспечения  платежей по чекам с депонированием средств вместе с заявлением на выдачу чеков представляется платёжное  поручение для депонирования  необходимой суммы на отдельном лицевом счёте чекодателям.

Перед тем как выдать чек  или чековую книжку своему клиенту, коммерческий банк обязан заполнить  в чеках определённые реквизиты. Вместе с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную карточку  (чековую карточку).

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для  получения платежа считается  предъявлением чека к оплате. Чек  должен быть предъявлен к оплате в  учреждение банка в течении 10 дней, не считая дня его выдачи. Принятые от предприятия чеки банки сдают в расчётно - кассовый центр (РКЦ), который тщательно проверяет правильность их заполнения и производит оплату чеков с последующим переносом расходов учреждению Банка России, обслуживающему банк-плательщика. Списание средств со счёта чекодателя производится банком на основании поступившего из РКЦ реестра чеков. Сами чеки остаются на хранении в РКЦ.

Для осуществления безналичных  расчётов могут применятся и чеки, выпускаемые кредитными организациями. Такие чеки могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчётах при наличии корреспондентских отношений. Однако следует иметь в виду, что чеки, выпускаемые кредитными организациями, не применяются для расчётов через подразделения расчётной сети Банка России.

Инкассовая форма расчётов

При расчетах по инкассо  банк-эмитент обязуется по поручению  и за счет клиента на основании  расчетных документов осуществить  действия по получению от плательщика  платежа. Расчеты в порядке инкассо  ведутся на основании платежных  требований, оплата которых может  производиться по распоряжению плательщика  или без его распоряжения, и  инкассовых поручений, оплата которых  осуществляется без распоряжения плательщика. Для проведения расчетов банк-эмитент  может привлекать другой исполняющий  банк.

Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от Других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу.

Инкассовые услуги банка  поставщика предоставляются клиенту  за комиссионное вознаграждение.

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем  средств плательщику через обслуживающий банк. Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их в исполняющий банк. Платежные требования и инкассовые поручения регистрируются в исполняющем банке в журнале с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа. При отсутствии и недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные требования и инкассовые поручения помещаются в картотеку.

Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора к плательщику  об уплате долга через банк, и  может осуществляться с предварительным  акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований устанавливается сторонами в  договоре и не может превышать 5 дней. Отказ от акцепта должен быть мотивирован. Акцептованное платежное требование списывается мемориальным ордером  с внебалансового счета учета  сумм расчетных документов, ожидающих  акцепта для оплаты, и оплачивается со счета плательщика.

При получении в установленный  срок акцепта платёжных требований они оплачиваются со счёта плательщиков при наличии денежных средств  на счёте. В случае отсутствия или  недостаточности средств на счёте  платёжные требования помещаются в картотеку по внебалансовому счёту 90902 “Расчётные документы, неоплаченные в срок”.

В случае безакцептного списания средств в платёжном требовании в поле “Условие оплаты” делается указание  “Без акцепта” и даётся ссылка на закон или договор, на основании которых осуществляется взыскание средств. Всю полноту ответственности за обоснованность выставления платёжного требования на безакцептное списание денежных средств несёт получатель средств.

Вексельная форма расчётов

Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя-должника уплатить по наступлению срока, на который выписан вексель, определённую сумму денег векселедержателю – владельцу векселя. Из этого следует, что вексель выражает приказ дебитору погасить свою задолженность

Простой вексель (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму  денег в определенный срок и в  определенном месте получателю средств  или его приказу. Простой вексель  выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.

Переводной вексель (тратта) - это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной  в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу. В отличие  от простого в переводном векселе  участвуют не два, а как минимум  три лица:

  • векселедатель (трассант), выдающий вексель;
  • плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю;
  • векселедержатель (ремитент) - получатель платежа по векселю.

Переводной вексель должен быть обязательно акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого  он приобретает силу исполнительного  документа. Акцептант переводного  векселя, так же как векселедержатель простого векселя, является главным  должником и несёт ответственность  за оплату векселя в установленный  срок. Поскольку вексель является строго формальным документом, он должен содержать все необходимые реквизиты.

Использование векселя в  качестве орудия платежа согласно действующему вексельному законодательством осуществляется с помощью передаточной надписи – индоссамента. В этом случае лицо, передающее вексель, - индоссамент. К индоссату переходят все права и обязательства по векселю. Возможность индоссирования векселей расширяет границы их использования и позволяет превратить вексель и простого орудия оформления коммерческого кредита в кредитное орудие обращения, обслуживающее реализацию товаров и услуг.(приложение2)

Банковские карты как средство безналичных расчётов.

В сфере денежного обращения банковские (пластиковые) карты являются одной из прогрессивных технологий организации безналичных расчётов. Обобщающий термин “пластиковая карта” обозначает все виды карт, различающихся по назначению, перечню оказываемых с их помощью услуг, техническим характеристикам и организациям, их выпускающим. Важнейшая особенность всех пластиковых карт состоит в том, что на них хранится определённый набор информации, используемый в различных прикладных программах.

В широком смысле банковская карточка представляет собой пакет  банковских услуг, включающие три основных элемента: открытие клиенту счёта, предоставление карточки и обеспечение движение денежных средств в соответствии с распоряжениями его владельца. В узком смысле карточка- носитель реквизитов счёта, выполняющий две основные функции: средство идентификации клиента и средств доступа к счёту.

Известна достаточно широкая  классификация видов карточек:

  • разделение на клиентскую, используемую только клиентом банка при получении наличных денег для платежей или для подтверждения финансовых операций, связанных с банковским счётам клиента, и корпоративную, позволяющую распоряжаться денежными средствами, находящимися на счёте, а также осуществлять иные операции уполномоченными юридическими лицами;
  • в зависимости от цели использования возможно разделение на платёжную и идентификационную карты, при котором первая служит для обеспечения платежей, а последняя идентифицирует держателя карточки для последующей его регистрации в информационно- технологическом процессе как субъект, давшего санкцию на проведении одной либо нескольких технологических операций;
  • градация карточек на кредитные и дебетовые, при которой первые связаны с открытием кредитной линии в банке, что позволяет владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд, тогда как вторые используются лишь для получения наличных денежных сумм в банковских автоматах или покупке товаров с расчётом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счёта владельца карточки в банке.

Информация о работе Виды безналичных расчетов. Правила их организации, оформления и отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций