Виды безналичных расчетов. Правила их организации, оформления и отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрении безналичных расчетов как важнейшего элемента банковской системе. Выявление основных черт правил их организации, оформления и отражения в бухгалтерском учете.
Безналичный расчёт-это одна из основных банковских операций, поскольку положение Банка России от 19.06.2012 №383-П “О правилах осуществления перевода денежных средств” устанавливает новые правила перевода денежных средств ЦБР кредитными организациями в России в рублях. Это связано с принятием Закона о национальной платежной системе. Положения ЦБР о безналичных расчетах в России, о порядке их осуществления физическими лицами утрачивают силу.

Оглавление

Введение…………………………………………...............................................................3
Глава 1. Общая характеристика безналичных расчётов............................................6
1.1Правовое обеспечение расчетных операций и принципы их организации……………………...........................................................................................6
1. 2 Платёжная система России………………………………………..........10
1.3 Виды банковских счетов……………………………………………..12
Глава 2. Документальное оформление операций по безналичным счетам...................................................................................................................14
2.1Порядок открытия счетов ………………………………………………..14
2.2Формы безналичных расчётов………………………………………........17
Заключение………………………………………………………………….............34
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Ens_T_Yu.docx

— 92.75 Кб (Скачать)

Безналичный оборот денег  в современных условиях играет ведущую  роль. В некоторых странах безналичные  расчеты составляют около 90%.

Безналичный оборот (расчеты) осуществляются в виде записей по депозитным счетам (депозитные деньги), основан не на вещественном носителе, а на информации о праве собственности  на деньги.

Безналичные расчеты представляют собой расчеты путем записей  по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика  и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты осуществляются на базе определенных принципов. Механизм безналичных расчетов в Российской Федерации определен в Положением Банка России от 19.06.2012 №383-П “О правилах осуществления перевода денежных средств”

Платежные карты и вексельные расчеты – особые инструменты  расчетов. В Гражданском кодексе Российской Федерации и Положении Центрального банка Российской Федерации № 2-П не выделены.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных  документов.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа  на бумажном носителе или установленных  случаях электронного платежного документа  распоряжение:

  • плательщика – о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя;
  • получателя (взыскателя) – на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем платежа.

Ведущую роль в организации  бесперебойного и надежного функционирования системы расчетов играет Банк России. Он осуществляет расчетно-кассовое обслуживание кредитных учреждений через систему  расчетно-кассовых центров (РКЦ).

Банки открывают в одном  из РКЦ корреспондентский счет, через  который осуществляется их обслуживание, филиалы банков имеют корреспондентские  субсчета.

Система безналичных расчетов охватывает расчеты:

  • клиентов банков – юридических лиц (межхозяйственный оборот) и физических лиц;
  • внутрибанковские расчеты (по счетам межфилиальных расчетов);
  • межбанковские расчеты;
  • международные расчеты.

Операции банков с наличными  деньгами составляют систему кассового  обслуживания.4

 

1.3 Виды банковских счетов

 

Каждый хозяйствующий  субъект имеет право иметь  неограниченное число счетов в разных банках, но в одном банке он имеет  право иметь только один основной счёт для совершения расчётных операций.

Расчётный счёт - открывается  коммерческие предприятия- юридическим лицам и физическим лицам предпринимателя. Средствами на этом счёте имеет право распоряжаться только его владелец, совершать с него текущие платёжи получать средства на этот счёт.

При открытии в банке расчётного счёта, заключается договор банковского расчёта в соответствии с договором банк осуществляет комплекс расчётно-кассового обслуживания предприятия в соответствии с установленными ими тарифами.

Для открытия расчётного счёта клиент предоставляет оригиналы документов и их копии заверенные нотариально или в банке.

Эти документы сдаются  главному юристконсульту или главному бухгалтеру банка, после их проверки формируется досье или дело клиентов, банк открывает расчётный счёт, которому присваивается двадцатизначный  номер в соответствии с банковским банком сетов.

Банк несёт ответственность  за совершённость и правильность списания средств со счёта клиента, несёт ответственность за достоверность  клиентов представленные в банк для  открытия счёта. За нарушение сроков оплат услуг банка.

Субрасчётный счёт - открывается филиалом и представительскими организациями, для зачисления денежной выручки и перечисления её в главную организацию, как правило предусматривается периодичность перечисления средств на расчётном счёте главной организации, количество видов платежей проводится по субрасчётному счёту очень ограниченно.

 Временный расчётный счёт – открывается в следующих случаях:

  • учредителям коммерческим организациям для внесения средств в уставный капитал, как правило после регистрации организация становится постоянным расчётным счётом;
  • строящемуся предприятию, частично введенному в эксплуатацию.

Бюджетные счета - открываются для зачисления средств поступающих в бюджет в виде налогов и иных платежей, органом федерального казначейства, распорядителями бюджетных средств.

Текущий счёт - открываются организациями, которые не занимаются коммерческой деятельностью, - это организации, финансируемые из бюджета, и общественные организации. Владельцы такого счёта, распоряжаются средствами на счёте строго в соответствии со сметой, утверждённой в вышестоящей организации.

Глава 2. Документальное оформление операций по безналичным  счетам

 

2.1 Порядок открытия счетов

 

Для открытия расчётного, текущего и бюджетного счёта клиент представляет в банк следующий пакет документов:

  • Заявление на открытие счета по установленной форме, которое подписывается руководителем и главным бухгалтером владельца счёта; 
  • нотариально заверенную копию решения о создании или реорганизации организации или копию учредительного договора;
  • документ государственной регистрации  предприятия: нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации в органе местной власти;
  • копию надлежаще оформленного документа, на основании которого действует организация или предприятие (копию устава или положения о предприятии);
  • карточку с образцами подписей и оттиском печати (в одном экземпляре  к каждому банковскому счёту). Необходимое количество копий такой карточки для  использования в работе изготавливает сама кредитная организация (филиал).Такую карточку представляют в банк все юридические лица, их нехозрасчётные подразделения, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и (или) лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учёта. При отсутствии в штате клиента - юридического лица (обособленного подразделения) лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учёта, в карточку с образцами подписей и оттиска печати включается только образец подписи лица (лиц), наделённых правом первой подписи. Подлинность собственноручных подписей лиц, обладающих  правом первой или второй подписи, может быть удостоверена нотариально. В то же время допускается оформление карточки без нотариального свидетельствования подлинности подписей в присутствии сотрудника кредитной организации (филиала), подпись которого скрепляется печатью банка;
  • свидетельство о постановке  организации  на учёт в налоговой инспекции;
  • копию протокола (приказа) об утверждении в должности руководителей организации;
  • документ о регистрации в качестве плательщика страховых взносов;
  • справка Росстата о присвоении кодов ОКПО;
  • ксерокопии паспортов лиц, имеющих право подписи банковских документов. 

После проверки документов с юридической точки зрения заявление  подписывают юрист и главный  бухгалтер банка. Право  принятия окончательного решения об открытии клиентского счёта принадлежит  руководителю банка. Операции по счёту  клиента производятся банком только на основании распоряжения владельца  счёта. Без распоряжения клиента  списание денежных средств по счёту  допускается только в случаях, предусмотренных  законодательством или договором  между банком и клиентом.

При наличии на счёте денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счёту, списание этих средств происходит в порядке  календарной  очерёдности, т.е в порядке поступления распоряжений клиента или других документов на списание. Если средств на счёте недостаточно для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, то оплата расчётных документов производится в порядке установленной законодательно очерёдности платежей.

Платёжные документы могут  быть изготовлены как в бумажном, так и в электронном виде. С учётом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчётов они должны содержать ряд обязательных реквизитов: наименование; дату выписки; номер расчётного документа и код его формы; вид платежа; наименование плательщика и получателя, номер их счетов, идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН); наименование и местонахождения банка плательщика и банка получателя, номера их корреспондентских счетов или субсчетов, банковских идентификационных номеров (БИК); назначение и сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами; очерёдность платежа; вид операции в соответствии с перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках; подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.

При заполнении расчётных  документов не допускаются никакие  исправления, помарки и подчистки. Выписывается и сдаётся  в банк число экземпляров, необходимое  для всех участников расчётов. Расчётные  документы действительных к предъявлению в обслуживающий банк в течении десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Они принимаются банком к исполнению независимо от их суммы.

Закрытие счетов клиентов возможно:

  • если принято решение собственников о ликвидации предприятия;
  • по решению органа, имеющего полномочия на ликвидацию или реорганизацию предприятия;
  • при наличии решения о прекращении деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ;
  • на основании решения суда;
  • в случае нарушения клиентом условий договора на банковское обслуживание или признания предприятия банкротом.

Если счёт закрывается  по желанию его владельца, то вместе с заявлением последний возвращает чековую книжку и письменно подтверждает остаток средств на счёте на день закрытия. В данной ситуации остаток средств на счёте выдаётся клиенту или перечисления на другой счёт5.

 

2.2 Формы безналичных расчётов

 

При проведении безналичных расчётов в настоящее время могут быть использованы следующие формы между плательщиком и получателем средств: платёжные поручения; аккредитивы; чеки; платёжные требования; инкассовая форма расчётов.

Платёжное поручение

Платёжное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца  счёта банку о перечислении определённой суммы с его счёта (расчётного, текущего, бюджетного) на счёт другого  предприятия– получатель средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка. Возможности применения в расчётах платёжных поручений многообразны. Они могут использоваться в расчётах как по товарным, так и по нетоварным операциям, причём все нетоварные платежи совершаются исключительно платёжными поручениями. При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платёжными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчёты осуществляются не по каждой отдельной отгрузки или услуге, а путём периодического перечисления средств со счёта покупателя на счёт поставщика в конкретные сроки и в определённой сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал.

Платёжное поручение выписывается на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в четырёх экземплярах, каждый из которых имеет своё определённое назначение. Платёжное поручение принимается банком к исполнению независимо от того, достаточно ли средств на счёте плательщика для его оплаты. Схема документооборота при осуществлении расчётов платёжными поручениями представлена в (приложении 1).

При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счёте плательщика, если договором банковского счёта  не определены условия оплаты расчётных  документов сверх имеющихся на счёте  денежных средств, платёжные поручения  помещаются в картотеку по внебалансовому счёту №90902 “Расчётные документы, не оплаченные в срок”. На лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платёжного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. В этом случае оплата платёжных поручений будет производиться по мере поступления средств в порядке установленной законодательством очерёдности. Возможна и частичная оплата платёжных поручений, помещённых в картотеку. Она осуществляется на основании платёжного ордера формы 0401066.

Расчёты платёжными поручениями  имеют ряд достоинств по сравнению  с другими формами расчётов: относительно простая схема организации документооборота; обеспечение ускорения движения денежных средств; наличие у плательщика  возможности предварительного контроля качества оплачиваемых товаров и  услуг; возможность использования  данной формы расчётов при нетоварных платежах.

Информация о работе Виды безналичных расчетов. Правила их организации, оформления и отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций