Виды аудита, классификация этой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть виды аудита и классификацию аудиторской деятельности

Задачи:

- определить понятие аудита;

- раскрыть вопросы классификации аудита и аудиторской деятельности;

- охарактеризовать основные виды аудита и аудиторской деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Понятие аудита и классификации аудиторской деятельности....................5

1.1 История становления и развития аудита…………………………………….5

1.2 Понятие аудиторской деятельности и ее классификация по современному

законодательству России……………………………………………………...9

2 Виды аудита и аудиторской деятельности……………………………………13

2.1 Виды аудита……………………………………………………………………13

2.2 Сопутствующие виды аудиторских услуг…………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………….21

Глоссарий……………………………………………………………………………23

Список использованных источников……………………………………………25

Файлы: 1 файл

Аудит.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     Первый  регламент для ведения аудиторской деятельности был установлен указом Президента от 22 декабря 1993 г., в соответствии с которым были приняты «Временные правила ведения аудиторской деятельности». Они использовались как основной законодательный документ вплоть до 2001 г., когда был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В этот период был принят пакет постановлений Правительства, которые регламентировали отдельные стороны аудиторской деятельности. С 1996 г. комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ стала разрабатывать и утверждать российские Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые способствовали единообразию подходов к проведению аудита всеми российскими аудиторскими организациями и ориентировали их на повышение качества аудиторской проверки.[7, С.14]

     В декабре 2008 г. был принят новый Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности»6, который в настоящее время является основным регламентирующим документом аудиторской деятельности. В нем существенно усилилась роль аудиторского сообщества в ее регулировании, а как центральная задача рассматривается повышение качества аудиторской деятельности в целях обеспечения общества всей необходимой информацией на должном качественном уровне. Именно социальная роль аудита сейчас очень активно подчеркивается, как в международных, так и в российских документах.

         1.2 Понятие аудиторской деятельности и ее классификация по

            современному законодательству России.

 

     Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской  деятельности» вступает в силу поэтапно, но в основной части он вступил в действие с 1 января 2009 г. Чем же отличается новый Закон?

     Во-первых, изменились понятия, как аудита, так и аудиторской деятельности.

     Так, в статье 1 Закона «Об аудиторской  деятельности» аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (то есть аудиторская деятельность включает оказание сопутствующих услуг). Сам же аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

     Ранее объектом аудиторской деятельности были бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций и индивидуальных предпринимателей (теперь аудиторская проверка отчетности индивидуальных предпринимателей не предусмотрена).

     В соответствии со ст. 4 Закона «Об аудиторской  деятельности» аудитором признается физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора (что требовалось и ранее) и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СРО). Названной статьей предусмотрены две категории аудиторов: аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией (трудовое законодательство предоставляет право заключать трудовые договоры с наемными работниками и индивидуальным предпринимателем), и индивидуальные аудиторы. Но и те, и другие признаются аудиторами с даты внесения сведений о них в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

     Частью 6 ст. 1 Закона предусмотрено, что аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных Законом.

     В новом Федеральном законе «Об  аудиторской деятельности» существенно  расширен перечень аудиторских услуг, выполняемых аудиторскими организациями  и индивидуальными аудиторами. Соответственно изменилась и классификация аудиторских услуг.

     Прежним Федеральным законом «Об аудиторской  деятельности» 2001 года был предусмотрен запрет для аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. При этом под сопутствующими аудиту услугами понимались:

     - постановка, восстановление и ведение  бухгалтерского учета, составление  финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

     - налоговое консультирование;

     - управленческое консультирование;

     - правовое консультирование;

     - автоматизация бухгалтерского учета  и внедрение информационных технологий;

     - оценка стоимости имущества, оценка  предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

     - разработка и анализ инвестиционных  проектов, составление бизнес-планов;

     - проведение маркетинговых исследований  и др.

     При таком законодательном регулировании  содержания сопутствующих аудиту услуг  возникало несоответствие положений, закрепленных в Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, Закону.

     Действительно, Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 24 «Основные  принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» с 2006 г. регламентированы лишь три вида сопутствующих аудиту услуг: обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации7. Как видим, данный перечень существенно отличается от того, который был закреплен в старом Законе. И хотя в последнем было указано, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать комплекс других услуг, связанных с аудиторской деятельностью, тем не менее существовал пробел в отношении регламентации на уровне стандартов самого порядка оказания услуг в области бухгалтерского учета, налогового консультирования и др.

     В новом Федеральном законе «Об  аудиторской деятельности» данное несоответствие устранено: в составе аудиторской деятельности четко обозначены три группы услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а именно (см. Приложения А, Б):

     - аудит, под которым понимается  независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;

     - сопутствующие аудиту услуги. Согласно  разъяснениям Министерства финансов  РФ, под указанными услугами следует  понимать услуги, перечисленные  в Федеральных правилах (стандартах) № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»; № 31 «Компиляция финансовой информации»; № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»8;

     - прочие связанные с аудиторской  деятельностью услуги. В данную группу вошли все услуги, ранее именовавшиеся сопутствующими аудиту услугами: бухгалтерские услуги, налоговое, правовое консультирование и т.д. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа.

     Такова  классификация аудиторской деятельности по законодательству РФ в настоящее время. 
 
 

  1. Виды  аудита и аудиторской  деятельности

     2.1 Виды аудита

 
 

     В теории аудита выделяют различные виды аудита в зависимости от различных  критериев, являющимися основаниями  классификации видов аудита.

     Аудит можно классифицировать по следующим  признакам

     В зависимости от положения аудитора к клиенту, аудит можно разделить на внутренний и внешний.

     Под внешним аудитом понимают независимую  экспертизу и анализ публикуемой  финансовой отчетности хозяйственного субъекта с целью определения  ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультированием по учетным, налоговым, финансовым, организационным и другим вопросам.

     Внутренний  аудит, в отличие от внешнего, осуществляется работниками самого предприятия (самостоятельным  структурным подразделением или управлением) и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики предприятия.

     С точки зрения эволюции выделяют:

     - подтверждающий аудит. Цель проведения  данного вида аудит провести  проверку и подтвердить достоверность  отчетов;

     - системно- ориентированный аудит.  Суть данного подхода заключается  в экспертизе на основе оценки  системы внутреннего контроля. Практика проведения аудита в зарубежных странах показывает, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то нет необходимости проводить детальную проверку, потому что аудитор может (в той или иной степени) доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений.

     - аудит, базирующийся на риске.  Этот подход состоит в концентрации  аудиторской работы в областях  с более высоким возможным  риском, что значительно упрощает  аудит в областях с низким  риском.

     С позиции требования законодательства различают обязательный и инициативный аудит:

     Обязательный  аудит проводится в случаях, непосредственно  установленных законодательством  или по поручению государственных  органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

     Обязательный  аудит проводится в случаях, если:

     1) организация имеет организационно-правовую  форму открытого акционерного  общества;

     2) организация является кредитной  организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

     3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

     4) в иных случаях, установленных  федеральными законами.

     Обязательный  аудит проводится ежегодно.

     Таким образом, обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую  проверку ведения бухгалтерского учета  и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального  предпринимателя.

     Инициативный (добровольный) аудит - осуществляется по решению экономических субъектов. Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

     Инициативный  аудит может проводиться в  любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным  решением органа управления организации или индивидуальным предпринимателем. К данному виду аудита можно отнести и так называемые контрольные аудиторские проверки финансово-промышленных групп, проводимые по инициативе и за счет полномочных органов. Целью такой проверки является установление реального экономического состояния деятельности финансово-промышленной группы. Проведение такой проверки может быть вызвано рядом обстоятельств, например обнаружением недостоверной информации в представленных документах либо уклонением от полного и своевременного представления необходимых документов, злоупотреблением имеющимися правами и оказываемыми мерами государственной поддержки, нарушением законодательства РФ либо законодательства субъектов РФ. Такой аудит, как правило, ориентирован на проверку отдельных сфер деятельности конкретного корпоративного объединения. Но не исключается проверка по всему спектру вопросов, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность группы, в том числе и с позиции ее оценки на соответствие положениям законодательства РФ и ее субъектов9.

Информация о работе Виды аудита, классификация этой деятельности