Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:52, статья
При расчете заработной платы, причитающейся к выплате работнику, бухгалтерия бюджетной организации производит из нее различные виды удержаний. Для того чтобы не допустить ошибки при этом, следует обратить внимание на ряд моментов, и в частности на порядок осуществления удержаний, существующие ограничения, на возможность осуществления тех или иных удержаний и др.
Основными документами, нормами которых следует пользоваться при осуществлении удержаний из заработной платы работников, являются:
1) Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З, с учетом последних изменений, внесенных Законом РБ от 20.07.2007 № 272-З (далее по тексту – ТК РБ);
2) Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Минюста РБ от 20.12.2004 № 40, с учетом последних изменений, внесенных постановлением от 26.07.2007 № 49 (далее по тексту – Инструкция № 40);
Пример.
При проведении инвентаризации производственных запасов при смене материально ответственного лица на складе института выявлена недостача картриджа. Недостача отнесена на материально ответственное лицо, передающее ценности.
В данном случае при определении размера недостачи можно воспользоваться нормами п. 8 Инструкции № 39/69, согласно подп. 8.2 которого, если утраченное государственное имущество относится к сырью, материалам и другому аналогичному имуществу (товарно-материальным ценностям), определение размера причиненного вреда осуществляется:
Таким образом, воспользовавшись указанными нормами, организация может определить сумму, необходимую к взысканию с материально ответственного лица.
От редакции:
При удержании сумм в возмещение материального вреда следует помнить о порядке исчисления НДС по недостачам, действующем в 2008 г. Согласно подп. 1.1.8 п. 1 ст. 2 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом последних изменений, внесенных Законом РБ от 26.12.2007 № 302-З) (далее – Закон) объектом налогообложения признаются прочее выбытие товаров сверх норм естественной убыли, прочее выбытие основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства. Прочим выбытием товаров, основных средств, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства, нематериальных активов является любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи.
Таким образом, при возникновении недостач сверх норм естественной убыли (а если нормы не установлены – любая недостача признается недостачей сверх норм) стоимость недостающего товара подлежит обложению НДС.
Сумма, подлежащая обложению, определяется в соответствии со ст. 6, 7 и 8 Закона.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется с учетом положения п. 4 ст. 6 настоящего Закона как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона при прочем выбытии товаров, безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, произведенных (выполненных, оказанных) плательщиком, налоговая база определяется исходя из себестоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав. При прочем выбытии приобретенных товаров налоговая база определяется исходя из цены их приобретения.
Таким образом, при недостаче приобретенных товаров налоговой базой является цена их приобретения. Необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 6 Закона цена приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется путем суммирования фактически произведенных расходов на их покупку, за исключением налогов, не относимых на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав. То есть если сумма НДС, уплаченная при приобретении товара, была отнесена на увеличение его стоимости, то исчисление НДС при недостаче такого товара производится исходя из цены приобретения с учетом "входного" НДС.
Согласно п. 6 ст. 10 Закона моментом фактической реализации при прочем выбытии товаров сверх норм естественной убыли является день составления сличительной ведомости или иного документа, подтверждающего их прочее выбытие.
Статьей 8 Закона установлено, что налоговая база, определенная в соответствии со ст. 7 настоящего Закона, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Таким образом, балансовая стоимость недо-стающего имущества облагается НДС в момент обнаружения недостачи (день составления сличительной ведомости или иного документа, подтверждающего их недостачу), а сумма возмещения, превышающая балансовую стоимость имущества с исчисленным НДС, облагается при ее получении.
Согласно п. 1 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.03.2000 № 19, организации, финансируемые из бюджета, при приобретении товаров (работ, услуг) за счет бюджетных ассигнований на расходы по смете оплачивают полную их стоимость с учетом налога на добавленную стоимость, который не подлежит возмещению. Приобретенные товары (работы, услуги) в бухгалтерском учете учитывают по полной стоимости с отражением расходов по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджетов Республики Беларусь.
Пример.
Цена приобретения товара составляла 354 тыс. руб., в т.ч. НДС – 54 тыс. руб. Сумма НДС была отнесена на увеличение стоимости товара. В данном случае сумма НДС, исчисленная при обнаружении недостачи такого товара, составит 63,72 тыс. руб. (354 х 18 / 100).
Если недостача взыскивается с виновного лица по цене большей, чем цена приобретения плюс НДС (354 + 63,72), то эта разница облагается НДС согласно ст. 8 Закона. Так, если сумма, подлежащая возмещению, составляет 450 тыс. руб., то сумма, облагаемая в соответствии со ст. 8 Закона, составит 33,28 тыс. руб. (450 – 354 – 62,72).
В том случае, если устанавливается недостача основных средств, исчисление НДС производится от их остаточной стоимости. Согласно п. 4 ст. 6 Закона при реализации товаров (работ, услуг) по ценам ниже остаточной стоимости (для основных средств, нематериальных активов), по ценам ниже цены приобретения (для приобретенных на стороне товаров (работ, услуг), имущественных прав) налоговая база определяется соответственно исходя из остаточной стоимости, цены приобретения.
Если установленная недостача основных средств относится на виновных лиц, то разница между суммой, подлежащей возмещению с виновных лиц, и остаточной стоимостью основных средств с начисленным НДС подлежит обложению НДС при поступлении возмещения.
Статьей 11 Закона установлены ставки НДС, которые применяются при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В соответствии с п. 1-1 ст. 2 Закона для целей настоящего Закона термин "реализация" имеет значение, определенное Законом как оборот по реализации.
Следовательно,
при недостаче товаров
В нашем примере согласно подп. 1.3.3 п. 1 ст. 11 Закона в отношении суммы, увеличивающей налоговую базу, также применяется ставка НДС в размере 18 %. Исчисленная сумма составит 5,077 тыс. руб. (33,28 х 18 / 118).
Удержание неизрасходованных подотчетных сумм
Как было рассмотрено выше, в том случае, когда работник своевременно не возвращает суммы, выданные ему под отчет на служебные командировки, на хозяйственные нужды, наниматель может удержать данные суммы из заработной платы работника на основании распоряжения. При составлении такого распоряжения необходимо учесть следующие моменты:
1)
удержание может быть
2)
распоряжение об удержании
Чтобы не нарушить законодательство, необходимо обратить внимание на сроки, в которые должны быть возвращены работником неизрасходованные подотчетные суммы. Такие сроки определены:
По общему правилу сроки, в которые должны быть возвращены работником неизрасходованные подотчетные суммы, составляют 3 рабочих дня со дня возвращения из командировки (исключая день прибытия) или истечения срока, на который они выданы (если денежные средства выдавались на хозяйственные расходы). В отдельных случаях при использовании для осуществления расходов банковских пластиковых карточек неизрасходованные подотчетные суммы должны быть возвращены не позднее 15 рабочих дней.
При выдаче под отчет денежных сумм на хозяйственные расходы следует кроме вышесказанного соблюдать установленные предельные сроки, на которые они могут быть выданы.
Согласно п. 32 Правил № 57 предприятия выдают наличные деньги под отчет на предстоящие расходы на сроки, определяемые руководителем:
После истечения месячного срока, установленного для составления распоряжения, удержание невозвращенных подотчетных сумм из заработной платы производится в судебном порядке.
Работник может самостоятельно написать заявление на удержание у него из заработной платы неизрасходованных подотчетных сумм. На основании такого заявления бухгалтерия может осуществить такое удержание.
Удержание сумм по выданным работникам займам
Организации могут осуществлять удержания из заработной платы работников в счет погашения ранее выданных им займов, а также процентов за пользование ими.
Займы могут быть выданы работникам бюджетных организаций на разные цели. Например, они могут выдаваться на строительство, приобретение жилья, на обучение и другие цели. В зависимости от цели предоставления займа, а также от вида организации, его предоставляющей, необходимо учитывать те или иные особенности.
Так, при выдаче займов работникам на строительство, приобретение жилых помещений следует учитывать нормы Положения о порядке и условиях предоставления организациями состоящим в штатах этих организаций работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.03.2000 № 428, с учетом последних изменений, внесенных постановлением от 10.12.2007 № 1709 (далее по тексту – Положение № 428).
Основанием для заключения договора займа является письменное заявление работника на имя руководителя организации, которое рассматривается при участии профсоюзного комитета. Одновременно с заявлением работник должен представить документы, подтверждающие факт постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, состав семьи, и другие документы.
Размер займа может определяться в процентах от стоимости строительства (реконструкции) или приобретения квартиры, одноквартирного жилого дома на момент выдачи займа либо в базисных ценах 1991 г.
Заем
предоставляется под залог
Заем может быть предоставлен денежными средствами, а также в товарном виде (строительные материалы, изделия и предметы домоустройства, услуги, осуществляемые организацией).
Для каждого заемщика сроки пользования займом и его возврата, процентные ставки определяются в индивидуальном порядке организацией.
Размер выданного займа должен определяться с учетом платежеспособности заемщика. Что касается процентов за пользование займом, то этот вопрос решает сама организация в зависимости от ее финансового состояния. Проценты по займу могут быть установлены фиксированными или регулируемыми.
Информация о работе Удержания из заработной платы работников организации