Учётная политика организации, её организационные и методологические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что грамотное формирование учетной политики является одной из важнейших задач, стоящих перед руководством и бухгалтерией предприятия. Выбранная учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, показателей финансового состояния организации. Недостаточное внимание к ее формированию как важнейшему элементу системы бухгалтерского учета приводит к отрицательным последствиям. Противоречивость и непоследовательность учетного процесса, неполное отражение объектов учета и недостаточное обоснование способов его ведения, отсутствие упорядоченного документооборота влекут за собой искажение бухгалтерской отчетности и не могут служить

Оглавление

Содержание
Введение 3
1. Понятие и сущность учетной политики 5
2. Организационные аспекты учетной политики 12
3. Методологические аспекты учетной политики 21
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложение

Файлы: 1 файл

Зарифуллина - 312 группа-3.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

      Формирование  учетной политики имеет свои особенности  у организаций с дочерними  или зависимыми обществами. Такие  организации составляют сводную  бухгалтерскую отчетность. Это касается и тех налогоплательщиков, которые  состоят в объединениях юридических лиц (ассоциациях, союзах и т.д.), если на них лежит обязанность составлять сводную бухгалтерскую отчетность соответствующих объединений.

      Такие организации при формировании отчетности для заинтересованных пользователей (но не для государственного статистического наблюдения или иных специальных целей) раскрывают в бухгалтерском учете информацию по сегментам согласно требованиям ПБУ 12/2010. В учетной политике указанных организаций должны быть закреплены перечень отчетных сегментов, порядок подготовки информации по каждому из них.  Это установлено в пунктах 5, 10 и 17 ПБУ 12/2010 [21, c.111-113].

      Незавершенное производство и готовая продукция.

      Незавершенное производство - это продукция или  работы, не прошедшие всех стадий, фаз  или переделов, предусмотренных  технологическим процессом, а также изделия, неукомплектованные и не прошедшие испытания и технической приемки.

      Организация может выбрать и закрепить  в учетной политике один из следующих  методов оценки незавершенного производства (в зависимости от производственных или технологических особенностей):

      - по фактической или нормативной  (плановой) производственной себестоимости;

      - прямым статьям затрат;

      - стоимости сырья, материалов и  полуфабрикатов.

      При единичном производстве продукции  НЗП отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

      Если  организация будет учитывать  готовую продукцию по нормативной (плановой) себестоимости, то в учетной  политике закрепляется конкретный порядок  ее учета - с применением счетов 40 и 43 или только счета 43.

      Если организация выпускает много различной продукции (оказывает разные услуги), то при формировании себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) очень сложно распределить косвенные расходы. Поэтому есть смысл установить в учетной политике показатель, пропорционально которому будут распределяться косвенные расходы (учитываемые на счетах 25 и 26). Обычно выбирают один из таких способов распределения косвенных расходов:

      - пропорционально заработной плате  основного производственного персонала;

      - пропорционально стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных в производство;

      - пропорционально количеству отработанных  машино-часов;

      - пропорционально объему выпущенной  продукции и т.д.

      Возможны  следующие виды списаний:

      Во-первых, суммы, собранные за отчетный период по дебету счета 26, могут списываться в дебет счетов 20, 23 и 29. В этом случае формируется полная себестоимость готовой продукции.

      Во-вторых, в конце каждого отчетного  периода можно полностью списывать  общехозяйственные расходы со счета 26 непосредственно в дебет счета 90. То есть формируется сокращенная себестоимость готовой продукции.

      Выбранные методы оценки НЗП, готовой продукции  и списания косвенных расходов утверждаются в учетной политике.

      Доходы  и расходы.

      Приказом  Минфина России от 18.09.2006 № 116н были внесены поправки в восемь бухгалтерских стандартов: ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 6/01, ПБУ 8/01, ПБУ 16/02, ПБУ 17/02, ПБУ 19/02 и ПБУ 20/03. Суть поправок в том, что начиная с годовой отчетности за 2006 год в бухгалтерском учете все доходы и расходы подразделяются только на два вида: доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы. Такие понятия, как «операционные», «внереализационные», «чрезвычайные» доходы и расходы, больше не применяются. Все доходы и расходы, которые были отнесены к указанным категориям, теперь считаются прочими. Значит, организациям придется вносить изменения в рабочий план счетов. В частности, если фирма относила доходы и расходы на различные субсчета счетов 91 и 99 в зависимости от того, операционные они, внереализационные или чрезвычайные, то с 1 января 2007 года такие субсчета должны быть закрыты, а в учетную политику внесены соответствующие изменения. Напомним, что в бухучете применяется также понятие «расходы будущих периодов». В соответствии с пунктом 65 Положения это затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. В учетной политике необходимо установить порядок их списания: равномерно, пропорционально объему продукции или иной способ, разработанный организацией самостоятельно.

      Если  организация несет затраты, связанные  с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических  работ, то в учетной политике должен быть установлен способ списания таких  расходов. При этом не важно, выполняются эти работы собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Об этом говорится в пункте 17 ПБУ 17/02. Возможные способы списания таких расходов указаны в пункте 11 этого ПБУ. Кроме того, нужно определить срок списания соответствующих расходов исходя из ожидаемого срока использования результатов работ, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход). Причем этот срок не может превышать пяти лет [24, c.110].

      Специальные инструменты, оборудование и спецодежда.

      Согласно  пунктам 2 и 9 Методических указаний по бухгалтерскому учету специальных  инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной  одежды (далее - Методические указания) принимать к учету подобные виды имущества можно либо как МПЗ, либо в качестве основных средств. Эти Методические указания утверждены приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н.( в ред. Приказов Минфина РФ от 25.10.2010 N 132н,от 24.12.2010 N 186н) Выбранный способ учета следует закрепить в учетной политике.

      При использовании первого варианта для учета перечисленных выше объектов, которые передаются со склада в производство (эксплуатацию), организация  может ввести дополнительный забалансовый счет «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию». Так сказано в пункте 23 Методических указаний.

      Необходимо  также выбрать способ погашения  стоимости специальной оснастки из тех, которые приведены в пункте 24 Методических указаний. Причем в организациях со значительным количеством наименований (видов) специальной оснастки допустимо вести учет наличия и движения этих активов в целом по укрупненным комплектам, объединенным (сгруппированным) по видам изготавливаемой продукции (работ, услуг) или по другим родовым признакам. Основание - пункты 43 и 45 Методических указаний. Порядок группировки комплектов организация раскрывает в учетной политике.

      Создание  резервов.

      Для равномерного включения затрат в  состав расходов на производство (расходов на продажу) организация имеет право  создавать различные резервы. Причем резервы, создание которых обязательно при наступлении определенных событий, в учетной политике не отражаются. К ним, в частности, относятся резервы:

      - под снижение материальных ценностей;

      - обесценение финансовых вложений;

      -создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

      - связанные с прекращаемой деятельностью.

      Что касается видов резервов, которые  организация формирует на добровольной основе, то их необходимо указывать  в учетной политике. Это могут  быть резервы:

      - сомнительных долгов;

      - предстоящих расходов на оплату  отпусков;

      - предстоящих расходов на рекультивацию  земель и осуществление иных  природоохранных мероприятий;

      - на выплату ежегодного вознаграждения  за выслугу лет и по итогам  работы за год;

      - ремонт основных средств;

      - гарантийный ремонт и гарантийное  обслуживание;

      - ремонт предметов проката;

      - затраты по подготовительным  работам к сезонному производству;

      - покрытие непредвиденных затрат.

      Займы и кредиты.

      В пункте 2-3 ПБУ 15/2008  сказано, что основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре.

      Расходами, связанными с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (далее - расходы по займам), являются:

  • проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору);
  • дополнительные расходы по займам.

      П 7 ПБУ15/2008   Расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

      В стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся  к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно  связанные с приобретением, сооружением  и (или) изготовлением инвестиционного актива.

      Для целей настоящего Положения под  инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию  требует длительного времени  и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных необоротных активов.

      Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость  инвестиционного актива или в  состав прочих расходов равномерно, как  правило, независимо от условий предоставления займа (кредита).

      Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), могут включаться в стоимость  инвестиционного актива или в  состав прочих расходов исходя из условий  предоставления займа (кредита) в том  случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения.

      Дополнительные  расходы по займам могут включаться равномерно в состав прочих расходов в течение срока займа (кредитного договора)8 ПБУ 15/2008.

      Кроме того, проценты, причитающиеся к  оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива при наличии следующих условий:

      а) расходы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного  актива подлежат признанию в бухгалтерском  учете;

      б) расходы по займам, связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, подлежат признанию в бухгалтерском учете;

      в) начаты работы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного  актива. Это предусмотрено в пункте 9 ПБУ 15/2008. 

      Финансовые  вложения.

      Все финансовые вложения подразделяются на две группы. В первую группу входят финансовые вложения, по которым можно  определить текущую рыночную стоимость (ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг). Ко второй группе относятся финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется (выданные займы и кредиты, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг). Для таких финансовых вложений в учетной политике нужно утвердить способ их оценки. Им является один из способов, перечисленных в пункте 26 ПБУ 19/02:

      - по первоначальной стоимости  каждой единицы бухгалтерского  учета финансовых вложений;

      - средней первоначальной стоимости;

      - первоначальной стоимости первых  по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

      В целях бухучета оценка финансовых вложений определяется на конец отчетного  периода и при их выбытии (п. 32 ПБУ 19/02). Выбранный способ оценки применяется  по каждой группе (виду) финансовых вложений и утверждается в учетной политике [2, c.78].

Информация о работе Учётная политика организации, её организационные и методологические аспекты