Учётная политика организации, её организационные и методологические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что грамотное формирование учетной политики является одной из важнейших задач, стоящих перед руководством и бухгалтерией предприятия. Выбранная учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, показателей финансового состояния организации. Недостаточное внимание к ее формированию как важнейшему элементу системы бухгалтерского учета приводит к отрицательным последствиям. Противоречивость и непоследовательность учетного процесса, неполное отражение объектов учета и недостаточное обоснование способов его ведения, отсутствие упорядоченного документооборота влекут за собой искажение бухгалтерской отчетности и не могут служить

Оглавление

Содержание
Введение 3
1. Понятие и сущность учетной политики 5
2. Организационные аспекты учетной политики 12
3. Методологические аспекты учетной политики 21
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложение

Файлы: 1 файл

Зарифуллина - 312 группа-3.doc

— 220.50 Кб (Скачать)
align="center">Обработка учетной информации включает:

      а) автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета (с помощью определенной бухгалтерской программой);

      б) журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий;

      в) журнально-ордерная форма счетоводства для небольших организаций и хозяйственных обществ;

      г) упрощенная форма ведения бухгалтерского учета. [67,c.3]

      В учетной политике можно предусмотреть, что график документооборота оформляется  либо как приложение к учетной политике, либо как самостоятельный документ. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждает руководитель организации своим приказом. Ответственность за соблюдение графика документооборота, своевременное и качественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

      Технология обработки данных учетной информации. Организация (по своему выбору) принимает решение о технологии обработки учетной информации.

      Уровень централизации и основные принципы обмена информацией с обособленными  подразделениями. Организация может  создавать обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, имеющие собственный расчетный счет, но не обладающие правами юридического лица. Такие обособленные подразделения обычно самостоятельно ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность по установленным формам, которая затем объединяется с балансом головной организации и представляется в органы, регулирующие уплату налогов и сборов, государственной статистики, учредителям.

      В соответствии с п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельный баланс. [25, c.56]

      Однако  действующим законодательством  не установлены объемы, формы и сроки представления бухгалтерской отчетности обособленными подразделениями в адрес головной организации. Поэтому в учетной политике необходимо указать, в каких объемах, формах и в какие сроки должна предоставляться отчетность обособленных подразделений в головную организацию.

      Организация также может создавать обособленные подразделения, которые не выделяются на отдельный баланс, имеют расчетный  счет (или не имеют его) и не обладают правами юридического лица. Учет в  таких обособленных подразделениях может быть построен по-разному. Во-первых, все первичные учетные документы передаются обособленными подразделениями для их учета в головную организацию, и учет осуществляется в централизованной форме. Во-вторых, в обособленных подразделениях, не выделенных на отдельный баланс, ведется учет всех хозяйственных операций вплоть до составления баланса. Отчетные данные обособленных подразделений предоставляются в бухгалтерию головной организации, где они включаются в консолидированную отчетность. 

      Способы организации бухгалтерского учета включает:

      а) учет организуется в централизованной форме;

      б) учет организуется в децентрализованной форме;

      в) учет организуется в смешанной форме [67,c.5].

      Таким образом, в соответствии с действующим  законодательством отчетность обособленных подразделений организации как выделенных на отдельный баланс, так и не выделенных, является внутренней отчетностью, которая подлежит включению в бухгалтерскую отчетность организации в целом.

      Ведение бухгалтерского и налогового учета  для всех обособленных подразделений должно быть единым. Иными словами, обособленные подразделения не могут иметь своей учетной политики, отличной от учетной политики организации. Это указано в п. 10 ПБУ 1/2008. Поэтому организация, в состав которой входят обособленные подразделения, должна иметь единую учетную политику. Изменение учетной политики для одного из обособленных подразделений не допускается.

      Организации, имеющие разветвленную систему  подразделений, принимают решение (по своему выбору) об уровне централизации бухгалтерского учета.

      В данном разделе учетной политики организация указывает реквизиты  подразделений, выделенных на отдельный  баланс, регулирует объемы и сроки  обмена информацией между подразделениями (в случае необходимости), а также  между обособленным подразделением и центральным (головным) подразделением.

      Выдача  средств под отчет. Список лиц, получающих денежные средства на хозяйственно-операционные расходы, утверждает руководитель организации.

      Срок  сдачи авансового отчета и возврата неиспользованных подотчетных сумм, полученных на хозяйственные нужды, определяется в приказе руководителя организации.

      Оценка  имущества, обязательств и хозяйственных  операций. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется:

    • в рублях и копейках;
    • округляется до целых рублей.

      Операций ведется в суммах, округленных до целых рублей, то возникшие при этом разницы относятся на финансовые результаты. Это позволяет сделать п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

      Выбранный вариант должен быть закреплен в  учетной политике.

      Способ  представления бухгалтерской отчетности. В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ бухгалтерская отчетность предоставляется ее пользователям  на бумажных носителях и (или) в электронном виде. 

 

       3. Методологические аспекты учетной  политики 

      Теперь  рассмотрим элементы учетной политики организации.

      В пунктах 17 и 18 ПБУ 1/2008 установлено, какие  способы ведения бухгалтерского учета организация должна утвердить при формировании учетной политики. Это способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства (НЗП) и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованию существенности. Основные элементы учетной политики организации представлены на рисунке 1 [11,c.30]. 

      

Рис. 1 – элементы учетной политики организации

      Кроме того, организация самостоятельно решает, какие еще вопросы бухучета по конкретным направлениям ей надо прописать в учетной политике.

      Основные  средства.

      Условия принятия активов к бухучету в  качестве основных средств определены в пункте 4 ПБУ 6/01. Между тем пункт 5 того же документа позволяет организации принимать к учету некоторые активы, отвечающие указанным условиям, в составе МПЗ и списывать их стоимость единовременно в момент введения в эксплуатацию. Правда, только в том случае, если стоимость актива находится в пределах лимита, установленного в учетной политике организации (не более 40 000 руб. за единицу). Если же такой лимит не утвержден, то все активы, соответствующие условиям, перечисленным в пункте 4 ПБУ 6/01, независимо от их стоимости должны отражаться в качестве основных средств. Некоторые объекты основных средств представляют собой сложные вещи, состоящие из нескольких частей, приспособлений и принадлежностей. При соблюдении условий, перечисленных в пункте 6 ПБУ 6/01, они должны приниматься к учету как единый инвентарный объект. Правда, с такой оговоркой: если у частей одного основного средства сроки полезного использования существенно отличаются, то каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

      Критерии  существенности отличия сроков нормативно не установлены. Значит, в учетной политике можно закрепить общий критерий существенности отличия сроков полезного использования разных частей одного объекта. Тогда при приобретении новых подобных основных средств они автоматически будут отвечать условиям принятия их к учету в качестве одного инвентарного объекта либо разных инвентарных объектов основных средств (или МПЗ - если стоимость соответствующей составной части ниже закрепленного организацией лимита).

      Пунктом 15 ПБУ 6/01 установлено, что коммерческая организация не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) может переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Решение о переоценке утверждается в учетной политике. Заметим, если организация примет решение о переоценке, то в последующем ее придется проводить регулярно. Это нужно для того, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от их текущей (восстановительной) стоимости [13,c.36].

      Следует отметить, что нормативные правовые акты по бухучету не содержат определения  групп однородных объектов основных средств. Поэтому организация в  учетной политике может самостоятельно определить, какие именно основные средства включаются в ту или иную группу. В учетной политике нужно закрепить выбранный метод амортизации для групп однородных объектов основных средств. Этот метод (один из указанных в пункте 18 ПБУ 6/01) должен применяться в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в группу [13,c.47].

      Нематериальные  активы.

      Согласно  пункту 40 ПБУ 14/2007 в составе информации об учетной политике подлежат раскрытию как минимум сведения:

    • о способах оценки НМА, приобретенных не за денежные средства;
    • принятых организацией сроках полезного использования НМА (по отдельным группам);
    • способах определения амортизации нематериальных активов , а также установленный коэффициент при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка ;
    • изменение сроков полезного использования нематериальных активов ;
    • изменение способов  определения амортизации нематериальных активов . [22,c.46].

      Материально-производственные запасы.

      В учетной политике необходимо установить единицу бухгалтерского учета МПЗ (номенклатурный номер, партию, однородную группу и т.д.). Конкретную единицу организация выбирает самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (п. 3 ПБУ 5/01).

      Пункт 16 ПБУ 5/01 предусматривает различные способы оценки МПЗ при их отпуске в производство или ином выбытии:

    • по себестоимости каждой единицы;
    • средней себестоимости;
    • себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО);

      В учетной политике отражается метод  оценки, выбранный для каждого отдельного вида (группы) МПЗ.

      Как уже отмечалось, в учетной политике закрепляются положения, касающиеся инвентаризации. Для организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявления возможных расхождений  между данными бухучета и фактическим наличием МПЗ по отдельным наименованиям и (или) группам проводятся проверки в местах хранения и эксплуатации. Такой порядок установлен в пункте 23 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее - Методические указания по учету МПЗ). Документ утвержден приказом Минфина России от 28.12.2001№ 119н.

      Если  при инвентаризации или проверке выявлена недостача или порча  МПЗ. В таком случае эти активы списываются со счетов учета по фактической  себестоимости. Она включает в себя договорную (учетную) цену запаса и долю транспортно-заготовительных расходов, которая к нему относится. Основание - пункт 29 Методических указаний по учету МПЗ. В учетной политике организации следует определить порядок расчета указанной доли [14, c.37].

      Особенности учета товаров.

      Согласно  пункту 13 ПБУ 5/01 торговые организации  имеют возможность выбрать один из вариантов учета транспортно-заготовительных  расходов по доставке товаров. Эти затраты  можно включать в учетную стоимость  товаров либо отражать как расходы  на продажу (на счете 44) и впоследствии распределять на реализованные товары и остаток товаров на складе. Выбранный способ учета таких расходов торговая организация должна прописать в учетной политике.

      Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут учитывать товары по покупным или продажным ценам. В последнем случае продажная цена отражается на счете 41, а разница между ней и покупной стоимостью (сумма наценки, скидки) - на счете 42. Способ учета товаров в организациях розничной торговли также указывают в учетной политике.

Информация о работе Учётная политика организации, её организационные и методологические аспекты