Учётная политика организации, её организационные и методологические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что грамотное формирование учетной политики является одной из важнейших задач, стоящих перед руководством и бухгалтерией предприятия. Выбранная учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, показателей финансового состояния организации. Недостаточное внимание к ее формированию как важнейшему элементу системы бухгалтерского учета приводит к отрицательным последствиям. Противоречивость и непоследовательность учетного процесса, неполное отражение объектов учета и недостаточное обоснование способов его ведения, отсутствие упорядоченного документооборота влекут за собой искажение бухгалтерской отчетности и не могут служить

Оглавление

Содержание
Введение 3
1. Понятие и сущность учетной политики 5
2. Организационные аспекты учетной политики 12
3. Методологические аспекты учетной политики 21
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложение

Файлы: 1 файл

Зарифуллина - 312 группа-3.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

      В 2010 году применялись иные нормативы: с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно предельная величина процентов принималась равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Банка России, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте. Причем эта законодательная норма, не ухудшающая положение налогоплательщиков, была введена «задним числом», поэтому компании могли пересчитать сумму процентов, включаемую в расходы по налогу на прибыль за весь год без внесения изменений в учетную политику [21].

      При составлении учетной политики на 2011 год у компаний на общем режиме налогообложения может появиться  необходимость поправить некоторые  ее пункты. Напомним, плательщики налога на прибыль вправе определять величину включаемых в расходы процентов:

  • исходя из ставки рефинансирования Банка России и (или) фиксированной ставки для долговых обязательств в иностранной валюте;
  • сравнением со средним уровнем процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

      Если  с учетом последних изменений  способ, применяемый компанией, становится менее выгодным, она вправе его  поменять.

      Теперь  же назовем те пункты учетной политики на 2011 год, которые нужно обязательно  пересмотреть, дополнить или включить заново. В таблице 1 (Приложение 1) показаны варианты учета, которые компании с общим режимом налогообложения могут выбрать в качестве основных пунктов своей учетной политики в 2011 году [32,c.58].

      Если  в учете вы создавали резервы, необходимо принять решение об их дальнейшей судьбе. Налогоплательщик в будущем году может отказаться от их формирования. Тогда суммы, скажем, резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, выявленные в результате инвентаризации на 31 декабря текущего года, включаются в состав внереализационных доходов текущего налогового периода (п. 5 ст. 324.1 НК РФ).

      С годовой отчетности за 2011 год компании будут применять новые формы  бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Их можно использовать и при составлении квартальной отчетности. Обязательно нужно закрепить в учетной политике на 2011 год, какие формы предприятие будет использовать для подготовки промежуточной бухгалтерской отчетности [26].

      С 2011 года исправлять ошибки тоже нужно по новым правилам  в соответствии с новым ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденным приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н. По новым правилам ошибки нужно делить на существенные и несущественные. Критерии существенности должны быть закреплены в учетной политике. Вариантов определения существенности достаточно много. Возможно, существенной ошибкой будет считаться та, в результате исправления которой показатель бухгалтерской отчетности изменится более чем на 5 процентов. Можно за основу взять иной принцип, скажем, соотношение ошибки и укрупненного показателя (итоговой строки раздела баланса), представленного в отчетности.

      В 2010 году плательщики налога на прибыль  временно получили право самостоятельно определять расчетную цену ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке (ст. 280 НК РФ). С 2011 года они это преимущество теряют: порядок расчетной цены для таких ценных бумаг устанавливается ФСФР России по согласованию с Минфином России.

      Порядок организации учетных процедур можно  классифицировать по признаку их назначения как организационный, технический  и методологические аспекты учетной политики. При этом следует иметь в виду, что если организационные аспекты учетной политики относятся в основном к сфере полномочий руководителя организации, то в соответствии с требованиями статьи 7 Закона «О бухгалтерском учете» и по существу раскрываемых вопросов, технический и методический аспекты учетной политики должны формироваться учетными работниками.

      Методологический  аспект учетной политики предполагает выбор методов осуществления учетных процедур, способов измерения и оценки объектов учета, группировки информации на счетах или в регистрах учета. В частности, должны быть предусмотрены процедуры признания и принятия к учету соответствующих объектов, способы их измерения и оценки, формы расчетов [68,c.54].

      Организационная составляющая учетной политики заключается  в определении организационной  формы управленческих служб, осуществляющих учетные процессы. В частности, руководитель организации должен установить: кто и в какой форме осуществляет финансовый, налоговый и управленческий учет, насколько интегрированы процедуры всех перечисленных направлений учета, а также в какой мере централизованы или децентрализованы учетные процедуры при наличии в организационной структуре организации обособленных подразделений.

 

       2. Организационные аспекты учетной  политики 

      В данном разделе организация, должна отразить следующую информацию:

      Организационная структура учетно-бухгалтерской службы. В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ организация (по своему выбору) принимает решение о порядке организации бухгалтерской службы.

      Если  бухгалтерский учет в организации  ведет бухгалтерия, возглавляемая  главным бухгалтером, то в учетной политике в целях бухгалтерского учета необходимо предусмотреть, что:

      а) ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации;

      б) ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер организации. 

      Рабочий план счетов.

      Первым  шагом при формировании учетной  политики является утверждение рабочего плана счетов, используемого организацией для ведения бухгалтерского учета. Рабочий план счетов с необходимым количеством уровней субсчетов и аналитических признаков, единый для всех структурных подразделений, разрабатывается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 30.10.2000 N 94н.

      Основная  цель рабочего плана счетов - создание в организации такой схемы бухгалтерского учета, которая позволяла бы обеспечить не только аналитику по всем структурным подразделениям, но использовать полученную информацию для формирования бухгалтерской и статистической отчетности и для других необходимых целей.

      Практика показывает, что организации не всегда уделяют должное внимание разработке рабочего плана счетов, поэтому в дальнейшем при организации учетной работы могут возникать непредвиденные сложности.

    Организационная структура учетно-бухгалтерской  службы.

      В соответствии с статьей 6 Закона №129-ФЗ организация (поcвоему выбору)  принимает решение о порядке  организации бухгалтерской службы:

      a) утвердить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возлагаемое главным бухгалтером;

      б) бухгалтерская служба организации состоит из одного штатного сотрудника- главного бухгалтера;

      в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации;

      г) руководитель организации ведет бухгалтерский и налоговый учет лично. [67,c.1]

          Организация может использовать предусмотренные Планом счетов субсчета, уточнять их содержание, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. Если для каких-то фактов хозяйственной деятельности корреспонденция счетов не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению.

      Формы первичных учетных документов. Следующий  этап - утверждение первичных документов. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ организации обязаны пользоваться первичными документами, формы которых предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если организация в деловом обороте использует документы, не имеющие унифицированной формы, то правила их составления должны быть утверждены в соответствующих статьях раздела учетной политики "Методологические аспекты".

      При разработке форм таких документов предусматривается  наличие в них следующих обязательных реквизитов:

  • наименование документа (формы);
  • код формы;
  • дата составления;
  • наименование организации, составившей документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • перечень должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

      Необходимо  учитывать, что в зависимости  от характера операций, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

     Помимо  форм первичных документов, организация  обязана утвердить формы документов, используемых для внутренней бухгалтерской отчетности, т.е. регистров бухгалтерского учета, которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных носителях.

      Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах  бухгалтерского учета в хронологической  последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

      При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - государственной тайной.

      Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета  и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и  государственную тайну. За ее разглашение  они несут ответственность, установленную  законодательством Российской Федерации (п. 22 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

      Организация документооборота. В данном разделе  учетной политики организация утверждает систему документооборота, которая регламентирует следующие вопросы:

  • порядок создания первичных учетных документов;
  • контроль правильности заполнения форм первичных учетных документов;
  • порядок и сроки передачи первичных учетных документов в бухгалтерию;
  • порядок передачи первичных учетных документов в архив.
 

Информация о работе Учётная политика организации, её организационные и методологические аспекты