Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является исследование теоретических и практических аспектов бухгалтерского учета с поставщиками и подрядчиками и выявление путей по их совершенствованию на примере ООО «Газпром добыча Надым» Медвежинское газопромысловое управление (МГПУ).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
1.1 Законодательные и нормативные акты, регламентирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 6
1.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Инвентаризация расчетов 7
1.3 Понятие кредиторской задолженности 15
2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
2.1 Порядок отражения учета с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерской отчетности 21
2.2 Порядок проведения инвентаризации хозяйственной деятельности и финансовых результатов 23
3. ОТРАЖЕНИЕ УЧЕТА С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГПНИЗАЦИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 78.37 Кб (Скачать)

Если же такой уверенности нет, необходимо вспомнить требования Закона о бухгалтерском учете: "Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации" (п. 2 ст. 8). В этом случае поступившие ценности принимаются на забалансовый учет по счету 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" вплоть до выяснения причин поступления ТМЦ в организацию и возврата их поставщику либо получения на них права собственности.

На забалансовый учет ТМЦ принимаются в оценке по стоимости, по которой организация обычно учитывает такое имущество (например, по стоимости предыдущих поставок), включая НДС. Важно, чтобы данные забалансового учета позволяли оценить общую стоимость чужого имущества, которую организация в случае его утраты может взыскать с материально ответственных лиц, но которую она одновременно будет обязана возместить собственнику.

Для подтверждения наличия права собственности на товар организация, как правило, должна иметь договор с поставщиком. Если договора нет, доказать факт перехода права собственности самостоятельно бухгалтер не сможет, ему потребуется заключение от юридической службы, на основании которого и будет приниматься решение о порядке учета поступивших ТМЦ: как собственных или как поступивших на хранение.

В общепринятом порядке (т.е. по умолчанию) в договоре купли-продажи, а также в договоре поставки, являющемся его разновидностью (ст. 506 Гражданского кодекса РФ), право собственности на товар переходит от продавца к покупателю при отгрузке товара (ст. 458-459 ГК РФ). И только если иное указано в договоре, право собственности переходит позднее - после оплаты товара или наступления других обстоятельств: доставки товара в определенное место, проверки товара уполномоченным лицом и пр. (ст. 491 ГК РФ).

Таким образом, принять на баланс можно ТМЦ, по которым:

- право собственности  перешло в момент их отгрузки;

- право собственности переходит после их оплаты (если была перечислена предоплата или после оплаты товаров, ранее принятых на хранение; в последнем случае они списываются с кредита счета 002);

- соблюдены иные предусмотренные  договором условия перехода права  собственности.

Несмотря на созвучность терминов неотфактурованными являются ТМЦ, поступившие в организацию именно без товаросопроводительных документов. Наличие счета-фактуры в данном случае не является определяющим, т.е. он может как иметь место, так и отсутствовать.

Неотфактурованные поставки принимаются на склад с оформлением акта о приемке материалов, который составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр направляется поставщику (п. 37 Указаний по учету МПЗ).

Для оформления приема и оприходования фактически полученных ТМЦ, поступивших без товаросопроводительных документов поставщика (т.е. для оформления любого поступления в организацию по фактическому наличию), могут оформляться:

- акт о приемке материалов (форма N М-7, утверждена Постановлением  Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а);

- акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (форма N ТОРГ-4, утверждена Постановлением  Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132)[33,c.25-26].

Форма N М-7 составляется в двух экземплярах членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. Форма N ТОРГ-4 также составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица, причем первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица. Однако для случая неотфактурованных поставок необходимо составлять этот акт в трех экземплярах и третий экземпляр направлять поставщику ТМЦ.

Организация должна принять меры по максимально быстрому получению от поставщика товаросопроводительных документов.

Согласно п. 3 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете наименьшим периодом, за который формируется бухгалтерская отчетность, является месяц. Поэтому, если документы будут получены в том же месяце либо в следующем месяце до закрытия бухгалтерских регистров и формирования отчетности, ТМЦ могут быть учтены в обычном для данной организации порядке (п. 38 Указаний по учету МПЗ). Если же документы до завершения месяца не поступили, ТМЦ учитываются с определенными особенностями (п. 39-41 Указаний по учету МПЗ).

Запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. Когда организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, данные материальные запасы приходуются по цене, указанной в договоре, а при ее отсутствии - по рыночным ценам:

Д 10 "Материалы", 41 "Товары" - К 60 - оприходованы неотфактурованные ТМЦ (основание - акт о приемке);

Д 19 - К 60 - отражен "входной" НДС (основание - счет-фактура или бухгалтерская справка-расчет).

При инвентаризации данные по счету 60 подвергаются проверке на основании имеющихся документов. При этом особому контролю подлежат данные по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам.

Таким образом, даже если прослеживается четкая связь между осуществленной ранее предоплатой и поступившими ТМЦ, не рекомендуется закрывать перечисленный аванс на счет задолженности за поставленное имущество ("сворачивать" остаток по счету 60) вплоть до получения необходимых товаросопроводительных документов. Иначе возможна утрата контроля самого факта "неотфактурованности" поставки, поскольку только на счете 60 эти расчеты числятся в аналитическом учете как "неотфактурованные". Если расчеты по данной поставке будут сальдированы, то при инвентаризации расчетов у бухгалтера не будет информации о том, что операции по поставке еще не завершены: от поставщика не получены необходимые документы.

После получения документов учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов, одновременно уточняются расчеты с поставщиком.

Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками проверке подвергается счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а также счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", если по данному счету имеется задолженность поставщикам и подрядчикам.

Инвентаризация расчетов проводится в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998г. №34н (ред. от 26.03.2007) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", и утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995г. №49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".

Основными целями инвентаризации в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, являются[44,c.230]:

- выявление фактического  наличия имущества и обязательств;

- сопоставление фактического  наличия имущества с данными  бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения  в учете обязательств.

Сроки проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами должны проводиться не менее двух раз в год.

Для проведения инвентаризации приказом (распоряжением) руководителя предприятия назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, срок начала и окончания работы. Инвентаризационная комиссия назначается в составе: руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии); главного бухгалтера; начальников структурных подразделений и других специалистов.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации может служить основанием для признания ее результатов недействительными.

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:

- правильность расчетов;

- правильность и обоснованность  числящейся в бухгалтерском учете  суммы задолженности;

- правильность и обоснованность  сумм дебиторской, кредиторской  и депонентской задолженности, включая  суммы дебиторской и кредиторской  задолженности, по которым истекли  сроки исковой давности.

Для отражения результатов инвентаризации расчетов применяется Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма ИНВ-17), который составляется не менее чем в двух экземплярах.

 

1.3 Понятие кредиторской задолженности

 

В состав имущества предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая его долги (ч.2 п.2 ст.132 ГК).

Образование кредиторской задолженности организации в соответствии с пунктом 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

а)      образование задолженности производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательства и нормативных актов, обычаями делового оборота;

б)      величина задолженности может быть определена;

в)      имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (такая уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива).

Кредиторская задолженность признается в том отчетном периоде, в котором она в соответствии с вышеизложенным порядком должна была быть признана, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления организацией своих обязательств (пункт 18 ПБУ 10/99).

Кредиторская задолженность возникает по следующим обязательствам:

  • обязательство оплатить поставщикам и подрядчикам стоимость полученных от них в собственность товаров, принятых работ, оказанных услуг;
  • обязательство  передать имущество, выполнить работы другим юридическим и физическим лицам в счет полученного аванса либо предоплаты;
  • обязательство производить оплату труда работникам согласно заключенным коллективному и индивидуальным трудовым договорам;
  • обязательство выплачивать взносы в социальные внебюджетные фонды;
  • обязательства перед прочими кредиторами.

Кредиторская задолженность возникает у предприятия в ходе:

  • осуществления расходов;
  • получения денежных средств;
  • распределения чистой прибыли.

В зависимости от того, кто выступает в роли кредитора предприятия, кредиторскую задолженность можно разделить на следующие группы:

  1. Долговые обязательства предприятия перед бюджетом и различными социальными фондами. Задолженность перед бюджетом - это, прежде всего, недоимки, то есть не уплаченные своевременно налоги; начисленные налоговыми органами финансовые санкции; задолженность по платежам, приравненным с точки зрения их обязательности к налогам, например, по платежам в дорожные фонды, таможенным сборам и иным видам платежей, поступающих непосредственно на казначейские счета в федеральный, региональный или местный бюджет. К этой же группе относится задолженность по обязательным платежам во внебюджетные финансовые фонды.
  2. Долговые обязательства предприятия перед собственным штатом сотрудников. Задолженность такого рода предполагает выплаты работающему персоналу зарплаты, компенсации, отчисления на возмещение ущерба, возникшего в результате несчастного случая или вследствие смерти работника на производстве, отпускные пособия и др.
  3. Долговые обязательства перед контрагентами и партнерами, с которыми имеются договорные и кооперативные обязательства. К платежам этого вида относятся долги поставщикам за поставленный товар, подрядчикам – за выполненную работу по возврату уже полученных, но еще не отработанных авансов.

Кредиторская задолженность отражается на счетах раздела VI «Расчеты» Плана счетов бухгалтерского учета.

Текущую кредиторскую задолженность можно разделить на две группы:

  1. Задолженность, возникающая в результате основной деятельности организации;
  2. Задолженность по другим операциям.

К первой группе относится задолженность перед поставщиками и подрядчиками (кредиторская задолженность), которая учитывается на счете 60 «Расчеты перед поставщиками и подрядчиками».

К кредиторской задолженности второй группы относятся:

  • задолженность по платежам в бюджет (кредитовый остаток по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам");
  • перед государственными внебюджетными фондами (фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования);
  • задолженность страховым компаниям по заключенным договорам имущественного и личного страхования
  • обязательства по выплате дивидендов
  • задолженность по операциям некоммерческого характера

Кредиторская задолженность отражается в пассиве баланса  по строке 621 (изменение по 1521 строке) в тех суммах, которые отражены на счетах бухгалтерского учета и сверены с контрагентами.

Информация о работе Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками