Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 10:37, реферат
Общее понятие о регистрах и формах бухгалтерского учета
Учетные регистры: виды и формы
Способы исправления записей в регистрах
Упрощенная форма бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
> для микропредприятий — 60 млн руб.;
> для малых предприятий — 400 млн руб.;
>- для средних предприятий — 1000 млн руб.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным п. 2 и 3.
Средняя за календарный год численность работников микропредприятия, малого или среднего предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Таким образом, для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два критерия: численность работников и годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг).
В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя:
а) численность работников (обычно до 50 человек);
б) объем продажи продукции;
в) балансовую стоимость имущества субъекта.
Предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством РФ порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности.
Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих.
Согласно типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, можно использовать регистры, предусмотренные журналь-но-ордерной формой счетоводства.
Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета.
Независимо от выбранной формы учета малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае малое предприятие должно соблюдать требования, предусмотренные ПБУ 4/98 «Бухгалтерская отчетность организации». В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться некоторые статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций. Для раскрытия информации в отчетность могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.
Малые предприятия могут применять любую из двух разновидностей упрощенной формы бухгалтерского учета:
1) простую форму бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);
2) форму бухгалтерского учета
с использованием регистров
Простая форма бухгалтерского учета может применяться малыми предприятиями, которые совершают незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц) и не осуществляют производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов.
На рис. 2 представлена простая форма бухгалтерского учета.
Все операции при этом регистрируются только в Книге учета хозяйственных операций типовой формы № К-1.
Кроме того, для учета расчетов с работниками по оплате труда, а также с бюджетом по налогам с их доходов бухгалтерия малого предприятия ведет ведомость учета оплаты труда типовой формы № В-8.
Книга учета хозяйственных операций (форма № К-1) является комбинированным учетным регистром, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. Форма должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Книга учета хозяйственных операций является в данном случае:
> регистром аналитического и синтетического учета;
> регистром хронологической и систематической записи;
> основанием для составления бухгалтерской отчетности.
Подробно порядок заполнения книги учета по форме № К-1 рассмотрен в сквозном примере, помещенном в конце данной Славы.
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества может использоваться малыми предприятиями, осуществляющими производство продукции и исполнение работ.
Для учета финансово-хозяйственных операций в этом случае применяются следующие регистры бухгалтерского учета (табл. 17):
1) ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислении— форма № В-1;
2) ведомость учета
3) ведомость учета затрат на производство — форма № В-3;
4) ведомость учета денежных средств и фондов — форма № В-4;
5) ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5;
6) ведомость учета реализации — форма № В-6;
7) ведомость учета расчетов с поставщиками — форма №В- 7;
8) ведомость учета оплаты труда — форма № В-8;
9) ведомость (шахматная) — форма № В-9.
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия приведена на рис. 3.
7.5. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
Мемориально-ордерная и журнально-ордерная формы бухгалтерского учета получили наибольшее распространение в государственных организациях, а также в средних и крупных коммерческих структурах.
Состав учетных регистров и последовательность записей в них при мемориально-ордерной форме учета представлены на рис. 4.
-----> последовательность выполнения учетных записей
-----> сверка записей
Рис. 4- Схема мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета
Мемориально-ордерная форма учета применяется в организациях в нескольких вариантах в зависимости от особенности отрасли промышленности и специфики деятельности данной организации.
Рассмотрим два основных варианта.
Вариант I. На каждую хозяйственную операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Мемориальные ордера — это документы, которыми оформляют бухгалтерские записи — корреспонденцию счетов, дату составления и сумму.
Мемориальные ордера нумеруются в хронологическом порядке, подписываются главным бухгалтером организации и исполнителем и записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал.
Вариант П. В этом случае большинство операций в течение месяца группируется во вспомогательных накопительных ведомостях. Затем по этим ведомостям раз в месяц составляются мемориальные ордера.
Чтобы обеспечить единство методики ежемесячного учета и отражения однородных хозяйственных операций, рекомендуется закрепить за мемориальными ордерами постоянные номера:
№ 1 — кассовые операции;
№ 2 — операции по счетам в банках, кредитам и займам;
№ 3 — расчетные операции с поставщиками, подотчетными лицами, разными дебиторами и кредиторами;
№ 4 — операции по оплате труда, удержаниям из нее и связанные с ней расчеты;
№ 5 — операции по издержкам производства;
№ 6 — операции по продаже продукции (работ, услуг);
№ 7 —- основные средства, нематериальные активы, долгосрочные инвестиции;
№ 8 — использование прибыли, доходов, резервов; № 9 — разные операции.
Данные из мемориальных ордеров ежемесячно разносят в регистр синтетического учета — книгу «Журнал-Главная», которая представляет собой оборотно-сальдовый баланс организации и служит основанием для составления сальдового баланса установленной формы.
Учет в книге «Журнал-Главная» ведут, как правило, по синтетическим счетам. По решению главного бухгалтера эту книгу можно вести и по субсчетам.
Книгу «Журнал-Главная» открывают в начале года записями сумм остатков на начало года из аналогичного регистра за прошлый год.
Общую сумму по мемориальному ордеру («Всего») записывают сначала в графу «Сумма по ордеру», а затем частными суммами, дающими в итоге общую, разносят в дебет и кредит соответствующих счетов.
Сумма оборотов за месяц по дебету всех счетов должна быть равна сумме оборотов по кредиту счетов, а также итогу графы «Сумма по ордеру».
Следующей строкой после оборотов за месяц выводят остаток каждого счета на начало следующего месяца.
Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета имеет следующие достоинства:
х строгая последовательность учетного процесса;
х простота и доступность учетной техники;
х использование стандартных форм регистров;
х возможность разделения учетной работы между специалистами различного уровня квалификации.
Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются:
х трудоемкость учета;
> многократное дублирование
х отрыв аналитического учета от синтетического (аналитический учет ведется на отдельных карточках, которые группируются в оборотных ведомостях), нередкое отставание его от синтетического учета.
В процессе совершенствования мемориально-ордерной формы учета постепенно отказались от составления мемориальных ордеров, регистрационных журналов и создали более прогрессивную ручную форму учета — журнально-ордерную.
7.6. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
Особенностями журналыто-ордерной формы учета являются:
х применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется по кредитовому признаку;
х совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;
х объединение в журналах-ордерах систематической и хронологической записей;
х отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций при помощи показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;
х сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.
Схема журнально-ордерной формы бухгалтерского учета приведена на рис. 5.
-------^- последовательность выполнения учетных записей
-------^- сверка итогов
Рис.- Схема журнально-ордерной формы бухгалтерского учета
Основными регистрами бухгалтерского учета в данном случае являются журналы-ордера — свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов.
Журналы-ордера открывают на месяц на отдельный синтетический счет или на группу синтетических счетов.
Каждому журналу-ордеру присваивают определенный постоянный номер.
Как правило, журналы-ордера имеют разную форму. В табл. 21 приведена форма журнала-ордера № 1 по счету 50 «Касса».
Запись в журналы-ордера производят ежедневно либо непосредственно с первичных документов, либо со вспомогательных ведомостей.
Вспомогательные ведомости применяются в том случае, когда аналитические показатели по счетам сложно записать непосредственно в журналы-ордера. Поэтому данные первичных документов сначала группируются в накопительных ведомостях, а полученные итоги затем переносятся в журналы-ордера.
Для каждого счета в составляемых журналах-ордерах указываются суммы всех хозяйственных операций, затрагивающих кредит этого счета, а также номера счетов, дебет которых изменился в результате этих операций (в этом и заключается сущность кредитового признака заполнения журналов-ордеров).
Хозяйственные операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и оформления первичными документами, поэтому их систематическая запись в соответствующих журналах является одновременно и хронологической записью. Следовательно, необходимость ведения специальных хронологических регистров (например, регистрационного журнала) при данной форме учета отпадает.
Поскольку все учитываемые показатели записываются в журналах-ордерах в разрезе корреспондирующих счетов при этой форме учета отпадает необходимость в составлении мемориальных ордеров.
В конце месяца в журналах-ордерах подсчитывают вертикальные и горизонтальные итоги (общие суммы должны совпадать). Так как общий итог по кредиту счета подсчитывают и записывают в журнал непосредственно с документов, такая сверка делает излишним составление оборотных ведомостей по журналу, в котором синтетический учет совмещается с аналитическим.
Информация о работе Учетные регистры и формы бухгалтерского учета