Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Готовая продукция – изделия, продукты, которые полностью закончены обработкой в данной организации, отвечают требованиям стандартов и технических условий, приняты службой технического контроля, оформлены приемо-сдаточной документацией и сданы на склад готовой продукции. Продукты, изделия, не прошедшие полной технической обработки в данной организации, не принятые службой технического контроля, не сданные на склад, не включаются в состав готовой продукции и учитываются в составе незавершенного производства.

Оглавление

Введение ________________________________________________________3
1. Характеристика и назначение учетной политики_____________________6
2. Содержание учетной политики организации________________________15
3. Формирование рабочего плана счетов _____________________________19
4. Способы организации налогового учёта____________________________21
Заключение______________________________________________________28
Список использованной литературы_________________________________33

Файлы: 1 файл

Учетная политика.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе рассмотрены вопросы формирования учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета.

В курсовой работе отражены теоретические вопросы формирования учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, а также раскрыта информации в финансовой отчетности согласно МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки».

В процессе работы выяснено, что учетная политика - это ряд процедур и методов бухгалтерского учета, выбранных и последовательно применяемых организацией, считающей, что именно данные процедуры и методы наилучшим образом, соответствующим условиям деятельности и требованиям полного представления результатов и финансового положения. Назначение же учетной политики состоит в том, чтобы четко объяснить пользователям бухгалтерской и налоговой отчетности, на основании каких конкретных правил сформирована отчетность организации. Организационные аспекты очень важны, т.к. без них невозможно формирование полноценной учетной политики.

Процесс формирования учетной политики включает в себя выбор конкретного способа ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами (зафиксированных в системе нормативного регулирования). Если стандарты не устанавливают допускаемых способов ведения учета по отдельным вопросам, то формирование учетной политики заключается в разработке организацией индивидуальных способов исходя из общих требований законодательства. Многие положения учетной политики прорабатываются в процессе налогового планирования, поскольку оказывают существенное влияние на распределение налоговых платежей во времени, то есть способствует максимизации финансового результата данного отчетного периода за счет переноса отдельных видов расходов на более поздний срок.

Формирование и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета. Поэтому, говоря об учетной политике, следует отталкиваться от традиционных взглядов на метод учета, который представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Из всей совокупности способов необходимо выбирать те, которые будут оптимальны для конкретной хозяйственной ситуации, реализуемой в рамках конкретного хозяйствующего субъекта, функционирующего в условиях конкретной среды — правовой, экономической и т.д. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности использования этих приемов — все это в целом составляет степень свободы предприятия в формировании учетной политики.

Подчеркнем, что учетная  политика не должна быть слишком объемной. Общие положения, действующие для всех предприятий, не следует отражать в приказе по учетной политике. В него нужно включать только те вопросы, решение которых вариантно в соответствии с нормативными документами, а значит, оно может отличаться от принятых на других предприятиях. Эта позиция хороша, однако, с той принципиальной оговоркой, что Положение по учетной политике не является исчерпывающим документом по данному вопросу. Иными словами, должен существовать еще комплекс документов, дополняющих данное положение или приказ (стандарты учета), в которых описывается вся принципиальная постановочная часть учета. В противном случае нельзя говорить об учетной политике как инструменте управления организацией.

Отметим, что часто предпринимаются  попытки вынести за пределы учетной политики технический и организационный аспекты системы учета, а

методологический  аспект свести к простому декларированию без раскрытия сущности используемых методик учета. Это обусловлено смешением двух разных процессов, связанных с учетной политикой, — ее формирования и раскрытия.

Поскольку традиционно в  мировой практике раскрытию подлежат только методические положения учетной политики, а остальные аспекты не раскрываются (и даже являются коммерческой тайной), то многие специалисты делают вывод о том, что вся деятельность предприятия в данной области затрагивает лишь методический аспект системы учета.

Бухгалтерский учет, с точки  зрения системы, отличается от любых  технических систем наличием обширной законодательной базы. Бухгалтерский учет — это не только учет конкретных финансовых и материальных показателей деятельности предприятия, а учет, регламентированный законами, положениями и инструкциями.

В условиях рыночной экономики многие положения нормативной базы носят рекомендательный характер, при этом существуют различные варианты действий в зависимости от многих конкретных факторов работы предприятия и внешних условий.

В целях налогообложения  на затраты в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли списывается ежемесячно амортизация.

Возникает конфликт с одной  стороны с контрольно-ревизионными службами финансовых органов, с другой стороны с налоговыми службами.

Кроме того, каждый руководитель и бухгалтер — это личность с определенными знаниями и представлениями о бухгалтерском учете. Поэтому, если бы можно было поставить эксперимент, в котором на одном и том же предприятии бухгалтерский учет вели бы два бухгалтера, то он наверняка был бы разным. Следовательно, анализируя ситуации, делаем вывод, что учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, обязательно будет отличаться в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. все это в целом представляет степень свободы организации в формировании учетной политики.

Однако, недопустимо, чтобы  некоторые факторы учитывались  и понимались по разному на предприятии и налоговыми органами в разные моменты времени.

Отметим, что учетная политика – необходимый инструмент регулирования бухгалтерского учета на конкретном предприятии.

Благодаря учетной политике предприятия и учреждения, организации  могут защищать свои действия в Арбитражных судах и перед проверяющими органами.

Учетная политика часто становится для бухгалтеров  чисто формальным документом, которому многие не придают должного значения.

В связи с  этим руководителю и главному бухгалтеру следует весьма серьезно отнестись  к формированию и утверждению учетной политики.

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих  последовательных этапов:

    • определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
    • выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
    • выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
    • идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
    • отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;
    • оформление избранной учетной политики.

Каждый из перечисленных  этапов является составной частью единого целого, поэтому упущений не допускается.

Учетная политика бюджетного предприятия имеет другую правовую базу и отличается тем, что в нее не включаются некоторые элементы в силу того, что бюджетные организации, как правило, не занимаются производством продукции.

Нельзя отрицать, что все большее количество организаций  формируют свою учетную политику принимая во внимание Международные  Стандарты Финансовой Отчетности. Я  считаю, что это правильно, ибо данная стратегия значительно облегчает понимание во взаимодействии с иностранными организациями.

Проведя работу по изучению многих факторов, пришел к выводу, что учетная политика не должна быть слишком объемной. Общие положения, действующие для всех предприятий, не следует отражать в приказе по учетной политике. В него нужно включать только те вопросы, решение которых вариантно в соответствии с нормативными документами, а значит, оно может отличаться от принятых на других предприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

I. Нормативно – правовые материалы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I, II. – М.: Проспект, 2008.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. I, II. – М.: Проспект, 2008.
  3. Федеральный закон от 12.11. 1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Российская газета. – 2008. – №30.
  4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 34н (в ред. от 26.05.2007) // Российская газета. - 2007 - №99.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н (в ред. от 11.03.2009) // Российская газета - 2009 - №10.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (в ред. от 18.09.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации -  2006 - №11.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06. 2001 № 44н (в ред. от 26.03. 2007) // Российская газета. - 2007 - № 99.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н (в ред. от 27.11.2006) // Российская газета. - 2006 - № 297.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 №32н (в ред. от 27.11.2006) // Российская газета. - 2006 - № 297.
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 №33н (в ред. от 27.11.2006) // Российская газета - 2006 - №297.
  11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применения, утверждены Приказом Минфина РФ от 31.11.2000 (в ред. от 18.09.2006) // По заключению Министерства юстиции РФ от 09.11.2000 - № 9558-ЮД.

II. Специальная литература

12. Алборов, Р.А. Основы аудита / Р.А. Алборов,  Л.И. Хоружий, С.М. Концевая – М.: Издательство «Дело и сервис», 2007.

13. Аникин, П. Учетная политика по МСФО и ПБУ / П. Аникин //Консультант. – 2009. - N 13.

14. Анищенко, А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2007 г. / А.В.Анищенко. – М.: Издательско-консультационная компания «Статус Кво-2007». – 410 с.

15. Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский учет / Ю.А. Бабаев, Л.Г. Макарова, Ю.А. Оболенская и др.. – М.: Проспект, 2008. - 387 с.

16. Барышников, Н.П. Организация и методика проведения общего аудита / Н.П. Барышников. Изд. 4-е перераб. и доп. – М.: ИИД «Филинъ», 2008

17. Брызгалин, В. В. Учетная политика организации на 2009 год / В.В. Брызгалин, О.А. Новикова. – М.: Вершина, 2008. - 208 с.

18. Глушков, И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет и учетная политика на современном предприятии: эффективная настольная книга бухгалтера и руководителя / И.Е. Глушков. – М.: КноРус, 2008. – 568 с.

19. Гуккаев, В.Б. Учетная политика организации / В.Б. Гуккаев. Москва, издательство Бератор-Пресс, 2007 г., 256 с.

20. Костылев, В.А. Оформление документа об учетной политике организации / В.А. Костылев, Ю.Ю. Костылева // Аудиторские ведомости. – 2008. - № 1. – с.17-20.

21. Медведев, М.Ю. Учетная политика: бухгалтерская и налоговая / М.Ю. Медведев. Москва, издательство ФБК-ПРЕСС, 2007 г., 328 с.

22. Николаева, С.А. Учетная политика организации на 2009 год: принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка / С.А. Николаева. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: «Аналитика-Пресс», 2008

23. Петров А.М. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности // Современный бухучет, 2009, № 9

24. Подольский, В.И. Аудит / В.И.Подольский, Г.Б.Поляк, А.А.Савин и др.; Под ред. Проф. В.И.Подольского – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

25. Томилова, А.С. Учетная политика: на что обратить внимание / А.С.Томилова // Главбух . – 2007. - № 4. – с.25-29.




Информация о работе Учетная политика предприятия