Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Готовая продукция – изделия, продукты, которые полностью закончены обработкой в данной организации, отвечают требованиям стандартов и технических условий, приняты службой технического контроля, оформлены приемо-сдаточной документацией и сданы на склад готовой продукции. Продукты, изделия, не прошедшие полной технической обработки в данной организации, не принятые службой технического контроля, не сданные на склад, не включаются в состав готовой продукции и учитываются в составе незавершенного производства.

Оглавление

Введение ________________________________________________________3
1. Характеристика и назначение учетной политики_____________________6
2. Содержание учетной политики организации________________________15
3. Формирование рабочего плана счетов _____________________________19
4. Способы организации налогового учёта____________________________21
Заключение______________________________________________________28
Список использованной литературы_________________________________33

Файлы: 1 файл

Учетная политика.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Технические вопросы, отражаемые в учетной политике: 

    • Формирование рабочего плана счетов; 
    • Разработка конкретной номенклатуры субсчетов; 
    • Выбор формы учета: определение перечня регистров, их построение, последовательность, техника записей в них, взаимосвязь учетных форм.

3. Формирование рабочего плана счетов

 

Учетную политику для бухучета можно представить в виде двух разделов:

- организационно-технического. В нем отражают структуру бухгалтерии,  рабочий план счетов, форму бухучета (например, журнально-ордерная или  автоматизированная), порядок и сроки  проведения инвентаризации и т. д.;

- методологического.  В нем указывают способы и  методы ведения бухучета (в частности,  основных средств, нематериальных  активов, материалов).

Рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности организации (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. Он должен содержать полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета конкретной организацией.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основании Плана  счетов и Инструкции по применению Плана счетов.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов при утверждении рабочего плана счетов организация самостоятельно не вправе вводить дополнительные синтетические счета. Подобные счета могут быть введены в рабочий план счетов организации только для учета специфических операций по согласованию с Минфином России. Для этого используются свободные номера счетов.

Вместе с  тем организация может не использовать какие-либо синтетические счета  в связи с отсутствием операций, подлежащих отражению на таких счетах, или в силу организации бyхгалтерского учета, которой не предусматривается использование отдельных счетов.

Субсчета, предусмотренные  в Плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может  уточнять содержание приведенных в Плане счетов субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения  аналитического учета устанавливается  организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана слетов, положений  и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т. д.), а также исходя из особенностей деятельности организации.

Кроме того при  закреплении в учетной политике рабочего плана счетов организации следует утвердить корреспонденцию синтетических счетов в отношении фактов хозяйственной деятельности организации, по которым не предусмотрена корреспонденция в типовой схеме, содержащейся в Инструкции по применению Плана счетов.

В учетной политике организации следует установить:

• перечень синтетических  счетов, необходимых для ведения  бухгалтерского учета. Данный перечень может включать не все счета, предусмотренные  Планом счетов;

• перечень субсчетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, составленный на основе Плана счетов и адаптированный к потребностям организации;

• перечень аналитических  счетов, необходимых для ведения  бухгалтерского учета, составленный в  соответствии с требованиями нормативных  актов и потребностей организации;

• применяемую  корреспонденцию синтетических  счетов, не предусмотренную в типовой  схеме.

 

 

 

4. Способы организации налогового учёта

 

 

Основные задачи при формировании учетной политики для целей налогового учета:

1. Формирование  полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода,

2. Обеспечение  информацией внутренних и внешних  пользователей для контроля правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения  применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Основными разделами  положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

- общие и организационно - технические вопросы;

- методологические аспекты.

К общим и  организационно - техническим вопросам организации налогового учета относятся:

- распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

- применение аналитических регистров налогового учета;

- технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.

Если организация  имеет обособленные подразделения, важно определить:

- срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;

- перечень налогов, перечисляемых по месту нахождения филиалов;

- порядок уплаты налогов организацией и обособленными    подразделениями.

Во втором разделе  отражаются методы ведения налогового учета, которые организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов  и 

обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты.

В приложении к  учетной политике необходимо утвердить  формы регистров налогового учета.

Регистрами  налогового учета могут быть:

- регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами;

- регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно.

Таблица 4.1.

 «Способы оценки имущества и обязательств в налоговом учете»

 

 

 

Показатель

Способы оценки

1

2

Основные средства

Оцениваются по первоначальной, восстановительной или остаточной стоимости

Амортизация

Начисляется линейным, или не линейным способом

Нематериальные  активы

Оцениваются по первоначальной, восстановительной  или остаточной стоимости

Материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- метод оценки по стоимости единицы запасов;

- метод оценки  по средней стоимости;

- метод оценки  по стоимости первых по времени  приобретений (ФИФО);

- метод оценки  по стоимости последних по  времени приобретений (ЛИФО).

Готовая продукция

1. Оценка остатков  НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в

текущем месяце прямых расходов.

2. Оценка остатков  готовой продукции на складе  на конец текущего месяца производится  налогоплательщиком на основании  данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП.

3. Оценка остатков  отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции производится налогоплательщиком на основании данных об отгрузке (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП и остаткам готовой продукции на складе.

Финансовые  вложения

Первоначальной  стоимостью признается стоимость (остаточная стоимость) вносимого имущества (имущественных  прав), определяемая по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются при внесении у передающей стороны (п. 1 ст. 277 НК РФ).

Первоначальной  стоимостью является стоимость имущества, имущественных прав при взносе их в уставный капитал либо в совместную деятельность, отраженная в налоговом учете у передающей стороны, в соответствии со ст. 277 НК РФ.

Не признается прибылью (убытком) налогоплательщика  – акционера (участника, пайщика) разница  между стоимостью вносимых в качестве оплаты имущества, имущественных прав и номинальной стоимостью приобретаемых акций (долей, паев) (подп. 2 п. 2 ст. 277 НК РФ).


 

Кроме того, в  учетной политике также следует  указать способ ведения аналитических  регистров налогового учета — с использованием компьютерной техники либо ручным способом.

Налогоплательщик  самостоятельно в установленных  НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики.

Помимо выбранных способов ведения бухгалтерского учета приказ организации об учетной политике может также устанавливать способы ведения учета для целей налогообложения.

Следует отметить, что в условиях разделения бухгалтерского и налогового учета многие специалисты  не рекомендуют включать в приказ об учетной политике положения, касающиеся начисления и уплаты налогов (например, способ определения выручки от реализации — «по отгрузке» или «по оплате»).

Такое мнение объясняется  тем, что в соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/98 учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский и налоговый  учет тесно связаны, поэтому вполне оправдано объединить выбранные  организацией способы ведения как  бухгалтерского, так и налогового учета в едином документе - в приказе  об учетной политике.

Основными элементами налоговой политики организации является выбор:

— метода учета  выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей

налогообложения;

— методики корректировки  себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) организациями, учитывающими выручку для целей налогообложения «по оплате».

В соответствии с п. 13 Положения  о составе затрат организация  может определять выручку от реализации продукции (работ, услуг) в целях

налогообложения:

1) по мере  поступления денежных средств  на расчетный счет или в кассу («по оплате»);

2) по мере  отгрузки продукции и предъявлению  покупателям расчетных документов («по отгрузке»).

Выручка в целях исчисления НДС, согласно ст. 8 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную  стоимость», также может определяться либо «по оплате», либо «по отгрузке».

В отношении других налогов, базой расчета которых является выручка от реализации продукции (работ, услуг), специальные нормы в законодательстве не содержатся. Но на практике выбранный  организацией метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется и при исчислении других налогов с выручки (например, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы).

Исключением является лишь налог с продаж, который исчисляется только после поступления оплаты.

Метод определения выручки  от реализации продукции (работ, услуг), который выбрала организация, распространяется также на реализацию основных средств  и прочего имущества.

Что касается внереализованных доходов, то ранее они учитывались  в целях налогообложения по мере начисления, то есть независимо от факта  поступления денежных средств. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 октября 1999 г. № 14-П было определено, что в составе налогооблагаемой прибыли учитываются только фактически полученные организацией внереализованные доходы. Правда, данное постановление касается порядка учета штрафных санкций, присужденных, но еще не полученных банком-кредитором. Но, учитывая, что Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» устанавливает единые требования определения налогооблагаемой прибыли для всех хозяйствующих субъектов, решение Конституционного Суда РФ можно распространить и на другие организации, а не только на кредитные учреждения.

Метод определения выручки  в целях налогообложения («по  оплате» или «по отгрузке») определяет также порядок формирования себестоимости  реализованной продукции. Затраты  организации отражаются в бухгалтерском  учете по методу их начисления. Поэтому если организация определяет выручку «по оплате», то она должна произвести корректировку затрат, которые относятся к отгруженной, но еще не оплаченной продукции.

Такая корректировка не вызывает затруднений у организаций, ведущих  необъективный (позаказный) учет себестоимости. При учете затрат котловым способом организация должна определить методику корректировки себестоимости продукции (работ, услуг).

Возможно, в ходе проведения налоговой проверки будет выявлено, что организация отнесла на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы, не связанные с производственной деятельностью. В таком случае при доначислении налогов налоговые органы должны воспользоваться той методикой корректировки себестоимости, которую применяла организация в проверяемом отчетном периоде.

Для удобства работы можно  порекомендовать организациям оформить большинство организационно-технических  и иных решений, необходимых внутренним пользователям (например, систему и  План счетов бухгалтерского учета, порядок  организации учетной работы в организации, перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов), в виде отдельных приложений к приказу об учетной политики. Это позволяет разбить учетную политику на несколько самостоятельных документов (приложений к приказу), перечень и содержание которых можно изменять и дополнять по мере их необходимости.

Информация о работе Учетная политика предприятия