Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Готовая продукция – изделия, продукты, которые полностью закончены обработкой в данной организации, отвечают требованиям стандартов и технических условий, приняты службой технического контроля, оформлены приемо-сдаточной документацией и сданы на склад готовой продукции. Продукты, изделия, не прошедшие полной технической обработки в данной организации, не принятые службой технического контроля, не сданные на склад, не включаются в состав готовой продукции и учитываются в составе незавершенного производства.

Оглавление

Введение ________________________________________________________3
1. Характеристика и назначение учетной политики_____________________6
2. Содержание учетной политики организации________________________15
3. Формирование рабочего плана счетов _____________________________19
4. Способы организации налогового учёта____________________________21
Заключение______________________________________________________28
Список использованной литературы_________________________________33

Файлы: 1 файл

Учетная политика.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Следует отметить, что внедрение в отечественную  учетную практику требования приоритета содержания перед формой должно привести к признанию права бухгалтера на решение проблем учета на основе его профессионального суждения, широко практикуемого в западных странах.

Однако на практике требование приоритета содержания перед  формой в отечественном учете  по существу не признается. Работники  финансовых, налоговых, судебных органов  при рассмотрении спорных вопросов по проблемам учета решают их, как  правило, с формальных позиций, не признавая за бухгалтером право на профессиональное суждение.

Требование  непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

Требование  рациональности означает необходимость рационального введения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Во исполнение данного требования необходимо изучить  прежде всего возможности повышения уровня механизации и автоматизации учетных работ на всех этапах, начиная со сбора и регистрации информации (применение современных счетчиков, датчиков, измерительных устройств, мерной тары и т. п.). Следует также изучить рациональность структуры аппарата бухгалтерии, уровень квалификации каждого ее работника и т. д.

Исходя из требования рациональности следует решать многие вопросы по бухгалтерскому учету, например самим составлять первичные документы  по списанию затрат на оказываемые  услуги сторонним организациям при задержке поступления от них расчетных документов (за потребленную в декабре электроэнергию счета, как правило, поступают в следующем году).

На выбор  и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

• организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т. д.);

• отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т. д.);

• масштабы деятельности организации (объем производства и  реализации продукции, численность  работающих, стоимость имущества  организации и т. д.);

• управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

• финансовая стратегия  организации (Например, стремление организации  к уменьшению налога на прибыль и  налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые  позволят увеличить себестоимость, – применение ускоренных методов амортизации основных средств, соответствующего метода при оценке израсходованных производственных запасов и т. п. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию – метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т. п.);

• материальная база (наличие технических средств  регистрации информации, компьютерной техники и т. д.);

• степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого  учета;

• уровень квалификации бухгалтерских кадров и др.

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены ПБУ 1/2008.

Нормы ПБУ 1/2008 распространяются:

• в части  формирования учетной политики –  на все организации;

• в части  раскрытия учетной политики –  на организации, публикующие свою бухгалтерскую  отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Учетная политика организации формируется главным  бухгалтером или иным лицом, на которое  в соответствии с законодательством  Российской Федерации возложено  ведение бухгалтерского учета в организации, и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

• выбранные  организацией варианты учета и оценки объектов учета;

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

• формы первичных  учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для  внутренней бухгалтерской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

• правила документооборота и технология обработки учетной  информации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями;

• другие решения, необходимые для организации  бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по каждому конкретному

направлению ведения  и организации бухгалтерского учета  осуществляется выбор одного способа  из нескольких, допускаемых законодательством  и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ исходя из настоящих и иных положений по бухгалтерскому учету, а также международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа учета аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Принятую организацией учетную политику необходимо оформить соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации.

Способы ведения  бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Вновь созданная  организация, организация, возникшая  в результате реорганизации, оформляет  выбранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Филиалы и представительства  иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если они не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание учетной политики организации

 

Основные элементы учетной политики:

    1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета; 
    2. Формы первичных  учетных документов, разработанные организацией; 
    3. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательства организации; 
    4. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации(выбор способа ведения бухгалтерского учета и плана его организации); 
    5. Порядок контроля хозяйственных операций; 
    6. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. 

С 01.01.2001 в Российской Федерации действует План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. 

Рабочий план счетов – это определяющий элемент в  системе бухгалтерского учета и  должен соответствовать целям, задачам бухгалтерского учета, быть связанным с налоговой политикой и учетом финансовых результатов. 

Разрабатывается на основе действующего Плана счетов. В рабочем  плане счетов рекомендуется указывать  коды и наименование субсчетов, применяемых  организацией и необходимых для ведения синтетического и аналитического учета. 

С 01.01.1999 организации  применяют унифицированные формы  первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 №71а. 

Первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения операций, а если это не предоставляется возможным – непосредственно по окончании операции. 

Ответственность за своевременное и доброкачественное составление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения их в бухгалтерском учете, достоверность содержащихся в документах данные несут лица, составившие и подписавшиеся эти документы.

Инвентаризация – это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Это способ уточнения показателей учета и последующего контроля сохранности имущества организации. 

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.  
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким либо причинам. 

Инвентаризации  могут быть плановыми, которые проводят в заранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органонов, руководителей организации, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов. 

Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента выписки до сдачи на хранение в архив. 

Порядок организации  документооборота изложен в Положении  о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Движение первичных учетных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиками документооборота.

Работу по составлению графиков документооборота организует главный бухгалтер, утверждаются графики руководителем организации. 

Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, связью между документами и регистрами, а также между регистрами и  способом записи в них, т.е. использованием тех или иных технических средств. 

В настоящее  время в организациях применяются  мемориально-ордерная, автоматизированная и упрощенная формы учета. 

Под организацией бухгалтерского учета принято понимать систему условий и элементов (составляющих) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществление контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, способы оценки материально-производственных запасов и т. д. 

Эффективность бухгалтерского финансового учета  во многом зависит от организации текущего контроля хозяйственных операций, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. 

Контроль хозяйственных операций может осуществляться:

    • по первичным и сводным документам, составляемым по непроизводительным расходам, потерям, хищениям; 
    • по отклонениям фактических показателей первичных и сводных документов от нормативных и плановых значений; 
    • по синтетическим и аналитическим счетам, используемым для учета непроизводительных расходов, потерь и хищений; 
    • по формам внутренней отчетности. 

Большое значение в осуществлении контроля за хозяйственными операциями имеют формы бухгалтерской отчетности. 

Организационные вопросы, отражаемые в учетной политике. 

    • Права и обязанности главного бухгалтера; 
    • Права и обязанности работников бухгалтерии; 
    • Технология обработки учетной информации, использование ПК, прогрессивных методов учета. 
    • Автоматизация процессов формирования выходной информации и обеспечение ее достоверности, а также повышение оперативности и удобства использования  учетной и отчетной информации. 

Методические  вопросы, отражаемые в учетной политике: 

    • Установление границы между ОС и средствами труда в обороте; 
    • Порядок начисления амортизации основных средств; 
    • Порядок начисления амортизации нематериальных активов; 
    • Порядок учета и финансирования ремонта основных средств; 
    • Метод оценки сырья, материалов и других производственных запасов; 
    • Порядок и отражения в учете процесса заготовления материалов; 
    • Способ распределения косвенных расходов между объектами калькулирования; варианты учета затрат на производство; калькулирование себестоимости и получение финансового результата.
    • Сроки списания расходов будущих периодов; вариант учета выпуска продукции; перечень резервов предстоящих расходов. 
    • Порядок создания резерв по сомнительным долгам; вариант распределения чистой прибыли. 

Информация о работе Учетная политика предприятия