Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие учетной политики и выявление ее необходимости.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить перечень допущений и требований, которые должны быть учтены при формировании учетной политики; показать какие элементы подлежат обязательному отражению в учетной политике; а также раскрыть сущность учетной политики и изучить ее основные элементы.

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

     Принятая  предприятием учетная политика должна быть оформлена соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

     Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  предприятием при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

     Филиалы и представительства иностранных  организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать, учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

           Процесс формирования учетной  политики организации состоит  из следующих последовательных этапов:

  1. Определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
  2. выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
  3. выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
  4. идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
  5. отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;
  6. оформление избранной учетной политики.

           В этой последовательности все  перечисленные этапы являются  строго необходимыми: каждый предыдущий  этап обеспечивает осуществление  последующего.

           На первом этапе устанавливается  предмет учетной политики, ибо  конкретная организация имеет  свою специфическую совокупность  объектов бухгалтерского учета  (фактов хозяйственной деятельности).

       В зависимости от состава объектов  учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики.

     Третий  этап формирование подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики.

     Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения учета; отбор ведется  из всего множества теоретически возможных (предусмотренных нормативными документами) способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений выявленных на втором этапе факторов выбора. 

     Пятый этап состоит непосредственно в  выборе способов ведения учета для  конкретной организации; выбор производится посредством проверки каждого способа, отработанного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев.

     На  заключительном, шестом, этапе избранная  учетная политика получает соответствующее  оформление, с тем, чтобы удовлетворять формальным требованиям к ней.

     На  выбор варианта учетной политики влияют следующие факторы:

     – правовой и организационно-экономический  статус предприятия (форма собственности, организационно-правовая форма, отрасль, вид деятельности, размеры);

     – текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке и т.п.);

     – особенности деятельности - производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, система и формы расчетов), финансовой (взаимоотношения с банками, налоговыми органами), управленческой (структура, зависимость от собственников, отчетность перед ними);

     – кадровое обеспечение - уровень квалификации персонала;

     – хозяйственная ситуация - развитость инфраструктуры рынка, состояние бухгалтерского и налогового законодательства.  

     2.2.   Структура учетной политики.

     Принято различать три раздела учетной  политики - организационно-технический, методический раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

     При формировании учетной политики организационно-технический  раздел должен содержать:

     – способ организации бухгалтерского учета (бухгалтерской службой, возглавляемой  главным бухгалтером; руководителем организации; централизованной бухгалтерией на договорных началах и др.);

     – рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Он должен соответствовать целям, задачам бухгалтерского учета, быть связан с налоговой политикой и организацией учета финансовых результатов. Разрабатывается на основе действующего плана счетов. В рабочем плане счетов рекомендуется указывать коды и наименования субсчетов, применяемых предприятием.

     – правила оценки статей бухгалтерской  отчетности;

     – порядок контроля за хозяйственными операциями;

     – форма ведения бухгалтерского учета (системы учетных регистров) могут использоваться следующие: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, автоматизированная, упрощенная.

     – формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым  не предусмотрены типовые формы  первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

     – правила документооборота регулируются графиком документооборота, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых конкретными работниками-исполнителями  с отражением взаимосвязи и сроков формирования и исполнения документов; график документооборота - это направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения организации (например, от цеховых кладовых до центральной бухгалтерии). Эффективность такого графика может быть обусловлена тем, что сроки обработки некоторых первичных документов непосредственно влияют на размер оборотных средств. Например, оформление отгрузочных документов на готовую продукцию (при последующей оплате) на один день быстрее, чем по ранее действовавшему графику, позволит сократить период оборота денежных средств и, соответственно уменьшить потребность в их количестве. Сокращение сроков оформления расходных документов, необходимых для выдачи в производство материально-производственных запасов, позволяет сократить либо размер складских запасов, либо остаток незавершенного производства.

     – технология обработки учетной информации - бухгалтерский учет на предприятии  может вестись: ручным способом; ручным способом с частичным применением средств автоматизации; автоматизированным способом;

     – порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;

     – методы оценки активов и обязательств;

     – перечень лиц, имеющих право подписи  первичных документов;

     – порядок учета в филиалах (обособленных подразделениях);

     – организационные вопросы работы бухгалтерской службы (уровень централизации  учетных работ, порядок контроля за хозяйственными операциями); способ представления бухгалтерской отчетности пользователям (на бумажных носителях либо в электронном виде);

     – другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета. В данном разделе учетной политики должны раскрываться вопросы, не нашедшие отражения в других разделах, но необходимые для организации  бухгалтерского учета в организации. Такими вопросами могут быть, например, вопросы, касающиеся менеджмента финансами, маркетинговой политики организации, ценообразования, финансового и экономического анализа и т.п.

     Методический  раздел учетной политики для целей  бухгалтерского учета должен устанавливать:

     1. Рабочий план счетов бухгалтерского  учёта.

     2. Формы первичных учётных документов  и регистров бухгалтерского учёта,  применяемых организацией.

     3. Способ учёта приобретения и  заготовления материалов.

     4. Способ начисления амортизации основных средств:

     -линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);

     -способом уменьшаемого остатка;

     -способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

     -способом списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ).

     5. Способ начисления амортизации  нематериальных активов:

     -линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);

     -способом уменьшаемого остатка;

     -способом списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ).

     Чаще всего для начисления амортизации основных средств и нематериальных активов используется линейный способ, так как только он совпадает с методом определения амортизации для целей налогового учёта. При использовании других способов необходимо учитывать возникающие разницы в бухгалтерском и налоговом учёте в отношении амортизации.

     6. Создание резервов. Для равномерного  включения расходов в издержки  производства и обращения организация  может формировать резервы:

     -по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

     -предстоящих расходов на оплату отпусков;

     -на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год;

     -на ремонт основных средств;

     -на предстоящие расходы на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

     -на ремонт предметов проката;

     -на затраты по подготовительным работам к сезонному производству;

     -на покрытие непредвиденных затрат;

     -резервы сомнительных долгов.

     7. Методы учёта поступления и  выбытия материально-производственных  запасов:

     -по себестоимости каждой единицы;

     -по средней себестоимости;

     -по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);

     -по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

     Метод ЛИФО с 01.01.08 г в соответствии с законодательством РФ не применяется.

     8. Возможность создания резерва  под снижение стоимости материальных  ценностей.

     9. Способ учёта транспортно-заготовительных  расходов в отношении товаров  для торговых организаций:

     -в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;

Информация о работе Учетная политика предприятия