Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие учетной политики и выявление ее необходимости.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить перечень допущений и требований, которые должны быть учтены при формировании учетной политики; показать какие элементы подлежат обязательному отражению в учетной политике; а также раскрыть сущность учетной политики и изучить ее основные элементы.

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

     Указанные принципы должны составлять основу разработки и принятия предприятием своей учетной  политики. Несоблюдение их может исказить картину имущественного и финансового  положения предприятия.

     Принятая  предприятием, исходя из рассмотренных допущений и принципов учетная политика, обеспечивает целостность системы бухгалтерского учета на предприятии. 

     1.3. Нормативная база формирования учетной политики.

     Грамотно  сформировать свой внутренний регламент, которым организация будет руководствоваться в течение года в целях бухгалтерского учета, можно только при четком понимании законодательного и нормативного регулирования учетной политики. Формирование учетной политики организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус.

     В зависимости от назначения и статуса  нормативные документы целесообразно  представить в виде следующей  системы:

         1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно порядок ведения бухгалтерского учета в организации;

          2-уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

         3-уровень: методологические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина России и других ведомств;

         4-уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

     Основным  актом 1-го уровня является Федеральный  закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете», который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.

     К 1-му уровню системы следует отнести также Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 «О программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» и др.

     Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как свод основных правил, устанавливающий  порядок учета и оценки определенного  объекта или их совокупности. Учетные  стандарты (в отечественном бухгалтерском  учете – положение) призваны конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности.

     На 2-м уровне системы нормативных  документов единственным регулирующим органом является Минфин России.

     Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

    -    название и номер;

    -    общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);

    -   определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);

    -  оценку (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

    -  порядок учета (описывается порядок учета наличие и изменение соответствующего объекта учета);

    - раскрываемую информацию (указывается состав информации, подлежащей раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).

     Отечественные стандарты (ПБУ) в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов учета.

     Методические  рекомендации и инструкции (3-й уровень) призваны конкретизировать учетные  стандарты в соответствии с отраслевыми  и иными особенностями. Они разработаны Минфином России и различными ведомствами.

     Рабочие документы самой организации (4-й  уровень) определяют особенности организации  и ведения учета в ней.

     Основными рабочими документами организации  являются:

    1)  приказ об учетной политике;

    2)  формы первичных учетных документов утвержденных руководителем;

    3)  графики документооборота;

    4) рабочий план счетов бухгалтерского учета, утвержденный руководителем;

    5)  формы внутренней отчетности, утвержденные руководителем.

     При формировании учетной политики используются следующие основные нормативные документы:

    1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).
    3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 116н).
    4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению ( утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 115н).
    5. Положение по Бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н).
    6. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н).
    7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 (утверждено приказом Минфина России от 24.10.2008 №116н).
    8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств,  стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (утверждено приказом Минфина России от 27.11.2006 №154н).
    9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 №115н).
    10. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, в редакции приказов Минфина России от 27.11.2006 №156н и от 26.03.2007 №26н).
    11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н, в редакции приказов Минфина Росси от 18.09.2006 №116н и от 27.11.2006 №156н).
    12. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 (утверждено приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н с изменениями от 20.12.2007 №143н).
    13. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01 (утверждено приказом Минфина России от 28.11.2001 №96н, в редакции приказа Минфина России от 20.12.2007 №144н).
    14. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 №32н, в редакции  приказов Минфина России от 18.09.2006 №116н и от 27.11.2006 №156н).
    15. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н, в редакции приказов Минфина России от 18.09.2006 №116н и от 27.11.2006 №156н).
    16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008 (утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 №48н).
    17. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 (утверждено приказом Минфина России от 21.01.2000 №11н, в редакции приказа Минфина России  от 18.09.2006 №115н).
    18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 №92н, в редакции приказов Минфина от 18.09.2006 №115н).
    19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 №153н).
    20. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №107н).
    21. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (утверждено приказом Минфина России от 02.07.2002 №66н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 №116н).
    22. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02 (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 №115н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 №116н).
    23. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 №114н, в редакции приказа Минфина России от 11.02.2008н).
    24. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 (утверждено приказом Минфина России от 10.12.2002 №126н, в редакции приказов Минфина России от 18.09.2006 №116н и от 27.11.2006 № 156н).
    25. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 (утверждено приказом Минфина России от 24.11.2003 №105н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 №116н).
    26. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н).
    27. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010 (утверждено приказом Минфина от 28.06.2010 №63н).
    28. Приказ Минфина России от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 №115н).
    29. Письмо Минфина России от 29.09.2003 №16-0077/31 «О порядке представления бухгалтерской отчетности организации»
    30. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 №180н).
    31.   Проект Федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете».1

     При выборе учетной политики организации  необходимо предусмотреть возможность максимального совмещения бухгалтерского и налогового учета.

     Положения учетной политики организации должны применяться всеми ее обособленными подразделениями ( филиалами, представительствами).

     Глава 2. Формирование и содержание учетной  политики. 

     2.1. Техника формирования учетной  политики.

     Предприятие самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

     Предприятие также самостоятельно выбирает организационное  построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Предприятие может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в его состав.

     В организациях малого бизнеса, не имеющих  в штате кассира, его обязанности  могут выполняться главным бухгалтером  или другим работником по письменному  распоряжению руководителя организации.

     Вновь созданное предприятие должно оформить избранную им учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, то есть государственной регистрации.

     При создании учетной политики руководитель и бухгалтер опираются на Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».

     Существенными способами ведения бухгалтерского учета, принятыми при формировании учетной политики предприятия и подлежащими раскрытию являются:

     -  способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов (учет износа зданий, оборудования и машин);

     -   способ оценки производственных запасов, товаров и незавершенного производства и готовой продукции (расчет стоимости продукции на всех этапах се создания);

     -    способ учета прибыли от реализации продукции.

     Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

     Руководитель  предприятия издает приказ по учетной  политике, где объявляет, каким образом в течение года будет решаться вышеперечисленный набор учетных проблем этого предприятия. В приказе должны быть конкретно отражены все те параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе: как разделить основные средства и средства в обороте, где нижний предел стоимости средств труда, относимых к основным средства; как определять нормы амортизации нематериальных активов и на какие объекты нематериальных активов следует начислять амортизацию; по каким ценам учитывать материальные ресурсы и готовую продукцию и т.д..

     При этом утверждаются:

  1. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В нем может быть использовано столько счетов и субсчетов, сколько необходимо для отражения хозяйственной деятельности. При этом действующий план счетов, утвержденный приказом Минфина РФ №94Н, для учета специфических операций допускает введение в План счетов дополнительных синтетических счетов с использованием свободных кодов счетов только по согласованию с Минфином РФ (или другим соответствующим органом). В то же время организации могут самостоятельно уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

     Кроме того, в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция  по которым не предусмотрена в  типовой схеме, организации могут  дополнять ее, соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учета, установленные Инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета.

  1. формы первичных учетных документов. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по следующим разделам учета:
  • по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;
  • по учету труда и его оплаты;
  • по учету основных средств и нематериальных активов;
  • по учету материалов;
  • по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ;
  • по учету работы строительных машин и механизмов;
  • по учету работ в автомобильном транспорте;
  • по учету результатов инвентаризации;
  • по учету кассовых операций;
  • по учету торговых операций;
  • по учету операций в общественном питании;
  • по учету продукции и материальных ценностей в местах хранения.

     Следует отметить, что в том случае, когда  организация применяет формы документов для оформления операций, не указанных среди перечисленных выше, она должна утвердить такие формы в приложении к учетной политике организации. К таким можно отнести акты о выполненных работах или оказанных услугах.

  1. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. В соответствии со статьей  12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
  2. правила документооборота и технология обработки учетной информации. Под документооборотом понимают движение первичных документов в бухгалтерском учете, а именно создание или получение документов от других организаций, принятие к учету, обработку передачу в архив. Движение любого документа регламентируется графиком.

     Работу  по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации.

     График  должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать  оптимальное число подразделений  и исполнителей для прохождения  каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

     График  документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ  по созданию, проверке и обработке  документов, выполняемых каждым подразделением, а также всеми исполнителями  с указанием их взаимосвязи и  сроков выполнения работ.

     Каждому исполнителю вручается выписка  из графика. В выписке перечисляются  документы, относящиеся к сфере  деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения  организации, в которые представляются указанные документы.

  1. порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

     При формировании учетной политики предприятия  по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Информация о работе Учетная политика предприятия