Учет затрат в строительстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить учет затрат и калькулирование себестоимости в строительстве.
Задачи:
- изучить теоретические основы учета затрат в строительстве;
- охарактеризовать методику учета затрат по содержанию заказчика-застройщика;
- охарактеризовать методику учета затрат у организации подрядчика.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и классификация затрат………………………………………………...5
2. Методы учета затрат в строительной отрасли…………………………………10
3. Учет затрат у организации заказчика-застройщика и подрядчика…………...12
Задача………………………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Учет затрат строит..doc

— 284.00 Кб (Скачать)

Данные учета  себестоимости строительных работ  используются в процессе анализа для выявления имеющихся внутрипроизводственных резервов, а также при определении фактических финансовых результатов деятельности строительной организации.

В строительстве  используются показатели сметной, плановой и фактической себестоимости.

До выполнения строительных работ составляется проект, который кроме технической документации содержит экономическую часть - смету, которая представляет собой расчёт стоимости строительства объекта на основе установленных норм. Сметная стоимость - это сумма сметной себестоимости и сметной прибыли (плановых накоплений). Таким образом, себестоимость заказа (проекта) оценивается ещё до начала работ.

В каждом конкретном случае структура сметной стоимости  определяется характером выполняемых работ. Плановая себестоимость строительно-монтажных работ представляет собой прогноз величины затрат конкретного строительного предприятия на выполнение определённого комплекса строительно-монтажных работ.

Другими словами, плановая себестоимость определяет величину затрат на производство работ в установленные договором сроки строительства при рациональном и эффективном использовании реально находящихся в распоряжении строительного предприятия строительных машин, механизмов и других технических, материальных, финансовых и людских ресурсов, соблюдении правил технической эксплуатации основных фондов и обеспечении безопасных условий труда.

Фактическая себестоимость строительных работ – это сумма издержек, произведённых конкретным строительным предприятием в ходе выполнения заданного комплекса работ в сложившихся условиях производства [17, c. 57].

Цена строительной продукции, как правило, рассчитывается на основе сметной стоимости, примерная  структура которой была рассмотрена  выше. Поэтому если фактические затраты окажутся меньше сметной себестоимости, то это означает, что предприятие получит прибыль сверх плановых накоплений. Если же предприятие допустит перерасход, то прибыль будет меньше сметной величины, а, возможно, вообще возникнут убытки. Это и объясняет необходимость применения элементов нормативного учёта, который даёт возможность контролировать все отклонения от сметных и плановых норм. Так, материалы на каждый вид работ отпускаются в соответствии с нормам, каждый случай отклонений фиксируются, а его причины излагаются в приложении к материальному отчёту; размеры заработной платы, накладных расходов и др. также определяются на основе сметных (плановых) показателей.

 

3. Учет затрат  у организации заказчика-застройщика  и подрядчика

Инвестор по договору определяет право распоряжаться выделенными государственными инвестициями или инвестициями частных вкладчиков заказчику-застройщику. Поэтому заказчик-застройщик несет перед инвестором имущественную и иную предусмотренную действующим законодательством ответственность за рациональное использование выделенных для строительства ресурсов и материальных ценностей.

Заказчик-застройщик на конкурсной основе, как правило, через подрядные торги, поручает подрядчикам право на реализацию выделенных инвестором средств на строительство целевой программы или объекта на условиях, определяемых договором подряда на строительство.

Если на застройщика возложены  функции заказчика-застройщика, необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с инвестированием и выполнением функций заказчика-застройщика.

Также обязательно учитывать раздельно  денежные средства дольщиков (соинвестров), поступающие на финансирование строительства  и на содержание застройщика, выполняющего функции заказчика [8, c. 254].

Величина финансовых средств на выполнение функций заказчика устанавливается в договоре с инвестором. На практике встречаются различные варианты установления стоимости услуг заказчика:

- % от освоения капитальных вложений;

- возмещение затрат заказчика  по смете на его содержание;

- фиксированная стоимость вознаграждения.

Также на примере строительства  жилых домов существуют договоры, в которых вообще не оговорена  стоимость услуг заказчика. В  таком случае у организации-заказчика могут возникнуть разногласия с налоговыми органами по вопросу определения выручки от оказания услуг.

Однако вне зависимости от порядка  и условий определения вознаграждения заказчика данная плата является выручкой от оказания услуг и подлежит определению и отражению в учете ежемесячно в течение срока строительства, а также подлежит обложению НДС и налогом на прибыль.

Перерасход средств не допускается. На сумму полученной экономии в учете  заказчика делается запись:

Дебет 08 Кредит 91-1.

При реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета размер оплаты труда и предельная численность аппарата заказчика не должны превышать действующих нормативов, установленных Госстроем России. При реализации коммерческих проектов численность аппарата и оплата труда определяются руководителем заказчика и зависят от результатов хозяйственной деятельности. Если заказчик имеет несколько разных источников финансирования объектов, смета расходов утверждается (согласовывается) с каждым инвестором с соблюдением пропорций расходования средств в соответствии с объемом финансирования каждого инвестора [8, c. 256].

В целях ведения раздельного  учета текущих затрат на производство продукции (работ, услуг) и капитальных вложений застройщики - действующие предприятия (дирекции, отделы капитального строительства, службы технического надзора), а также организации, специализирующиеся на выполнении функций заказчика, составляют сметы на содержание аппарата заказчика. Порядок составления таких смет изложен в Методическом пособии по расчету затрат на службу заказчика-застройщика (письмо Минстроя России от 13.12.1995 г. N ВБ-29(19347)). Формы расчета затрат установлены Госстроем России (письмо от 07.04.1994 г. N ВГ1264 «О затратах на содержание заказчика-застройщика»).

В состав сметы на содержание заказчика-застройщика входят следующие  статьи расходов:

- материальные расходы;

- расходы на оплату  труда;

- суммы начисленной  амортизации;

- прочие расходы.

Особенностью составления  и исполнения таких смет является включение в состав прочих расходов сумм налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством РФ порядке.

В условиях деятельности заказчика-застройщика к ним могут  быть отнесены:

- страховые платежи по социальному пенсионному, медицинскому страхованию;

- взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- налог на имущество.

Возникновение разницы  между полученными средствами от привлеченных инвесторов и фактическими затратами на строительство, является доходом либо для застройщика, привлекающего для строительства дольщиков (соинвесторов), либо для заказчика-застройщика строительства. Возникает обязанность по уплате налога на прибыль, а также НДС. Следовательно, для целей учета необходимо определить статус получаемого дохода. Рассмотрим варианты определения статуса дохода от инвестиционной деятельности в виде разницы между средствами, полученными от соинвесторов и фактически направленными на строительство [8, c. 257].

В договоре с привлеченными дольщиками (соинвесторами) предусмотрено, что разница между полученными средствами и фактически направленными на строительство является вознаграждением заказчика за выполнение им своих функций (в случае если застройщик совмещает функции заказчика).

В этом случае в бухгалтерском учете заказчика необходимо организовать обособленный учет затрат на собственное содержание (зарплата, аренда, коммунальные платежи, другие текущие расходы) на счете 08 до момента привлечения первого соинвестора. Уплаченный при этом НДС учитывается обособленно на счете 19 и к возмещению из бюджета не принимается. Счета-фактуры учитываются в журнале полученных счетов-фактур и в книге покупок не регистрируются.

При заключении договоров  с привлеченными инвесторами  определяется процентная доля каждого инвестора, подлежащая передаче ему по окончании строительства. Эта доля может рассчитываться исходя из физических параметров (например, кв. м передаваемого жилья по отношению к общей площади строительства). Расходы на собственное содержание, учтенные ранее обособленно на счете 08, в части, определенной исходя из процентной доли привлеченного инвестора в общей сумме издержек на содержание заказчика, относятся в дебет счета 20 «Основное производство» как расходы, связанные с получением дохода от выполнения функций заказчика.

Сумма уплаченного НДС  с затрат на собственное содержание в этой же доле учитывается обособленно  на счете 19. В дальнейшем при осуществлении  затрат на собственное содержание данные расходы распределяются между счетами 08 и 20 в установленной на момент осуществления данных расходов пропорции.

При заключении следующих  договоров с привлеченными инвесторами  в расчете доли затрат на содержание заказчика на каждого соинвестора  учитываются все понесенные расходы, как учтенные на счете 08, так и на счете 20. Так же определяется и сумма НДС, относящаяся к расходам, учтенным на счете 20.

Таким образом, на счете 20 будут собраны затраты на содержание заказчика в части, приходящейся на привлеченных соинвесторов [8, c. 259].

Расчет расходов, подлежащих отнесению на счет 20, можно производить по окончании каждого месяца исходя из общей доли площади, подлежащей передаче привлеченным на расчетную дату инвесторам (нарастающим итогом), а не рассчитывать по каждому инвестору в отдельности. Рассмотрим такой порядок на примере.

Допустим, на дату расчета  общая сумма расходов на содержание заказчика, учтенная по дебету счета 08, составила 100 000 руб. Сумма НДС, уплаченная сторонним организациям по данным расходам, составила 10 000 руб. (сумма НДС, как правило, меньше 18% от суммы затрат, поскольку в составе затрат учитываются расходы по оплате труда, суммы единого социального налога и другие издержки, входного НДС по которым не было). Общая площадь строительства - 2000 кв. м. Площадь строительства, подлежащая передаче привлеченным инвесторам, - 1000 кв. м.

Находим отношение площади, подлежащей передаче привлеченным инвесторам, к общей площади строительства:

1000 кв. м. : 2000 кв. м. = 0,5.

Определяем сумму расходов на содержание заказчика, подлежащую учету по дебету счета 20:

100 000 руб. х 0,5 = 50 000 руб. (Дебет 20 Кредит 08)

Рассчитываем сумму  НДС, подлежащую обособленному учету, относящуюся к затратам, подлежащим учету по дебету счета 20:

10 000 руб. х 0,5 = 5000 руб. (отражаем обособленно внутри счета 19).

В следующем месяце фактические  расходы на содержание заказчика  составили 200 000 руб. Сумма уплаченного НДС - 30 000 руб. Площадь строительства, подлежащая передаче инвесторам, привлеченным с начала строительства, - 1200 кв. м.

Определяем отношение площади, подлежащей передаче всем привлеченным инвесторам, к общей площади строительства:

1200 кв. м. : 2000 кв. м. = 0,6.

Рассчитываем сумму  расходов на содержание заказчика, подлежащую учету по дебету счета 20:

(100 000 руб. + 200 000 руб.) х 0,6 = 180 000 руб.

Находим сумму расходов на содержание заказчика, подлежащую отнесению в дебет счета 20 в отчетном периоде:

180 000 - 50 000 = 130 000 руб. (Дебет 20 Кредит 08).

Определяем сумму НДС, подлежащую обособленному учету, относящуюся к затратам, учитываемым по дебету счета 20:

(10 000 руб. + 30 000 руб.) х 0,6 = 24 000 руб.

Рассчитываем сумму НДС, относимую  обособленно на счете 19 в данном месяце, относящуюся к затратам, учитываемым по дебету счета 20:

24 000 - 5000 = 19 000 руб. (отражаем обособленно  внутри счета 19).

Суммы НДС, уплаченные по расходам заказчика, учтенные обособленно на счете 19 и  относящиеся к расходам, учтенным на счете 20, при условии их оплаты могут быть приняты к налоговому вычету (ст. 172 НК РФ).

Организации следует учитывать  следующее. Часть полученных от инвестора средств относится к вознаграждению заказчика за выполнение им своих функций. Причем получены они в качестве аванса, сумма которого подлежит включению в налогооблагаемую базу по НДС на дату его получения. Точно эту сумму определить не представляется возможным, поскольку она будет определяться расчетным путем по окончании строительства (как разница между привлеченными средствами и фактически направленными на строительство суммами).

Для определения предполагаемой суммы затрат на содержание заказчика можно воспользоваться суммой, рассчитанной в сводном сметном расчете. Если сводного сметного расчета нет, то можно воспользоваться методикой расчета затрат на содержание заказчика-застройщика, рекомендованной Методическим пособием по расчету затрат на службу заказчика-застройщика МДС 81-7/2000, утвержденным письмом Минстроя России от 13 декабря 1995 г. N ВБ-29/12-347 [5].

Сумма средств на содержание заказчика, предусмотренная в сводном  сметном расчете, составляет 900 000 руб. Общая площадь строительства - 900 кв. м. Площадь строительства, подлежащая передаче привлеченным инвесторам, - 100 кв. м. Денежные средства от привлеченных инвесторов получены.

Информация о работе Учет затрат в строительстве