Учет затрат и калькуляция себестоимости позаказным методом на примере ЗИП «Энергомера»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать проблемы учета затрат и калькуляции себестоимости продукции при позаказном методе. В рамках указанной цели необходимо решение следующих частных задач:
Исследование методической базы учета затрат при позаказном методе;
Определение основных принципов (правил) учета затрат;
Изучение анализа калькуляции, целей, задач, методов, а также результатов анализа калькулирования продукции для принятия управленческий решений;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…4
I. Теоретические основы позаказного метода учета затрат…...……………….6
1.1Методы калькулирования……………………………………………………..6
1.2 Особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции……………………………………………..8
1.3 Принципы учета затрат при позаказном методе…………………………..12
1.4 Нормативная база по учету затрат………………………………………….15
II.Анализ калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе…………………………………………………………………………….18
2.1 Цели, задачи и методы калькуляции……………………………………….18
2.2 Методы проведения анализа………………………………………………..21
2.3 Варианты применения результатов анализа калькуляции себестоимости продукции для принятия управленческих решений…………………………..27
III. Краткая организационно – экономическая характеристика ЗИП «Энергомера»…………………………………………………………………………. 31
3.1Общие положения Устава организации…………………….………………31
3.2 Место расположения предприятия, его специализация, размеры предприятия, экономические условия и результаты деятельности организации……………………………………………………………………………….32
IV. Учет затрат и калькуляция себестоимости позаказным методом на примере ЗИП «Энергомера»…………………………………………………………...34
4.1 Синтетический учет затрат на производство при позаказном методе…..38
Выводы и предложения…………………………………………………………42
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по буу позаказный метод учета затрат и калькуляции.docx

— 95.81 Кб (Скачать)

Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документов, отражающих выработку, расход материалов и т.п., с обязательным указанием соответствующего шифра заказа. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами условно по принятым в данном производстве. При частичном выполнении заказов и их сдаче выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства.

К недостаткам позаказного метода следует отнести отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Принципы учета затрат при позаказном методе.

Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в течение года; полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения; регламентация состава себестоимости продукции..

Затраты живого и обществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.

Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

  Документы, регламентирующие данный раздел учета:

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 г. № 402-ФЗ.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II.

  • «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положении актов) законодательства РФ о налогах и сборах». Федеральный закон от 10.07.12 г. № 110-ФЗ.

  • Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н.

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.12.2010 г. № 186н).

Законом «О бухгалтерском учете» предусмотрены четыре варианта организационных форм ведения бухгалтерского учета:

  • Бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

  • Штатную должность бухгалтера;

  • Передачу на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

  • Ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации.

Выбранная форма ведения учета закрепляется в организационных документах. Вопросы делопроизводства в бухгалтерии частично отражены в положение о бухгалтерском учете. Бухгалтерия в своей работе с документами руководствуется также Инструкцией по делопроизводству своей организации и номенклатурой дел бухгалтерии. «Так как бухгалтерия – это структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, документы бухгалтерии являются частью документального фонда организации в целом и включены в общий документооборот».

Под документооборотом понимается «движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки». Федеральный закон «О бухгалтерском учете» допускает составление первичных и сводных учетных документов как на бумажных, так и на машинных носителях информации.

Для документирования операций по учету затрат применяются первичные учетные документы. Для учета материальных затрат – лимитно-заборные карты, требования, требования-накладные. Для учета затрат на оплату труда – расчетно-платежные ведомости, разработочные таблицы распределения заработной платы. Учет расходов по обслуживанию производств и управлению – ведомости учета затрат цехов. Учет потерь от простоев и прочих производственных расходов – простойные листки. Учет и инвентаризация незавершенного производства – инвентаризационные описи, сличительные ведомости. Учет нормируемых расходов: командировочные расходы – авансовые отчеты, представительские расходы – сметы расходов.

Основным учетным регистром при позаказном методе калькулирования является карточка учета заказов. Эта же карточка может выполнять контрольную функцию. По ней сравнивают предполагаемые и фактические затраты на заказ, выявляются отклонения и вызвавшие их причины.

От четкости и оперативности обработки и движения документов в конечном итоге зависит быстрота принятия решения. Поэтому рациональной организации документооборота всегда уделяется большое внимание в бухгалтерии, где несвоевременная обработка финансовых документов может привести к отрицательным экономическим последствиям.

 

 

 

 

 

 

1.4 Нормативная база по учету затрат.

Основными нормативными документами  регламентирующими порядок учета затрат на производство являются:

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999г. № 33 н (с изменениями от 27.04.2012 г.);
  2. План счетов  бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г ( ред. от 08.11.2010 г.)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации ПБУ 10/99 «Расходы организации» устанавливает правила формирования  в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. 

Согласно ПБУ 10/99  расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящие  к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.

Затраты на производство продукции в бухгалтерском учете собираются на счетах:

20 «Основное производство» (данный счет предназначен для обобщения информации о затратах основного производства);

23 «Вспомогательные производства» (данный счет предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными для основного производства);

25 «Общепроизводственные расходы» (расходы по обслуживанию основного и вспомогательного производств – по содержанию машин и оборудования, амортизационные отчисления на полно восстановление и затраты на ремонт основных средств производственного назначения, расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений, расходы по страхованию производственного имущества, оплата труда производственного персонала и др.);

26 «Общехозяйственные расходы» (данный счет предназначен для обобщения информации об управленческих и хозяйственных расходах, не связанных непосредственно с производственным процессом – административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, арендная плата за помещение общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.);

28 «Брак в производстве» (собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку - стоимость неисправимого, т.е. окончательного брака, , расходы по исправлению и т.п.)

29 «Обслуживающие производства и хозяйства»: производства и хозяйства, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, явившихся целью создания данного предприятия. На данном счете могут быть отражены затраты, состоящие на балансе предприятия: жилищно-коммунального хозяйства, столовых и буфетов, детских дошкольных учреждений, домов отдыха, санаториев и др.)

44 «Расходы на продажу» -  затраты торговых предприятий;

46 «Выполненные этапы по незавершенным  работам» (данный счет целесообразно использовать в организациях, осуществляющих работы долгосрочного характера (строительных, проектных и др.), в которых расчеты осуществляются не в целом за законченные и сданные работы, а по отдельным этапам работ)

97 «Расходы будущих периодов» (затраты, произведенные  в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным  периодам – расходы на подготовку и освоение производства, расходы по ремонту основных средств в сезонных отраслях промышленности  (когда не создается ремонтный фонд) и др. По дебету указанных счетов учитываются расходы, а по кредиту – их списание. По окончании месяца учтенные на собирательно-распределительных счетах (25, 26, 28, 97) затраты списываются на счета основного и вспомогательного производства.

  Налоговым кодексом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками (ст. 252). Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными считаются расходы, подтвержденные документами, оформленными в установленном законодательством порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Анализ калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе.

    1. Цели, задачи и методы калькуляции.

Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции или работ и всей товарной продукции называется калькуляцией. Различают несколько видов калькуляции: полная, производственная, цеховая.

Калькулирование, кроме основного назначения, представляется путеводителем при выборе производственной стратегии и ценообразовании. Кроме того, для оценки исполнительских качеств подчиненных и эффективности работы подразделений им нужна информация о затратах по местам их возникновения.

Объекты калькуляции – это отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работы и услуги, себестоимость которых определяется. Аналитический учет затрат на производство ведется, как правило, по объектам калькуляции. Разрешается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на их группу. Для каждого объекта необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу.

В качестве калькуляционных единиц применяют в основном натуральные (тонны, метры и т.п.) и условно-натуральные единицы, исчисленные с помощью коэффициентов (тысяча условных банок консервов и т.д.). Калькуляционные единицы могут не совпадать с учетной натуральной единицей. В перерабатывающих организациях, например, учетной единицей является 1 кг продукции, а калькуляционной – 1 т или 1 ц. Применение укрупненных калькуляционных единиц упрощает составление плановых и отчетных калькуляций.

«Любое калькулирование предполагает усреднение при исчислении себестоимости единицы продукции. Усредненность себестоимости единицы продукции может быть относительно узка, например, при изготовлении определенного заказа».

 Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную, или фактическую, калькуляции.

Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эта нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой являются сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям организации на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Отсюда и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше плановой, а в конце года – ниже.

Отчетные или фактические калькуляции составляют по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость производственной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включаются и не планируемые непроизводственные расходы.

Калькулирование себестоимости продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции определяется типом производства, его сложностью, наличием незавершенного производства, длительностью производственного цикла, номенклатурой вырабатываемой продукции.

Информация о работе Учет затрат и калькуляция себестоимости позаказным методом на примере ЗИП «Энергомера»