Учет расходов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование проблемы учета расходов организации.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимозависимых задач:
раскрыть сущность и содержание расходов организации;
изучить методологические нормы и правила учета расходов организации;
исследовать основные принципы классификации расходов организации;
провести анализ российских стандартов и МСФ в области расходов предприятия;
изучить методику налогового учета расходов предприятия.
Предмет исследования. Предметом исследования является теоретико-методологические и прикладные проблемы организации учета расходов в организации.

Оглавление

Введение
3
1.Теретические аспекты
3
1.1 Сущность, структура и классификация, содержание учета расходов организации
5
1.2 Характеристика нормативных документов по расходам организации
8
1.3 Сущность, структура и классификация внутрихозяйственного учета
8
1.4 Сравнительный анализ российских стандартов и МСФО в области прочих расчетов
10
2. Методика учета прочих расчетов
15
2.1 Методика бухгалтерского учета

2.1.1 Методика бухгалтерского учета расчетов с учредителями
15
2.1. 2 Методика бухгалтерского учета с прочими кредиторами и дебиторами
18
2.1.3 Методика бухгалтерского учета внутрихозяйственных операций
26
2.2 Методика налогового учета
29
2.3 Сравнительная характеристика налогового и бухгалтерского учета
30
Заключение
31
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Учет расходов организации(7).docx

— 53.61 Кб (Скачать)

Расходы признаются в бухгалтерском учете  при наличии следующих условий: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием  законодательных и нормативных  актов, обычаями делового оборота; сумма  расхода может быть определена; имеется  уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических  выгод организации. Такая уверенность  имеется в случае, когда организация  передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива. Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность. Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации. Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

Расходы признаются в отчете о прибылях и  убытках:

– с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);

– путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

– по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;

– независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;

– когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

В составе  информации об учетной политике предприятия  в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания  коммерческих и управленческих расходов. В отчете о прибылях и убытках  расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы, операционные расходы и  внереализационные расходы, а в  случае возникновения – чрезвычайные расходы.

Операционные  и внереализационные расходы  могут не показываться в отчете о  прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим  доходам, когда: соответствующие правила  бухгалтерского учета предусматривают  или не запрещают такое отражение  расходов; расходы и связанные  с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной  деятельности, не являются существенными  для характеристики финансового  положения организации.

В бухгалтерской  отчетности также подлежит раскрытию  как минимум следующая информация: расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат; изменение  величины расходов, не имеющих отношения  к исчислению себестоимости проданных  продукции, товаров, работ, услуг в  отчетном году; расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов оценочных резервов и др.).

Прочие  расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с  правилами бухгалтерского учета  не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию  в бухгалтерской отчетности обособленно.

 

1. 2 Характеристика нормативных документов по расходам организации

 

Сейчас  в нормативных документах признание   расходов связывают с принципом  временной определенности фактов хозяйственной  жизни. Данный принцип определяется в пункте 6 ПБУ 1/98, согласно которому факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором  они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты  денежных средств, связанных с этими  фактами. Это второй вариант по нашей  классификации. Он означает, что доход  возникает (признается) не тогда когда  получены деньги, а тогда, когда появилось  право их требовать, соответственно, расход образуется не тогда, когда выплачены  деньги, а тогда когда возникло обязательство их выплатить.

Согласно  пункту 12 ПБУ 9/99, выручка как доходы от основной деятельности возникает (признается) в бухгалтерском учете при  наличии следующих условий:

а) предприятие  имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного  договора или подтвержденное иным соответствующим  образом;

б) сумма  выручки может быть определена;

в) имеется  уверенность в том, что в результате произойдет увеличение экономических  выгод, что имеет место, когда  организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении его получения;

г) право  собственности на продукцию (товар) перешло к покупателю или работа принята заказчиком;

д) расходы, связанные с данным фактом хозяйственной  жизни могут быть определены.

По аналогии с рассмотренными правилами признания  доходов ПБУ 10/99 определяет критерии признания в бухгалтерском учете  расходов. Согласно пункту 16 ПБУ 10/99, расходы  признаются в бухгалтерском учете  при наличии следующих условий:

а) расход возникает в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных  и нормативных актов, обычаями делового оборота;

б) сумма  расхода может быть определена;

в) имеется  уверенность в том, что в результате произойдет уменьшение экономических  выгод у плательщика. Уверенность  эта наступает, когда плательщик передал актив, либо отсутствует  неопределенность в отношении его  передачи.

 

 

1.3 Сравнительный анализ  российский стандартов и МСФО в области расходов предприятия

 

Критерии  включения расходов в отчетность по МСФО и РСБУ сопоставимы: сумма расхода может быть определена, и имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Однако  в ПБУ 10/99 «Расходы организации» включено дополнительное условие, что расход признается в учете, если «производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота». То есть в отличие от МСФО расход не может быть признан только на основании профессионального суждения бухгалтера об уменьшении экономических выгод и должен подтверждаться документально. Такое требование часто не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Возникающие из-за этого различия в сроках учета операций приводят к существенным расхождениям между МСФО и РСБУ в Отчете о прибылях и убытках. Наглядным примером является признание затрат по  премированию работников. Как правило, премии по итогам года утверждаются на совете директоров в мае-июне следующего года. В российском бухгалтерском  учете затраты отражаются после принятия решения, то есть в себестоимости следующего отчетного периода. Для целей МСФО в отчетном году бухгалтер должен оценить примерную сумму возможных премий (например, на основании опыта  прошлых лет) и начислить данную сумму в отчетности текущего года. По факту принятия решения и выплаты (в следующем отчетном году) разница между фактической суммой и суммой бухгалтерской оценки отражается уже в Отчете о прибылях и убытках следующего года. Однако корректировка обычно незначительна и, следовательно, отчетность отвечает критерию достоверности в большей степени.

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ  РАЗДЕЛ

 

2.1  Методика  бухгалтерского учета расходов  предприятия

Учет  расходов, связанных с обычными видами деятельности, и определение финансового  результата по ним ведется на счете 90 «Продажи». Счет 90 «Продажи» является активно-пассивным и финансово-результатным по назначению. Планом счетов предусмотрена  возможность открытия субсчетов  к счету 90 «Продажи»:

1 - «Выручка»;

2 - «Себестоимость  продаж»; 

3 - «Налог  на добавленную стоимость»;

4 - «Акцизы»; 

5 -  «Экспортные  пошлины»;

9 - «Прибыль/убыток  от продаж».

Название  каждого субсчета соответствует  учитываемых на них операций:

- на субсчете 1 «Выручка» учитываются поступления  активов, признаваемые выручкой;

- на субсчете 2 «Себестоимость продаж» учитывается  себестоимость продаж, по которым  на субсчете 1 «Выручка» признана  выручка.

- на субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость»  учитываются суммы налога на  добавленную стоимость, причитающиеся  к получению от покупателя (заказчика).

- субсчет  4 «Акцизы» предназначен для учета  сумм акцизов, включенных в  цену проданной продукции (товаров).

- на субсчете 5 «Экспортные пошлины» ведется  учет сумм экспортных пошлин.

- субсчет  9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен  для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж  за отчетный месяц.

Синтетический счет 90 «Продажи» не имеет сальдо на конец месяца, поэтому результат  хозяйственной деятельности ежемесячно списывается с этого счета  на счет 99 «Прибыли и убытки». В то же время в соответствии с инструкцией  к Плану счетов бухгалтерского учета  организации обязаны  записывать операции по дебету и кредиту этого счета накопительное. То есть бухгалтерский учет должен обеспечить подсчет оборотов и остатков по отдельным субсчетам к счету 90 «Продажи» нарастающим итогом. Общий остаток по счету 90 на конец отчетного периода должен быть свернут и равняться нулю. Это требование не сложно выполнить при автоматизированном учете, так как большинство бухгалтерских программ обеспечивает возможность расчета оборотов и остатков по всем счетам накопительно, задавая параметры разных отчетных периодов: за квартал, за полугодие с начала года, за год и т. п.

При ручной обработке учетной  информации такое требование можно выполнить, используя журнально-ордерную форму учета и ее регистры. В частности, журнал-ордер №11 и ведомости, открываемые к нему, позволяют накапливать информацию о продажах за соответствующие отчетные периоды.

Однако  открытие субсчетов к счету 90 «Продажи»  не является обязательным для организации. Поэтому, проанализировав виды деятельности, виды выпускаемой продукции, выполняемых  работ, оказываемых услуг, необходимость  в аналитической информации и  в раздельном учете для расчета  налога на прибыль или НДС, организация  должна принять решение о применении указанных субсчетов. Отказ от использования  субсчетов не означает, что отпадает необходимость в подсчете оборотов нарастающим итогом.

Структура счета 90 «Продажи» облегчает составление  «Отчета о прибылях и убытках» (формы № 2 баланса), так как отражает основные позиции этого отчета.

Расходы по обычным видам  деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в  денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или  величине кредиторской задолженности.

Если оплата покрывает  лишь часть признаваемых расходов, те из них, которые принимаются к  бухгалтерскому учету, определяются как  сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

В бухгалтерском учете  указанные операции отражаются вне  зависимости от режима оплаты по счетам расчетов или счетам затрат на производство продукции (работ, услуг). При этом расходы  организации по приобретению товарно-материальных ценностей учитываются по дебету счетов расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» и т.п.) и кредиту счетов учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке» и др.) в суммах, предусмотренных соответствующими договорами.

Расходы по обычным видам  деятельности, непосредственно связанные  с процессом производства и продажей, отражаются в бухгалтерском учете  по дебету счетов затрат (20 «Основное  производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.) и кредиту счетов расчетов и соответствующих видов  ресурсов (сч. 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.) в сумме  фактически произведенных затрат.

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» организуют по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ,  оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет  можно вести по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

В отношении  разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий  организация может применять  в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки, предусмотренные п. 12 ПБУ 9/99. На момент признания выручки в бухгалтерском  учете следует сделать бухгалтерскую  проводку:

Информация о работе Учет расходов организации