Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:59, курсовая работа
Целью данной работы является исследование проблемы учета расходов организации.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимозависимых задач:
раскрыть сущность и содержание расходов организации;
изучить методологические нормы и правила учета расходов организации;
исследовать основные принципы классификации расходов организации;
провести анализ российских стандартов и МСФ в области расходов предприятия;
изучить методику налогового учета расходов предприятия.
Предмет исследования. Предметом исследования является теоретико-методологические и прикладные проблемы организации учета расходов в организации.
Введение
3
1.Теретические аспекты
3
1.1 Сущность, структура и классификация, содержание учета расходов организации
5
1.2 Характеристика нормативных документов по расходам организации
8
1.3 Сущность, структура и классификация внутрихозяйственного учета
8
1.4 Сравнительный анализ российских стандартов и МСФО в области прочих расчетов
10
2. Методика учета прочих расчетов
15
2.1 Методика бухгалтерского учета
2.1.1 Методика бухгалтерского учета расчетов с учредителями
15
2.1. 2 Методика бухгалтерского учета с прочими кредиторами и дебиторами
18
2.1.3 Методика бухгалтерского учета внутрихозяйственных операций
26
2.2 Методика налогового учета
29
2.3 Сравнительная характеристика налогового и бухгалтерского учета
30
Заключение
31
Список используемой литературы
Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; сумма расхода может быть определена; имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, когда организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива. Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность. Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации. Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.
Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:
– с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
– путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
– по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
– независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
– когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
В составе информации об учетной политике предприятия в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов. В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы, операционные расходы и внереализационные расходы, а в случае возникновения – чрезвычайные расходы.
Операционные и внереализационные расходы могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим доходам, когда: соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов; расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.
В бухгалтерской
отчетности также подлежит раскрытию
как минимум следующая
Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.
1. 2 Характеристика нормативных документов по расходам организации
Сейчас
в нормативных документах признание
расходов связывают с принципом
временной определенности фактов хозяйственной
жизни. Данный принцип определяется
в пункте 6 ПБУ 1/98, согласно которому
факты хозяйственной
Согласно пункту 12 ПБУ 9/99, выручка как доходы от основной деятельности возникает (признается) в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) предприятие имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате произойдет увеличение экономических выгод, что имеет место, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении его получения;
г) право собственности на продукцию (товар) перешло к покупателю или работа принята заказчиком;
д) расходы, связанные с данным фактом хозяйственной жизни могут быть определены.
По аналогии
с рассмотренными правилами признания
доходов ПБУ 10/99 определяет критерии
признания в бухгалтерском
а) расход возникает в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
б) сумма расхода может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате произойдет уменьшение экономических выгод у плательщика. Уверенность эта наступает, когда плательщик передал актив, либо отсутствует неопределенность в отношении его передачи.
1.3 Сравнительный анализ российский стандартов и МСФО в области расходов предприятия
Критерии включения расходов в отчетность по МСФО и РСБУ сопоставимы: сумма расхода может быть определена, и имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Однако в ПБУ 10/99 «Расходы организации» включено дополнительное условие, что расход признается в учете, если «производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота». То есть в отличие от МСФО расход не может быть признан только на основании профессионального суждения бухгалтера об уменьшении экономических выгод и должен подтверждаться документально. Такое требование часто не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Возникающие из-за этого различия в сроках учета операций приводят к существенным расхождениям между МСФО и РСБУ в Отчете о прибылях и убытках. Наглядным примером является признание затрат по премированию работников. Как правило, премии по итогам года утверждаются на совете директоров в мае-июне следующего года. В российском бухгалтерском учете затраты отражаются после принятия решения, то есть в себестоимости следующего отчетного периода. Для целей МСФО в отчетном году бухгалтер должен оценить примерную сумму возможных премий (например, на основании опыта прошлых лет) и начислить данную сумму в отчетности текущего года. По факту принятия решения и выплаты (в следующем отчетном году) разница между фактической суммой и суммой бухгалтерской оценки отражается уже в Отчете о прибылях и убытках следующего года. Однако корректировка обычно незначительна и, следовательно, отчетность отвечает критерию достоверности в большей степени.
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1 Методика бухгалтерского учета расходов предприятия
Учет
расходов, связанных с обычными видами
деятельности, и определение финансового
результата по ним ведется на счете
90 «Продажи». Счет 90 «Продажи» является
активно-пассивным и финансово-
1 - «Выручка»;
2 - «Себестоимость продаж»;
3 - «Налог на добавленную стоимость»;
4 - «Акцизы»;
5 - «Экспортные пошлины»;
9 - «Прибыль/убыток от продаж».
Название каждого субсчета соответствует учитываемых на них операций:
- на субсчете
1 «Выручка» учитываются
- на субсчете
2 «Себестоимость продаж»
- на субсчете
3 «Налог на добавленную
- субсчет
4 «Акцизы» предназначен для
- на субсчете 5 «Экспортные пошлины» ведется учет сумм экспортных пошлин.
- субсчет
9 «Прибыль/убыток от продаж»
Синтетический счет 90 «Продажи» не имеет сальдо на конец месяца, поэтому результат хозяйственной деятельности ежемесячно списывается с этого счета на счет 99 «Прибыли и убытки». В то же время в соответствии с инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета организации обязаны записывать операции по дебету и кредиту этого счета накопительное. То есть бухгалтерский учет должен обеспечить подсчет оборотов и остатков по отдельным субсчетам к счету 90 «Продажи» нарастающим итогом. Общий остаток по счету 90 на конец отчетного периода должен быть свернут и равняться нулю. Это требование не сложно выполнить при автоматизированном учете, так как большинство бухгалтерских программ обеспечивает возможность расчета оборотов и остатков по всем счетам накопительно, задавая параметры разных отчетных периодов: за квартал, за полугодие с начала года, за год и т. п.
При ручной обработке учетной информации такое требование можно выполнить, используя журнально-ордерную форму учета и ее регистры. В частности, журнал-ордер №11 и ведомости, открываемые к нему, позволяют накапливать информацию о продажах за соответствующие отчетные периоды.
Однако открытие субсчетов к счету 90 «Продажи» не является обязательным для организации. Поэтому, проанализировав виды деятельности, виды выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, необходимость в аналитической информации и в раздельном учете для расчета налога на прибыль или НДС, организация должна принять решение о применении указанных субсчетов. Отказ от использования субсчетов не означает, что отпадает необходимость в подсчете оборотов нарастающим итогом.
Структура
счета 90 «Продажи» облегчает
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.
Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, те из них, которые принимаются к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).
В бухгалтерском учете
указанные операции отражаются вне
зависимости от режима оплаты по счетам
расчетов или счетам затрат на производство
продукции (работ, услуг). При этом расходы
организации по приобретению товарно-материальных
ценностей учитываются по дебету
счетов расчетов (60 «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами» и т.п.)
и кредиту счетов учета денежных
средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета», 55 «Специальные
счета в банке» и др.) в суммах,
предусмотренных
Расходы по обычным видам деятельности, непосредственно связанные с процессом производства и продажей, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.) и кредиту счетов расчетов и соответствующих видов ресурсов (сч. 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.) в сумме фактически произведенных затрат.
Аналитический учет по счету 90 «Продажи» организуют по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет можно вести по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.
В отношении
разных по характеру и условиям выполнения
работ, оказания услуг, изготовления изделий
организация может применять
в одном отчетном периоде одновременно
разные способы признания выручки,
предусмотренные п. 12 ПБУ 9/99. На момент
признания выручки в