Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии. Объект изучения – ОАО «Очерский машиностроительный завод».
Задачи, которые ставились перед написанием данной курсовой работы, следующие:
- обосновать теоретически учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Введение………………………………………………………………………….
1. Нормативно-правовое и теоретическое обоснование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………….
1.1 Теоретическое обоснование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………..
1.2 Нормативное регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………..
2. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «Очерский машиностроительный завод»……………………………………….
2.1 Краткая характеристика ОАО «ОМЗ»…………………………………..
2.2 Оформление первичными документами операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками………………………………………………….
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………..
2.4 Инвентаризация расчетов………………………………………………...
3. Мероприятия по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………….
Выводы и предложения………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………
Причитающиеся поставщикам и подрядчикам суммы показывают в журнале-ордере № 6 в корреспонденции с дебетом счетов, на которые должны быть отнесены соответствующие материальные ценности или затраты. Суммы оплаты и списаний на соответствующие счета отражают в специальном разделе журнала-ордера «Отметки об оплате, списании или сторно по неотфактурованным поставкам». При этом указывают дату оплаты, номер документа и кредитуемый счет.
Записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учету товарно-материальных ценностей (07, 10), затрат на производство (20-29), капитальных вложений (08) и др. Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражения операций по дебету счета 60, т. е. записей об оплате поставщикам и подрядчикам за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и услуги и другим списаниям. При записях по дебету счета указываются кредитуемые счета (счета по учету денежных средств, кредитов банка и др.).
Суммы, принятые к платежу по кредиту счета 60, отражаются в соответствующих графах журнала-ордера № 6 по слагаемым, определяющим покупную стоимость поступивших товарно-материальных ценностей; отдельно записывается сумма зачетов, НДС и общая сумма, принятая к оплате. Если при приемке товарно-материальных ценностей обнаруживается недостача, то наряду со слагаемыми покупной стоимости поступивших ценностей отдельно указывается сумма выявленной недостачи. В таком же порядке фиксируются претензии по сортности, комплектности и подобные им, выявленные при приемке ценностей.
В конце месяца в журнале-ордере № 6 выводят остатки: по дебету – суммы, оплаченные поставщикам; по кредиту – суммы, причитающиеся к оплате поставщикам. По каждому корреспондирующему счету подсчитывают итоги и сверяют их с соответствующими данными в других учетных регистрах. Кроме того, по истечении каждого месяца выводят обобщенные сводно-контрольные данные о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками на первой странице журнала-ордера № 6. Эти данные необходимы для расшифровки состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Аналитический учет обеспечивает получение следующих данных о задолженности поставщикам: по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по неоплаченным в срок расчетным документам: по неотфактурованным поставкам; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; по просроченным векселям; по полученному коммерческому кредиту [12, c. 373].
Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в условиях автоматизированной технологии обработки информации осуществляется параллельно с аналитическим в ведомостях. Указанные регистры используются для составления оборотных ведомостей по счетам, на основе которых производятся записи в Главную книгу [14, c. 86].
2.4 Инвентаризация расчетов.
Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками может быть списана только после проведения инвентаризации обязательств организации на основании приказа руководителя предприятия.
Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками проводится на основании изданного руководителем организации приказа. Форма приказа о проведении инвентаризации является унифицированной. Она утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации», под номером ИНВ-22 Приказ о проведении инвентаризации.
Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «ОМЗ» проводится в конце года перед составлением годового баланса. В течение года инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками с целью списания просроченной задолженности может быть проведена в случае реорганизации или ликвидации организации.
По результатам проведенной инвентаризации составляется Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками по форме ИНВ-17.
Инвентаризацию расчетов проводит постоянно действующая или специально созданная инвентаризационная комиссия. В нее включаются представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты и т. д.).
При проведении инвентаризации проверяется реальность кредиторской задолженности на основании первичных документов. Так как под кредиторской задолженностью на счете 60 могут скрываться оплаченные, полученные, но умышленно не оприходованные товары с целью их присвоения материально ответственными лицами.
Проверке подлежат товарные, расчетные документы по проведенным в учете операциям, книга выданных доверенностей на получение товарно-материальных ценностей, договоры на поставку товаров.
Проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками проводят на основании данных аналитического учета, соответствующих первичных документов, а также акта выверки расчетов. Для подтверждения обоснованности сумм задолженности, числящейся в бухгалтерском учете организации, поставщикам и подрядчикам направляют запросы.
Акт инвентаризации расчетов составляется членами инвентаризационной комиссии в двух экземплярах в разрезе синтетических счетов. Ответственные лица инвентаризационной комиссии подписывают акт на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующем счете. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается в комиссии.
Датой списания кредиторской задолженности является дата приказа руководителя, изданного на основании Акта инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками [18, c. 51-52].
3. Мероприятия по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Общие мероприятия. Для усовершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо на ОАО «ОМЗ» соблюдать следующие условия:
- систематически следить за соблюдением расчетной дисциплины;
- добиваться своевременного погашения дебиторской задолженности поставщиков (при авансовой форме оплаты) и погашения причитающихся поставщикам и подрядчикам сумм;
- проводить инвентаризацию расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии в установленные сроки;
- контролировать соблюдение правил расчетных отношений и правильное документальное оформление операций;
- своевременно и точно отражать в учетных регистрах расчетов со всеми организациями, а также периодически сверять данные учета.
Проблемы налогового учета. Существенной проблемой является также ведение налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Например, одним из условий принятия «входного» НДС к вычету является его фактическая уплата поставщику товаров, работ услуг [2, п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172].
Тем не менее на практике весьма распространены случаи отказа налогового органа в признании права на вычет «входного» НДС в связи с его сомнениями в добросовестности либо в существовании поставщика.
Среди оснований для отказа налоговые органы используют то, что поставщик не состоит на налоговом учете, не сдает бухгалтерскую отчетность либо вообще находится не по адресам, зарегистрированным в Едином государственном реестре или указанным в счете-фактуре.
На сегодняшний день нет единого мнения по вопросу о том, влияют ли эти факты на право налогоплательщика-покупателя на налоговый вычет.
По мнению Чумакова А., при разрешении подобных ситуаций необходимо исходить из следующего.
«Действующим законодательством о налогах и сборах четко перечислены условия, соблюдение которых необходимо для получения вычета по «входному» НДС. Неуплата НДС поставщиком в них не названа. Соответственно указания за недостачу бухгалтерской отчетности, отсутствие по месту налогового учета или по юридическому адресу, приведенные в подтверждение этого обстоятельства, сами по себе не могут свидетельствовать об отсутствии у налогоплательщика права на получение вычета.
Ведь эти факты в равной мере могут подтверждать лишь нарушение законодательства именно поставщиком товара, а не покупателем.
С другой стороны, подобная информация о поставщике может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика, заявляющего право на вычет. Ведь если он предъявляет счет-фактуру от лица, не зарегистрированного с качестве юридического лица, не состоящего на налоговом учете и не сдающего бухгалтерскую отчетность, есть определенные основания полагать, что такое лицо в действительности не существует, а имеющийся счет-фактура поддельный.
В связи с этим можно сделать следующий вывод.
Как указал конституционный суд РФ в Определении от 25 июля 2001 г. № 138-О, в законодательстве о налогах и сборах действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Это означает, что он признается не нарушающим действующее законодательство, пока не будет доказано обратное.
Поэтому налоговый орган, чтобы подтвердить недобросовестность налогоплательщика, должен доказать факт нарушения им законодательства об НДС.
При этом факт неуплаты НДС поставщиком сам по себе не свидетельствует о нарушении каких-либо норм законодательства.
Поэтому для обоснования отсутствия у налогоплательщика права на вычет налоговому органу нужно доказать не просто факт неуплаты НДС поставщиком или факт наличия неправильной информации о регистрации контрагента или постановке его на налоговый учет, а факт его отсутствия в момент заключения соответствующего договора, о чем налогоплательщик-покупатель знал, т. е. нужно доказать недобросовестность покупателя» [21, с. 56-65].
Выводы и предложения.
Таким образом, изучив учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «ОМЗ» хотелось бы сделать следующие выводы:
учет с поставщиками и подрядчиками на предприятии ведется в соответствии с нормативно-законодательными актами;
для учета расчетов с поставщиками применяется счет 60, учет заготовления и приобретения материальных ценностей предприятие ведет с применением счета 10;
при проведении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками оформляются следующие документы: договоры на поставку товарно-материальных ценностей, счета-фактуры поставщиков, приходные акты, коммерческие акты, накладные на поступившие ТМЦ, различные документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах), журналы регистрации счетов-фактур, книги покупок, регистры синтетического и аналитического учета;
в регистрах журнально-ордерной формы учета расчеты с поставщиками учитываются в журнале-ордере № 6 и реестрах операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками списывается только после проведения инвентаризации расчетов, которая на ОАО «ОМЗ» проводится в установленные сроки, т. е. в конце года перед составлением годового баланса и других случаях установленных законодательством.
В целом же можно отметить, что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «ОМЗ» ведется рационально, обеспечивая контроль за наличием и движением финансовых ресурсов, формируя полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах, необходимую для оперативного руководства и управления предприятием.
Список использованных источников.
1. Гражданский кодекс РФ. Части 1 и 2. – М, 1996.
2. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2. - КонсультантПлюс
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – КонсультантПлюс.
4. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. – КонсультантПлюс.
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.). – КонсультантПлюс.
6. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). – КонсультантПлюс.
7. Методические указания о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (Приказ Министерства финансов РФ № 60н от 28 июня 2000 г.). – КонсультантПлюс.
8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. (Приказ Министерства финансов РФ № 49 от 13 июня 1995 г.). – КонсультантПлюс.
9. Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 г. № 914 «О порядке ведения журнала учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость». – КонсультантПлюс.
10. Богоцкая Т. Г. Списание кредиторской задолженности (полученного аванса). // Бухгалтерский учет. – 2004 - № 5 – с. 13-15.
11. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Пизенгольц М. З. – Москва «Финансы и статистика» 2001 – с. 127-139.
12. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. Кондраков Н. П. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 371-373.
13. Бухгалтерский финансовый учет. Васькин Ф. И, Дятлова А. Ф. – МОСКВА «КолоС» 2004 – с. 353 – 364.
14. Взаимозачет не равен бартеру. // Главбух. – 2004 - № 2 – с. 86-87.
15. Жадан Л. Г. Последствия выявленных ошибок по расчетным операциям с поставщиками и подрядчиками. // Бухгалтерский учет. – 2005 - № 7 - с. 17-22.
16. Контонистова Е. В. Проведение расчетов между юридическими лицами. // Бухгалтерский учет. – 2004 - № 12 – с. 54-57.