Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии. Объект изучения – ОАО «Очерский машиностроительный завод».
Задачи, которые ставились перед написанием данной курсовой работы, следующие:
- обосновать теоретически учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Введение………………………………………………………………………….
1. Нормативно-правовое и теоретическое обоснование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………….
1.1 Теоретическое обоснование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………..
1.2 Нормативное регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………..
2. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «Очерский машиностроительный завод»……………………………………….
2.1 Краткая характеристика ОАО «ОМЗ»…………………………………..
2.2 Оформление первичными документами операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками………………………………………………….
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………..
2.4 Инвентаризация расчетов………………………………………………...
3. Мероприятия по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………….
Выводы и предложения………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………
Структура бухгалтерских записей на этом счете по расчетам с поставщиками и подрядчиками приведена в таблице 1.
Таблица 1 – Структура бухгалтерских записей по счету 60 [13, c. 354].
Дебет | Кредит |
Остаток задолженности поставщика на начало учетного периода Погашение задолженности, предва-рительная оплата, аванс, списание кредиторской задолженности (оборот по дебету) Остаток задолженности поставщика на конец учетного периода
| Остаток задолженности поставщику на начало учетного периода Увеличение задолженности за полу- чение ценностей, списание дебиторс-кой задолженности (оборот по кредиту) Остаток задолженности поставщику на конец учетного периода |
На этом счете отражаются расчеты:
- за товарно-материальные ценности, принятые подрядные строительные работы и потребленные услуги, включая предоставление газа, пара, воды и т. п., доставку или переработку материальных ценностей, расчетные документы за которые акцептованы и подлежат оплате через банк или наличными деньгами;
- товарно-материальные ценности, работы и услуги на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
- услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др. [13, c. 354].
На предприятии к счету 60 открыты следующие субсчета:
1 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях,
2 – Расчеты по авансам выданным в рублях,
3 – Векселя выданные,
6 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками в условных единицах,
7 – Расчеты по авансам выданным в условных единицах,
11 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте,
22 – Расчеты по авансам выданным в валюте.
Порядок отражения обязательств по расчетам перед поставщиками на счетах следующий.
1. В соответствии с договором и расчетными документами поставщика оприходованы материалы. На дату фактического поступления материалов отражается кредиторская задолженность пред поставщиками и сумма НДС по приобретенным материальным ценностям бухгалтерской записью:
Д 10 – К 60
Д 19.3 – К 60
2. В соответствии с договором поставки в ноябре отчетного года поступили материалы на склад организации по учетным ценам. Расчетные документы на оплату от поставщика предъявлены в декабре отчетного года.
Данная поставка считается неотфактурованной, поскольку материалы поступили до предъявления расчетных документов на их оплату. В этом случае материалы приходуются по покупным или по учетным ценам без выделения НДС Сумма налога будет учтена после поступления от поставщика расчетных документов.
На основании приемных актов отражается поступление материалов по учетным ценам бухгалтерской записью:
Д 10 – К 60
При поступлении от поставщика расчетных документов на оплату оприходованных уже материалов необходимо сторнировать произведенную ранее запись по неотфактурованной поставке и отразить реальную сумму кредиторской задолженности, соответствующую счету-фактуре и другим сопроводительным документам.
Д 10 – К 60 сторно
Д 10 – К 60 на реальную сумму задолженности
Д 19.3 – К 60
3. Произведена оплата материалов в ноябре отчетного года согласно расчетным документам поставщика и транспортным накладным. Материалы поступили в декабре отчетного года.
Для того чтобы отразить производственные запасы в полном объеме, следует включить в их состав те материальные ресурсы, право собственности на которые принадлежит организации в связи с произведенной их оплатой, но которые находятся в пути. В соответствии с договором оплата произведена по платежному поручению согласно счету-фактуре и отражается записью:
Д 60 – К 51
На основании счета-фактуры, а также сопроводительных документов отражается в ноябре отчетного года стоимость материалов в пути –
Д 10 – К 60
Д 19.3 – К 60
При поступлении материалов, числящихся в пути, в декабре отчетного года на начало месяца сторнируют запись по счетам, произведенную в ноябре отчетного года по расчетам с поставщиками за материалы в пути, и отражают фактически оприходованные материалы на основании приходных ордеров или приходных накладных и соответствующую сумму обязательств по расчетам с поставщиками.
В декабре отчетного года оформляют бухгалтерскую запись:
Д 10 – К 60 сторно
Д 19 – К 60 сторно
Фактическое поступление материалов отражается бухгалтерской записью:
Д 10 – К 60
Д 19.3 – К 60
При отражении материалов в пути, как видно из приведенного примера, имеют место аналогичные записи по счетам бухгалтерского учета и на поступление материалов. Между тем каждая запись по рассматриваемым хозяйственным фактам имеет свой экономический смысл. Обязательства по расчетам перед поставщиками образовались в момент их оплаты за материалы, отправленные в адрес организации-покупателя. Приемка этих материалов, подтверждение соответствия их качества и количества указанным в расчетных документах поставщика не могут быть произведены, поскольку эти материалы находятся в пути. В то же время они являются собственным имуществом организации, отражение которого в балансе обязательно. Поступление материалов на склад организации оформляется первичными документами, на основе которых устанавливается соответствие всех показателей, характеризующих данную поставку, т. е. цены, количества, стоимости, качественных параметров и т. д. Именно по этой хозяйственной операции формируются реальные данные о стоимости поступивших материальных ресурсов. В связи с этим материалы в пути, учтенные ранее в составе материально производственных запасов, должны быть сторнированы на начало месяца. Такой методологический подход к формированию информации о состоянии производственных запасов дает возможность обеспечить достоверные сведения о состоянии материально-производственных запасов, используемые для исчисления налога на имущество.
Погашение обязательств по расчетам с поставщиками оформляется бухгалтерской записью:
Д 60 – К 50, 51, 52
По дебету счета 60 отражаются и выданные авансы, которые представляют собой предварительные платежи по сделкам, вытекающие из условий расчетов между участниками договоров. Учет выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля за их состояниями. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного и других счетов в банке. Эти операции оформляются бухгалтерской записью:
Д 60 – К 50, 51, 52 и др.
Перечисленные авансы поставщикам и подрядчикам учитываются по дебету этого счета до тех пор, пока не будут полностью выполнены и документально оформлены поставка материально-производственных запасов или объем предусмотренных договором работ и услуг. За полученные товары и выполненные работы, подтвержденные документально, возникает задолженность перед поставщиками и подрядчиками, которая уменьшается на сумму ранее выданных авансов.
При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком на расчетный счет покупателя. Такая операция оформляется платежным поручением, в котором обязательно должно быть указано основание (номер и дата платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса, а также договора). Возврат поставщиком неиспользованной суммы авансов оформляется бухгалтерской записью:
Д 50. 51, 52 – К 60.2
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов по плановым платежам – по каждому поставщику и подрядчику.
Различные по своему характеру факты хозяйственной деятельности, в результате которых возникают и прекращаются обязательства организации перед различными юридическими лицами за поступившие материально-производственные запасы и принятые услуги и работы, можно сгруппировать следующим образом.
По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются бухгалтерской записью:
задолженность организации перед поставщиками за приобретенные оборудование к установке, основные средства, другие внеоборотные активы, а также за материальные ценности, поступившие в организацию, -
Д 07, 08, 10, 19, 41 – К 60;
задолженность организации согласно расчетным документам поставщиков и подрядчиков за принятые работы, услуги, стоимость которых включается в состав расходов по обычным видам деятельности, -
Д 20, 23, 25, 26, 44 – К 60;
задолженность организации перед поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчетные документы по которым не поступили, а также за выявленные излишки товарно-материальных ценностей в процессе их приемки –
Д 10,41 – 60;
возврат ранее уплаченных поставщикам и подрядчикам сумм по расчетным документам и выданных авансов в случае недопоставки продукции –
Д 50, 51, 52 – 60;
расчеты по претензиям к поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, возникшие из-за несоответствия качеств материальных ценностей, установленных стандартами или условиями договоров, а также из-за арифметических ошибок, несоответствия цен и тарифов в расчетных документах величинам, установленным договорами, -
Д 76.2 – К 60;
суммы установленных недостач от порчи и потери материальных ценностей в пределах установленных договором величин –
Д 94 – К 60.
По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются бухгалтерской записью:
суммы исполненных обязательств согласно расчетным документам поставщиков и подрядчиков за поступившие товарно-материальные ценности, выполненные работы и потребленные услуги (электроэнергия, отопление, вода и т. д.) –
Д 60 – К 50, 51, 52;
выданные авансы поставщикам и подрядчикам в соответствии с условиями договоров –
Д 60 – К 50, 51, 52;
списание сумм задолженности перед поставщиками и подрядчиками в результате проведения взаимозачетных расчетных операций с покупателями и заказчиками [17, c. 54].
Регистры синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведут в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. При наличии с поставщиками разовых операций записи делают непосредственно в журнале-ордере № 6, если же с поставщиками в течение месяца ведутся систематические расчеты по многим операциям, то их предварительно накапливают в реестрах операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками (приложение к журналу-ордеру № 6).
Журнал-ордер № 6 по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открывают на квартал, полугодие или год с использованием вкладных листов. Реестры операций по расчетам с поставщиками (подрядчиками) ведут раздельно по каждому поставщику за тот же период, что и журнал-ордер. Для удобства сверки расчетов эти регистры предпочтительнее открывают на год.
На основании поступающих первичных документов поставщиков (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, других расчетных документов) в реестрах в течение месяца делают записи в хронологическом порядке, т. е. по каждому поставщику накапливают суммы расчетных операций по соответствующим материальным ценностям, задолженности по счету 60, ее оплаты и др. В конце месяца обороты по счету 60 из реестров переносят в журнал-ордер № 6, где на каждого поставщика отводят одну строку.
Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах в порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6 [11, c. 134].
Неотфактурованные поставки (т. е. поставки, по которым не поступили счета-фактуры) в реестре операций по расчетам с поставщиками в течение месяца фиксируют условно в оценке по планово-учетным ценам, а вместо номера счета-фактуры в соответствующей строке указывают букву «Н». По мере поступления счетов-фактур ранее записанные условные суммы сторнируют, а на основе полученных документов делают записи в общем порядке. Одновременно по строке, по которой товарно-материальные ценности были отражены как неотфактурованные, указывают номер строки, в которой сделана сторнировочная запись.