Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии. Объект изучения – ОАО «Очерский машиностроительный завод».
Задачи, которые ставились перед написанием данной курсовой работы, следующие:
- обосновать теоретически учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Введение………………………………………………………………………….
1. Нормативно-правовое и теоретическое обоснование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………….
1.1 Теоретическое обоснование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………..
1.2 Нормативное регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………..
2. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «Очерский машиностроительный завод»……………………………………….
2.1 Краткая характеристика ОАО «ОМЗ»…………………………………..
2.2 Оформление первичными документами операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками………………………………………………….
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………..
2.4 Инвентаризация расчетов………………………………………………...
3. Мероприятия по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………….
Выводы и предложения………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………
Реализация товаров и услуг за 2005 год составила 185 330 тыс. рублей.
Довольно серьезно возросла валюта баланса Предприятия: с 96 440 тыс. руб. на начало отчетного периода до 141 961 тыс. руб. на конец 2005 г. (на 45 520 тыс. руб. или 42,7 %). Данные изменения вызваны следующими основными факторами:
Актив баланса:
Внеоборотные активы: Размер внеоборотных активов ОАО «ОМЗ» снизился в 2005 г. на 24 758 тыс. руб., или 43,72 %. при этом следует отметить, что удельный вес данного раздела в структуре баланса также значительно снизился: с 58,72 % до 22,45 %. Данная динамика обусловлена следующими изменениями в статьях раздела:
Стоимость основных средств за 2005 год снизилась с 49 674 тыс. руб. до 25 237 тыс. руб., всего – на 24 437 тыс. руб., в том числе за счет выбытия на 22 547 тыс. руб.
Также следует отметить снижение стоимости незавершенного строительства за 2005 г. на 310 тыс. руб.
Оборотные активы: Стоимость оборотных активов ОАО «ОМЗ» в 2005 г. возросла на 70 279 тыс. руб. (176,54 %), при этом довольно значительно возрос удельный вес данной статьи в структуре баланса Предприятия: с 41,28 % до 77,55 %.
В 2,5 раза возросла стоимость запасов – данное увеличение произошло в виду изменения структуры выпуска продукции и оказания услуг. Увеличился объем изготовления собственной готовой продукции и снизились услуги по переделу металла, что вызвало следующие структурные изменения:
- Стоимость сырья и материалов выросла в 3 раза, что в стоимостном выражении составило 17 000 тыс. руб.;
- На 21,99 % (731 тыс. руб.) снизилась стоимость незавершенного производства;
- Стоимость готовой продукции и товаров для перепродажи возросла на 1 191 тыс. руб.
- Более чем в 24 раза возросла стоимость расходов будущих периодов, значение прироста составило20 306 тыс. руб., в том числе: за счет расходов на новое производство – 4 222 тыс. руб., продажи основных средств – 16 082;
- Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям в 2005 году возрос на 3 115 тыс. руб., в том числе по экспортным поставкам – 757 тыс. руб.;
Следует отметить значительный рост, на 29 789 тыс. руб. или в 1,4 раза, дебиторской задолженности, на которую повлияли сумм задолженности по договорам продажи основных средств – 20 528 тыс. руб.;
Рост краткосрочных финансовых вложений составил в 2005 г. 39,78 %;
Пассив баланса:
Капитал и резервы: Стоимостное значение данного раздела в 2005 г. снизилось с 82 803 тыс. руб. до 78 080 тыс. руб. – на 4 723 тыс. руб. (5,7 %). При этом удельный вес данного раздела в структуре баланса снизился более значительно: с 85,86 до 55 %. Данная динамика сложилась по причине использования прибыли прошлых лет.
Долгосрочные обязательства: Анализ показал значительный рост стоимости отложенных налоговых обязательств данного раздела, с 316 до 3 405 тыс. руб. (на 3 089 тыс. руб.), возникшие из-за разницы в оценке бухгалтерского и налогового учета;
Краткосрочные обязательства: Стоимость краткосрочных обязательств за 2005 г. выросла в 3,5 раза или на 47 155 тыс. руб. При этом:
Размер займов и кредитов в 2005 году, по сравнению с 2004 возрос в 2,7 раза на 15 386 тыс. руб.;
Кредиторская задолженность Предприятия возросла за отчетный период с 7 532 до 18 793 тыс. руб. – на 11 261 тыс. руб., в том числе за счет роста кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками с 1 141 до 13 365 тыс. руб.
С учетом всех влияний чистая прибыль 2005 года составила 3 889 тыс. руб.
Коэффициент текущей ликвидности на начало года составил 2,99, на конец года 1,82, при нормативе данного показателя равного 2. Рассчитанный показатель подтверждает достаточную обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, но нельзя не обратить внимание на снижение его значения.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода равен 0,41. Данный показатель достаточно положительный (норматив > 0,1) и свидетельствует о том, что предприятие имеет достаточно собственных средств, платежеспособно и банкротство ему не грозит.
Бухгалтерская отчетность за 2005 год на предприятии сформирована исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.
Бухгалтерский учет осуществляется автоматизированным способом с применением программы «1С» Бухгалтерия, на основании учетной политики предприятия.
Амортизация основных средств начисляется линейным способом.
Материально-производственные запасы учитываются по цене приобретения с учетом затрат по заготовке и доставке их до центральных складов.
2.2 Оформление первичными документами операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Документы, оформляемые при учете расчетов с поставщиками и подрядчиками следующие:
- договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
- счета-фактуры поставщиков;
- накладные на поступившие товарно-материальные ценности, акты выполненных работ, приходные ордера и т. д.;
- документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах);
- журналы регистрации счетов-фактур;
- книга покупок;
- регистры аналитического и синтетического учета [10, c. 53].
Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой через банк), товарно-транспортные накладные и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному за снабжение исполнителю.
Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.
При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.
В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производить комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятия без счета поставщика (неотфактурованные поставки).
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй – для оприходования материалов получателем; третий – для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов [12, c. 190-192].
Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура, который служит основанием для соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков.
Счет-фактуру выписывает поставщик на отпускаемые (отгружаемые) товарно-материальные ценности. В документе заполняют следующие реквизиты: наименование поставщика и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местонахождению, станция отправления и станция назначения груза, дата и способ отгрузки и др. В нем указывают наименование, количество, цену и сумму, а также общую сумму, на которую отпущено товаров. В документе обязательно делают ссылку на договор-заказ, согласно которому отпущены материальные ценности, указывают номера квитанций и накладных по отпускаемым (отгружаемым) материальным ценностям.
Счета-фактуры поставщиков тщательно проверяют с точки зрения правильности заполнения всех реквизитов, применяемых цен, таксировки и после проверки соответствия количества потупивших грузов количеству, указанному в счете-фактуре, их принимают к записям в бухгалтерском учете. В случае несоответствия полученного груза с данными счета-фактуры составляют коммерческий акт и предъявляют претензию поставщику.
Кроме обычных счетов-фактур по расчетам с поставщиками за поставленную продукцию, товары, услуги применяются также специализированные счета-фактуры для учета НДС, введенные постановлением Правительства РФ от 29.07.96 г. № 914 «О порядке ведения журнала учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» с последующими изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 46 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
Согласно этим постановлениям организации одновременно со специализированными счетами-фактурами ведут также журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж по налогу на добавленную стоимость.
Специализированная форма счета-фактуры выписывается поставщиком на покупателя в двух экземплярах. Первый экземпляр в течение 10 дней с момента отгрузки представляется покупателю; он дает право на учет суммы НДС после оплаты товара. Второй экземпляр счета-фактуры остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС по реализованной продукции.
В счете-фактуре обязательно указываются следующие реквизиты: порядковый номер счета-фактуры; наименование и идентификационный номер поставщика товара (работы, услуги); наименование получателя товара (работы, услуги); наименование товара (работы, услуги); страна происхождения товара; номер грузовой таможенной декларации (по товарам иностранного происхождения, по отечественным ставится прочерк); стоимость (цена) товара (работы, услуги); сумма налога на добавленную стоимость; дата составления счета-фактуры.
Счета-фактуры подписываются должностными лицами поставщика, в том числе руководителем и главным бухгалтером, скрепляются печатью поставщика. При получении товаров счет-фактура подписывается покупателем или его уполномоченным. В счете-фактуре не допускаются подчистки и помарки, исправления заверяются подписью руководителя и печатью поставщика с указанием даты исправления.
Получаемые и выдаваемые счета-фактуры записываются раздельно в журналы учета счетов-фактур и хранятся в течение полных 5 лет с даты их получения или выдачи. Счета-фактуры в журнале подшивают и пронумеровывают.
Счета-фактуры составляются на русском языке с использованием компьютера, пишущей машинки или от руки. При отгрузке товаров, не облагаемых НДС, в счете-фактуре сумма налога не указывается и делается надпись или ставится штамп «без налога (НДС)». При реализации товаров за наличный расчет в розничной торговле счет-фактуру заменяет кассовый чек с обязательными реквизитами: наименование продавца, номер кассового аппарата, номер и дата выдачи чека, стоимость товара с НДС.
Кроме журнала учета получаемых от поставщиков счетов-фактур, на ОАО «ОМЗ» ведется специальная книга покупок, в которой регистрируются счета-фактуры, представляемые поставщикам. Цель ведения книги покупок заключается в определении сумм НДС, подлежащего зачету (возмещению) в соответствии с законом об НДС.
Счета-фактуры в книге покупок регистрируются в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров, работ, услуг. В случае использования в непроизводственной сфере товара, по которому произведен зачет НДС, в книге покупок делается запись, корректирующая эту сумму НДС, т. е. уменьшается НДС, принимаемый к зачету.
Книга покупок прошнуровывается, страницы пронумеровываются и скрепляются печатью. Контроль за ведением книги покупок осуществляет главный бухгалтер.
Книга покупок включает все реквизиты поступающих счетов-фактур, причем суммы НДС фиксируются раздельно по товарам со ставкой обложения налогом 18 и 10 %, отдельно показываются покупки, не облагаемые по действующему положению НДС.
За каждый отчетный период (месяц, квартал) в книгах покупок выводятся итоги, которые используются для составления расчета по платежам НДС для налоговой службы [11, c. 130-133].
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Для обобщения и накапливания информации о расчетах, используемой для контроля, анализа и управления процессом снабжения и расчетами с партнерами, предназначен синтетический активно-пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».