Учет отпуска сырья и материалов в производство и прочего их выбытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является отражение методики бухгалтерского учета материально-производственных запасов.
Задачами курсовой работы является:
- раскрытие экономической сущности материально-производственных запасов;
- раскрытие первичного и складского учета материально-производственных запасов;
- изучение синтетического и аналитического учета материально-производственных запасов;
- раскрытие порядка проведения инвентаризации материально-производственных запасов.

Оглавление

Введение ………………………………………………………..……..…… 3
1.Понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов …………………...... 5
2.Первичный и складской учет материально-производственных запасов ……………………..13
3.Синтетический и аналитический учет поступления и выбытия материально-производственных запасов ….18
4.Инвентаризация материально-производственных запасов …………..27
Заключение ………………….……………………………………………..32
Список литературы ………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

бух. учет.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

 

    В налоговом учете отнесение материально-производственных запасов на расходы организации регламентирует статья 254. Материальные расходы НК РФ. «Стоимость товарно - материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение и иные затраты, связанные с приобретением товарно - материальных ценностей».

    Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

    Не  относятся к возвратным отходам остатки товарно-материальных ценностей, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

    Возвратные  отходы оцениваются в следующем  порядке:

    - по пониженной цене исходного  материального ресурса (по цене  возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);

    - по цене реализации, если эти  отходы реализуются на сторону.

    Международным стандартом бухгалтерского учета материально-производственных запасов является IAS2. Этот стандарт устанавливает определение товарно-материальных ценностей, оценку, методы списание в производство и др. (необходимо отметить, что в международной практики бухгалтерского учета термин материально-производственные запасы замене термином товарно-материальные запасы)

    Согласно  этого стандарта товарно-материальными  запасами являются активы:

    а) предназначенные для продажи  в ходе обычной коммерческой деятельности;

    б) находящиеся в процессе производства с целью такой же продажи ; или

    в) израсходованные в виде материалов или услуг в процессе производства товаров или оплаты услуг.

    Товарно-материальные запасы включают приобретенные и  предназначенные для продажи товары, включающие, например, товары, купленные розничным торговцем для продажи. Товарно-материальные запасы также включают окончательно изготовленные товары или находящиеся в процессе производства на предприятии, и включают материалы и запасы, ожидающие применение в процессе производства.

    Стандарт IAS2 устанавливает оценку товарно-материальных запасов: «в себестоимость товарно-материальных запасов следует включать все затраты на покупку, затраты на преобразование и прочие затраты, понесенные в связи с приведением товарно-материальных запасов в их настоящее местоположение и состояние».

    При определении себестоимости списываемых  в производство товарно-материальных запасов, согласно стандарта IAS2, могут  применяться стандартный метод расчета себестоимости и метод розничных цен.

    Стандартная себестоимость учитывает обычные  уровни использования материалов и денежных средств, труда производительности и мощности. Их регулярно пересматривают и при необходимости перерабатывают в свете современных условий.

    Метод розничных цен применяют в  индивидуальном производстве для измерения  товарно-материальных запасов по множеству быстроизменяющихся предметов, имеющих одинаковые скидки, и для которых нельзя применять прочие методы калькуляции себестоимости готовой продукции. Себестоимость товарно-материальных запасов определяют уменьшением ликвидационной стоимости товарно-материальных запасов с помощью соответствующего процентного отчисления валовой прибыли. Обычно процентное отчисление учитывают для товарно-материальных запасов, цена которых снижена, по сравнению с их первоначальной продажной ценой.

    Перед учетом материалов стоят следующие  задачи:

     -правильное и своевременное документальное  отражение операций, достоверность  данных по поступлению и отпуску  производственных запасов;

     -контроль за сохранностью производственных  запасов;

     -систематический контроль за использованием материалов в производстве;

     -своевременность выявления ненужных  и излишних производственных  запасов для их реализации;

     -своевременное осуществление расчетов  с поставщиками материалов, контроль  за материалами, находящимся в пути.

    Задачами  анализа обеспеченности и использования  материальных ресурсов являются:

    -оценка  реальности планов материально-технического  снабжения, степени их выполнения и влияния на объем производства продукции (объем оказанных услуг), ее (их) себестоимость и другие показатели;

    -оценка  уровня эффективности использования  материальных ресурсов;

    -выявление  внутрипроизводственных резервов  экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию. 

    2.Первичный  и складской учет 

    материально-производственных запасов   

    Для оформления поступления, выбытия, внутреннего  перемещения производственных запасов на предприятиях применяются унифицированные междуведомственные документы.

    Основным  первичным документом на оприходование  поступивших материалов от поставщиков является товарная накладная с приложенными счетами-фактурами. Эти документы выписывает поставщик на отпускаемые товарно-материальные ценности.

    Поставщик по мере отгрузки товарно-материальных ценностей составляет счет-фактуру в двух экземплярах, один из которых представляется покупателю не позднее 5 дней от даты отгрузки ценностей. В документе заполняются реквизиты: адрес поставщика, номер расчетного счета, идентификационный номер поставщика. Аналогичные данные заполняются и по покупателю. Указывается наименование товара, единица измерения, количество, цена, сумма, ставка и сумма НДС, общая сумма с НДС.

    Поступление материалов на предприятие оформляется  приходным ордером.

    Отпуск  материалов со склада предприятия в  производство, на ремонт машин и оборудования осуществляется на основании лимитно-заборной карты и накладной-требования. Карта предназначена для учета отпуска и получения материалов со склада в пределах установленного лимита. Этот документ является оправдательным для отпущенных и полученных материалов со склада и отнесения их в подотчет лицам, получившим ценности или для списания их в производство.

    Лимитно-заборная карта выписывается в 2-х экземплярах  в бухгалтерии предприятия на одного или несколько наименований материалов. Один экземпляр в течение срока действия карты находится у заведующего складом, а второй - у получателя материалов. После каждой выдачи материалов заведующий складом в обоих экземплярах отмечает количество выданных ценностей, ставит свою подпись. Срок действия лимитно-заборной карты устанавливается, как правило, в течение одного месяца. После окончания срока действия или использования лимита заведующий складом передает карту в бухгалтерию.

    Получатель  материалов так же в конце месяца передает свой экземпляр в бухгалтерию. Таким образом, первый экземпляр подтверждает выдачу материалов со склада, а второй свидетельствует о поступлении материалов в подразделение.

    Если  лимитно-заборная карта применяется  при систематизированном и многократном получении материалов со склада, то разовый отпуск осуществляют по накладной-требованию. Накладная выписывается в двух экземплярах. Один остается у получателя, а второй - у заведующего складом с распиской получателя о приеме материалов. Накладная подтверждает разрешение отпуска материалов и удостоверяет фактическое исполнение операции. В конце месяца накладные передаются в бухгалтерию.

    Кроме накладных внутрихозяйственного назначения на предприятии выписывают накладную на отпуск материалов на сторону форма № М-15. Этот документ оформляется в случаях отпуска сырья и материалов за пределы предприятия, содержит сведения о наименовании материала, количество, сумма с НДС и без НДС.

    Документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и др.)  по поступившему сырью и материалам необходимо регистрировать в журнале учета поступивших грузов формы № М-1.

    Для получения сырья и материалов со склада поставщика в бухгалтерии  экспедитору выписывают доверенность по форме № М-2. Доверенность подписывает руководитель предприятия и главный бухгалтер, заверяется печатью, регистрируется в журнале регистраций выданных доверенностей форма № М-3 и выдается экспедитору под его расписку в этом журнале.

    Если  перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах. Первый экземпляр  служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй – для оприходования материалов получателем; третий – для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату в банк за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. В редких случаях вместо первичных документов по расходу материалов можно использовать карточки складского учета. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках складского учета, которые становятся при этом оправдательным документом.

    Документооборот по учету материально-производственных запасов осуществляется следующим образом:

      

    

      
 
 
 

    

    

    

      
 

    Рис. 2. Схема документооборота учета движения

    материально-производственных запасов

    В конце месяца заведующий складом  на основании первичных документов составляет «Отчет о движении материальных ценностей» в 2-х экземплярах и вместе с первичными документами передает в бухгалтерию. После проверки один экземпляр вместе с приложенными документами остается в бухгалтерии, а второй возвращается на склад.

    Первичная документация является базой для всех последующих записей в регистрах бухгалтерского учета, то есть основой аналитического и синтетического учета.

    Материалы, независимо от того, где хранятся, передаются под ответственное хранение заведующего складом или другим материально-ответственным лицам. Материально-ответственные лица назначаются руководством предприятия, с каждым из которых заключается письменный договор о материальной ответственности.

    Для обеспечения сохранности производственных запасов предприятие организует складское хозяйство. Движение материалов на складе отражается в карточках складского учета материалов форма №М-12. Карточка открывается в бухгалтерии в установленном порядке и передается на склад материально-ответственным лицам, где они хранятся в картотеке по учетным группам, а внутри групп - по номенклатурным номерам. Карточка открывается на каждый номенклатурный номер материала и выдаются под расписку по описи.

    На  основании первичных документов заведующий складом заполняет в  карточке колонки прихода, расхода  и остатка материалов. После каждой записи выводится остаток материалов.

    На  складах с небольшой номенклатурой  материалов вместо карточек допускается  ведение книг складского учета форма  №40, которая содержит те же реквизиты, что и карточки. Перед передачей книги на склад все страницы в ней номеруют, а на последней делают соответствующую запись.

    Приходуются материалы на склад на основании  накладных. В случае когда в сопроводительных документах поступивших материалов со стороны имеются расхождения с фактическими данными по приемки материалов составляется «Акт о приемке материалов» форма №М-7 (этот документ еще называют «Коммерческий акт»). Акт составляется в 2-х экземплярах комиссией с участием заведующего складом и представителем поставщика или представителя незаинтересованной организации. После приема материалов первый экземпляр вместе с приложенными документами передается в бухгалтерию предприятия, другой поставщику. В акте указывают все данные о поступивших материалах (количество, масса, качество и т.д.). Первичные документы передаются в бухгалтерию раз в неделю.

Информация о работе Учет отпуска сырья и материалов в производство и прочего их выбытия