Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 06:04, курсовая работа
Основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, особую актуальность приобретают оценка основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе, а также методы алгоритмизации.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1 Нормативные аспекты ведения основных средств 6
1.2 Освещение вопросов учета основных средств в экономической литературе 10
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ПЛЕМЗАВОД ИМ. М. ГОРЬКОГО»
2.1 Организационно-правовая характеристика ОАО «Племзавод им. М. Горького» 20
2.2 Экономическая характеристика ОАО «Племзавод им. М. Горького» 21
3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
В ОАО «ПЛЕМЗАВОД ИМ. М. ГОРЬКОГО» 28
3.1 Характеристика учета ведения основных средств в организации
3.2 Учет поступления основных средств 30
3.3 Синтетический и аналитический учет основных средств
3.4 Учет амортизации основных средств
3.5 Учет выбытия основных средств 39
4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОАО «ПЛЕМЗАВОД ИМ. М. ГОРЬКОГО»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
Инвентарные карточки на принятые к бухгалтерскому учету объекты основных средств, а также на выбывшие объекты основных средств в течение месяца могут находиться до конца месяца обособленно от инвентарных карточек остальных основных средств.
Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.
На основе
соответствующих данных бухгалтерского
учета, а также технической
К числу
таких показателей относятся данные о
наличии основных средств с подразделением
их на собственные или арендованные; действующие
и неиспользуемые; данные о рабочем времени
и простоях по группам основных средств;
данные о выпуске продукции (работ, услуг)
в разрезе объектов основных средств и
др.
1.2 Оценка
основных средств
В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной, восстановительной, текущей, остаточной, ликвидационной и налогооблагаемой стоимости.
Первоначальная (балансовая) стоимость основных средств складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию в данной организации.
Восстановительная стоимость – это стоимость их воспроизводства на определенный период, которая определяется путем проведения переоценки. Согласно ПБУ 6/01 организациям предоставлено право осуществлять переоценку на начало отчетного года с использованием индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Текущая рыночная стоимость – эта сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Остаточная стоимость – первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом накопленной суммы амортизации.
Ликвидационная стоимость – это стоимость продажи объектов при банкротстве или ликвидации организации на основе свободного аукциона и открытой продажи объектов по текущей рыночной стоимости.
Налогооблагаемая
стоимость – стоимость
Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.
Стоимость основных средств, в которой они приняты к бух. учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к учету допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Переоценка
объекта основных средств производится
путем пересчета его первоначальной
стоимости или текущей (восстановительной)
стоимости, если данный объект переоценивался
ранее, и суммы амортизации, начисленной
за все время использования объекта.
1.3 Синтетический
и аналитический учет
Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация основных средств», 99 «Прибыли и убытки», а также забалансовые счета (при необходимости) – «Арендованные основные средства», «Износ жилищного фонда», «Износ объектов внешнего благоустройства» и других аналогичных объектов.
Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках по форме № ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или группу однотипных объектов, которым присваивается инвентарный номер.
Инвентарные
карточки могут группироваться в
картотеке применительно к
Инвентарные карточки (индивидуальные и групповые) составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации. В случае, когда в результате реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, частичной ликвидации и переоценки объекта ОС произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.
В
картотеке бухгалтерии
Поступление основных средств есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств.
Основные средства учитываются на активном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости основных средств. По дебету записывается информация о первоначальной стоимости поступивших основных средств и их дооценки, а по кредиту – о выбытии основных средств и их уценке.
Источниками приобретения основных средств являются:
Собственные
(сумма накопленной
Заемные (кредиты, займы и кредиторская задолженность).
При поступлении основных средств в организацию составляются проводки, основные из которых представлены в нижеприведенной таблице 1.2.
Таблица 1.2 Записи на счетах бухгалтерского учета операций поступления основных средств
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Выбытие
объекта основных средств признается
в бухгалтерском учете
Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях:
Продажи;
Списания в случае морального и физического износа;
Ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
Передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевый фонд;
Передачи по договорам мены, дарения;
Передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;
Недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;
Частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции.
На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.
Выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставной (складочный) капитал, паевой фонд в размере его остаточной стоимости, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 75-1 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 01 «Основные средства».
Доходы и расходы от выбытия объекта основных средств подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Порядок учета выбытия основных средств рассмотрен по одному из видов – продажа основных средств.
Отражаются следующими бухгалтерскими проводками:
Д – т 01 субсчет «выбытие основных средств»
К – т 01 - на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости объекта.
Д – т 02 «амортизация основных средств»
К – т 01 субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму накопленной амортизации.
Д –т 99 «прибыли и убытки» субсчет «Выбытие основных средств»
К – т 01 «основные средства», субсчет «выбытие основных средств» - на остаточную стоимость объекта.
В дальнейшем в дебет счета 99, субсчет «Выбытие основных средств» записываются все расходы, связанные с выбытием основных средств, а в кредит - доходы от их выбытия.
Д – т 99
К – т 23 «вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу», - списание расходов, связанных с продажей основных средств.
Д – т 99
К – т 68 – задолженность бюджету по НДС.
Д – т 83
К-т 84 «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – списание суммы дооценки по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка;
Д-т 10
К-т 99 – учитываются материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объектов (по рыночным ценам).
По окончании
отчетного периода определяется
финансовый результат от продажи
основных средств. Если кредитовая сумма
счета 99, субсчет «Выбытие основных
средств» больше дебетовой, организация
получила прибыль, если наоборот – убыток.
1.4 Учет
амортизации основных средств
Амортизация есть постепенное перенесение (погашение) стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг.
Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление).
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного периода производится независимо от применяемого способа начисления амортизации в размере 1/12 начисляемой годовой суммы.
Начисление амортизационных отчислений приостанавливается по переведенным по решению руководства организации основным средствам на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, на реконструкцию и модернизацию – свыше 12 месяцев (п. 23 ПБУ 6/01).