Учет основных средств (на материалах филиала «Славгородмежрайгаз» ОАО «Алтайкрайгазсервис»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе были проанализированы сущность и основные принципы ведения бухгалтерского учета по учету основных средств, раскрыты моменты учёта поступления, выбытия, строительства и начисления амортизации по объектам основных средств. По итогам проделанной работы нарушений и замечаний на филиала Славгородмежрайгаз выявлено небыло.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….….41.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО УЧЁТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ..……………6
1.1 Основные средства как объект учета. Их классификация и оценка теоретическая и практическая главы…………………………………………………………………6
1.2 Формы первичных документов по учету основных средств……………………...11
1.3. Учет наличия, поступления, ремонта и выбытия основных средств, организация их учёта…………………………………………………………………………………...14
1.4 Учет амортизации, инвентаризации и переоценки основных средств…………..18
2.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………………………………...21
2.1 Данные о филиале Славгородмежрайгаз ОАО «Алтайкрайгазсервис». История образования……………………………………………………………………………....21
2.2 Учет наличия, поступления и выбытия, ремонта основных средств, на примере филиала Славгородмежрайгаз ОАО «Алтайкрайгазсервис»…………………………24
2.3 Учет амортизации и инвентаризация основных средств на примере филиала Славгородмежрайгаз ОАО «Алтайкрайгазсервис»……………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая ФАСТ 1Курса.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

 

2.2 Учет наличия, поступления и выбытия, ремонта основных средств, на примере филиала Славгородмежрайгаз

 

Основные средства могут поступить на предприятие одним из следующих способов:

1. От учредителей в счет вклада в уставный капитал;

2. В результате строительства;

3. Путем приобретения за плату;

4. Путем безвозмездной передачи;

5. По договору мены;

Согласно учётной политике ОАО «Алтайкрайгазсервис» (Приложение 4) основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости на основании первичных документов. Постановка на учёт объектов основных средств оформляется по типовой форме № ОС-1, списание приказом руководителя формой № ОС №4. Изменение стоимости основных средств происходит только в случае достройки, реконструкции, частичной ликвидации, оформленными актами. Переоценка основных средств не производится. Объекты недвижимости принимаются к учёту в момент подачи документов  на государственную регистрацию. Основные средства учитываются на карточке подотчётного лица, в случае ликвидации основных средств полезные материалы, приходуются на счёт 10. Учёт ведётся по суб. счетам 01-1 «Основные средства», 01-2 «Выбытие основных средств» открывается для учёта выбытия основных средств.

Счёт 08 предназначен для обобщения информации о затратах на строительство и приобретение объектов, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учёту в качестве основных средств. Учёт ведётся по суб. счетам (Приложение 4). При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 "Основные средства". В организацию могут поступать основные средства, цена которых выражена в условных единицах. Т.к. на территории РФ расчеты производятся в рублях, при  несовпадении  даты оприходования основного средства и даты его оплаты  могут возникнуть курсовые разницы. В этом случае: отрицательная разница увеличивает затраты на приобретение основного средства: Дт 08. Кт 60, Дт 19. Кт 60.;  положительная разница уменьшает затраты на приобретение основного средства – сумма уменьшения сторнируется записью: Дт 08. Кт 60, Дт 19. Кт 60.

Поступление основных средств на счетах бухгалтерского учёта отражается следующим образом:

1.Получены основные средства от учредителей

1.1.Сформирована задолженность учредителей по вкладам: Д75-1,К80.

1.2.Поступили основные средства в счет вклада в уставный капитал:Д08,К75

1.3. Введен в эксплуатацию объект основных средств: Д01,К08.

2. Построены основные средства

2.1. подрядным способом (строительство выполняет сторонняя компания)

2.1.1 Сформирована стоимость подрядных работ:Д08,К60.

2.1.2. Учтена стоимость подрядных работ:Д01,К08.

2.2. хозяйственным способом (организация строит сама)

2.2.1. Списаны материалы на строительство:Д08,К10.

2.2.2. Начисленная сотрудникам, занятым строительством, зарплата:Д08,К70.

2.2.3. Введен в эксплуатацию объект основных средств:Д01,К08.

3.Приобретены основные средства

3.1. не требующие монтажа

3.1.1. Начислено поставщику по счету: Д08,К60.

3.1.2. Учтены расходы на доставку: Д08,К60,76,23.

3.2.3. Введен в эксплуатацию объект основных средств:Д01,К08.

3.2. требующие монтажа

3.2.1. Начислено поставщику за оборудование:Д07,К60.

3.2.2. Оборудование передано в монтаж:Д08, К07.

3.2.3. Списаны затраты на монтаж:Д08, К10,70,69.

3.2.4. Введен в эксплуатацию объект основных средств:Д01,К08.

4. Получены безвозмездно основные средства

4.1. Приняты к учету основные средства:Д01,К91.

4.2. Приняты к учету основные средства:Д01, К98.

5. Получены по договору мены основные средства

5.1. Реализованы материалы по договору мены: Д62, К91.

5.2. Списана стоимость материалов: Д91, К10.

5.3. Оприходовано основное средство: Д08, К60.

5.4. Произведен зачет стоимости материалов и основного средства: Д60,К62.

5.5. Введен в эксплуатацию объект основных средств: Д01,К08.

В отличие от материалов, сырья, МБП, по которым НДС возмещается из бюджета после их оприходования и оплаты, для возмещения НДС по основным средствам недостаточно оприходования их на счет 08 и оплаты. Одним из необходимых условий является также ввод основных средств в эксплуатацию с обязательным составлением акта приемки-передачи по форме № ОС-1(Приложение 1; Приложение 2). При приобретении автомобиля должен быть уплачен в дорожные фонды налог на приобретение автотранспортного средства. Сумма налога на приобретение автотранспортных средств отражается по дебету счета 08, эта сумма увеличивает первоначальную стоимость основного средства. При приобретении основных средств у физических лиц, в том числе у предпринимателей без образования юридического лица, НДС к зачету не принимается, а включается в первоначальную стоимость, поскольку физические лица не являются плательщиками НДС. Так же на первоначальную стоимость основных средств могут быть отнесены другие затраты, непосредственно связанные с их приобретением, как то: регистрационные сборы, государственная пошлина, страховая пошлина, страховые платежи, оплата услуг оценщиков. Главный критерий при определении затрат, относимых на первоначальную стоимость они должны быть непосредственно связаны с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию. В свою очередь уплата процентов после ввода объекта основных средств, для приобретения которого был взят кредит, относится уже на собственные источники. Также на собственные источники относятся суммы неустоек за несвоевременную уплату процентов или возврат суммы кредита. На практике при строительстве основных средств, очень важно разделить работы, выполняемые подрядчиками, и работы, производимые своими силами, то есть хозяйственным способом.

Выбытие основных средств из организации возможно по следующим причинам: списания по причине непригодности к дальнейшему использованию; продажи на сторону; безвозмездной передачи; передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации; сдачи имущества в аренду, лизинг; реализации по договорам мены и т.д. Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов. По дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей. Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет 01-В "Выбытие основных средств". Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки". Доходы и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

1.Списание объектов основных средств (Приложение 3).

1.1. Списание первоначальной стоимости: Д01-В, К01.

1.2. Списание амортизации:Д02, К01-В.

1.3. Списание остаточной стоимости:Д91, К01-В.

2. Продажа имущества

2.1. Списание первоначальной стоимости: Д01-В, К01.

2.2. Списание амортизации:Д02, К01-В.

2.3. Списание остаточной стоимости:Д91, К01-В.

2.4. Получена выручка от продажи:Д62, К91.

2.5. Учтен НДС от продажи: Д91, К68.

3. Безвозмездная передача имущества

3.1. Списание первоначальной стоимости: Д01-В, К01.

3.2. Списание амортизации:Д02, К01-В.

3.3. Списание остаточной стоимости:Д91, К01-В.

3.4. Списание расходов, связанных с передачей:Д91, К10,70,69.

3.5. Начислен НДС, исходя из рыночной цены передаваемого объекта:Д91, К68.

4. Передача в счет вклада в уставный капитал

4.1. Списание первоначальной стоимости: Д01-В, К01.

4.2. Списание амортизации: Д02, К01-В.

4.3.Передача в счет вклада в уставный капитал: Д58, К01-8

Для целей налогообложения доходы и расходы от ликвидации основных средств включаются в состав внереализационных. При этом учет расходов от ликвидации производится единовременно (кроме случаев получения убытков). Организация определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). При этом прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав доходов от реализации в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. А убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы организации равными долями. Ремонт основных средств в организации может отражаться следующим образом. Согласно Положению о составе затрат, расходы на содержание и ремонт основных средств относятся к текущим затратам, то есть включаются в себестоимость текущего, среднего и капитального ремонта. Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются. Методические указания рекомендуют проводить ремонт в соответствии с планом исходя из системы планово – предупредительных работ, включающих в себя текущий, средний, капитальный и особо сложный ремонт основных средств. Текущий ремонт состоит в ежедневном техническом обслуживании машин и оборудования с целью их постоянного поддержания в рабочем состоянии. Объем работ по текущему ремонту предусматривает смазку и регулировку отдельных узлов и деталей, замену некоторых из них новыми, но без разборки агрегата. Для других видов основных средств (зданий, сооружений и пр.) устанавливаются другие сроки и другой характер ремонта (побелка, покраска и пр.). Средний ремонт по сложности и периодичности занимает промежуточное положение между текущим и капитальным ремонтом. Его назначение – продлить межремонтный период до очередного капитального ремонта. Под капитальным ремонтом понимается: для оборудования и транспортных средств – полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата; для зданий и сооружений – смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мотов и пр.).

Согласно Налоговому кодексу (ст. 260 НК РФ), расходы на ремонт основных средств признаются в размере фактических затрат в составе прочих расходов в том периоде, в котором они были осуществлены. Затраты на ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объекта, а включаются в себестоимость готовой продукции. В бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом:

1.Расходы на ремонт списываются единовременно: Д20,25,26,44…,К10,70,69,60… .

2.Отнесение затрат на расходы будущих периодов

2.1. Списывается сумма фактических затрат на ремонт: Д97,К10,70,69…  .

2.2. Ежемесячное списание затрат на себестоимость продукции:Д20,25,26,44 ,К 97.

 

2.3 Учет амортизации и инвентаризация основных средств на примере филиала «Славгородмежрайгаз»

 

          Амортизация основных средств представляет собой способ возмещения затрат, связанных с приобретением или возведением основных средств, путем перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции ( работ, услуг), а по объектам непроизводственного назначения – на собственные источники. Если материалы и сырье списываются на себестоимость по мере списания в производство в полной сумме, то основные средства – частями. (Начисление амортизации за ноябрь раскрыто в приложении 5).

Во – первых, это связано с тем, что объекты основных средств не переносятся непосредственно на продукцию (работы, услуги).

Во – вторых, срок эксплуатации основных средств превышает один год.

В – третьих, стоимость основных средств, как правило, высока и включение ее сразу в себестоимость вызовет нежелательные финансовые последствия.

Понятие амортизации означает процесс перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции. Осуществляется этот процесс путем начисления амортизации (износа), который учитывается на счете 02 «амортизация основных средств». Счет 01 не корреспондирует со счетом 02. амортизация начисляется следующими проводками:

Начислена амортизация основных средств: Д 20,23,26,44, К02.

Списана амортизация:Д02, К01-В.

Порядок амортизации основных средств определен разделом 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Объектами амортизации являются основные средства, принадлежащие предприятию на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Амортизация приостанавливается в случаях перевода основных средств на консервацию на срок не менее трех месяцев. Порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации, при этом могут быть переведены на консервацию, как правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства. Решение о консервации принимается руководителем предприятия, о чем издается соответствующий приказ. Никаких согласований с налоговыми органами и местными властями при этом не требуется. Амортизация приостанавливается также в период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев. Линейный способ говорит сам за себя (способ начисления амортизации применяется в филиале Славгородмежрайгаз, оговорено в учётной политике приложение 4) – суммы отчислений одинаковы за весь период эксплуатации. При этом не обязательно использовать один и тот же метод по всем основным средствам, один и тот же метод может применяться внутри группы однородных объектов. Способ амортизации в течение всего срока полезного использования не должен изменяться. При вводе объекта основного средства в эксплуатацию должен быть обязательно составлен акт приемки – передачи по форме № ОС – 1. Применение ускоренной амортизации в определенных случаях. Норма отчислений может увеличиваться, но не более, чем в два раза. В указанной организации регулярно проводится инвентаризация основных средств. Её цель подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета. Согласно учётной политике инвентаризация основных средств проводится 1 раз в 3 года (приложение 4). Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии. Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.). Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью. Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения. Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (ф. № инв.-1) , (приложение 6,7,8) средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера. Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись. На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя. Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией. Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке: основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счете 91;  недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

На основании приказа руководителя по материалам инвентаризационной комиссии в бухгалтерии составляются записи по результатам инвентаризации.

1.Учтены выявленные излишки основных средств: Д01, К91.

2.Учет недостачи основных средств

2.1. Списание первоначальной стоимости: Д01-В, К01.

2.2. Списание амортизации по основному средству: Д02, К02-В.

2.3. Учет недостачи по остаточной стоимости: Д94, К01.

3. Списание недостачи за счет виновных лиц

3.1 Остаточная стоимость:Д73, К94.

3.2. Превышение рыночной стоимости:Д73, К98.

3.3. Получена сумма в счет погашения недостачи:Д50,51, К73.

3.4. Списана разница между рыночной и остаточной стоимостью:Д98, К91.

4. Списание недостачи за счет организации:Д91, К01.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

         В данной курсовой работе по учету основных средств приведены основные моменты бухгалтерского и налогового учета основных средств, а также вопросы организации, контроля за сохранностью, правильностью отражения на счетах бух. учёта, поступление, выбытие, начисление амортизации, приведение инвентаризации основных средств. В процессе написания работы проанализированы цели, стоящие перед бухгалтерским учетом, и задачи, которые должен выполнять бухгалтерский учет основных средств. В работе описана методика ведения бухгалтерского учета основных средств в соответствии с утвержденными положениями и нормативными актами, приведены счета, с помощью которых ведется учет этих операций, а также приведена информация о регистрах и первичных документах, с помощью которых осуществляется учет на предприятиях, организациях и в учреждениях.

По своему экономическому содержанию учет основных средств для предприятий, занятых различными видами деятельности, а именно поставками и реализацией газа, косвенно не характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, но является важным для выполнения своих обязательств перед потребителями и определяет степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Процесс поступления, выбытия основных средств позволяет организации выполнять обязательства перед государственным бюджетом, перед банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты через выручку от продаж газа и услуг. Сбой в учёте основных средств вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Информация о работе Учет основных средств (на материалах филиала «Славгородмежрайгаз» ОАО «Алтайкрайгазсервис»)