Учет основных средств (на материалах филиала «Славгородмежрайгаз» ОАО «Алтайкрайгазсервис»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе были проанализированы сущность и основные принципы ведения бухгалтерского учета по учету основных средств, раскрыты моменты учёта поступления, выбытия, строительства и начисления амортизации по объектам основных средств. По итогам проделанной работы нарушений и замечаний на филиала Славгородмежрайгаз выявлено небыло.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….….41.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО УЧЁТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ..……………6
1.1 Основные средства как объект учета. Их классификация и оценка теоретическая и практическая главы…………………………………………………………………6
1.2 Формы первичных документов по учету основных средств……………………...11
1.3. Учет наличия, поступления, ремонта и выбытия основных средств, организация их учёта…………………………………………………………………………………...14
1.4 Учет амортизации, инвентаризации и переоценки основных средств…………..18
2.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………………………………...21
2.1 Данные о филиале Славгородмежрайгаз ОАО «Алтайкрайгазсервис». История образования……………………………………………………………………………....21
2.2 Учет наличия, поступления и выбытия, ремонта основных средств, на примере филиала Славгородмежрайгаз ОАО «Алтайкрайгазсервис»…………………………24
2.3 Учет амортизации и инвентаризация основных средств на примере филиала Славгородмежрайгаз ОАО «Алтайкрайгазсервис»……………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая ФАСТ 1Курса.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Классификация основных средств осуществляется по следующим признакам[4,с. 64]:

1. По натурально вещественному -составу и выполняемым функциям. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в бухгалтерском учете к основным средствам относят: здания, сооружения, машины и оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, прочие виды основных средств.

2. По отраслевой принадлежности: основные средства промышленности, сельского хозяйства, торговли и т. д..

3. По степени использования в деятельности организации: в эксплуатации, в запасе, в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частной ликвидации, на консервации.

4. По имеющимся правам на объект основных средств:

Основных средства, принадлежащие организации на праве собственности.

Основных средства, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

Основных средства, полученные организацией в аренду, в безвозмездное пользование,  доверительное управление.

5. По характеру участия в производственном процессе: активные (непосредственно воздействуют на предмет труда) и пассивные (обеспечивают условия для нормального протекания процесса производства).

6. По назначению: производственные и непроизводственные.

Важное значение при постановке на баланс инвентарного объекта и дальнейшей его эксплуатации имеет оценка. Принцип единства и реальности оценки данного вида имущества является определяющим фактором в организации учета основных средств. Принцип единства оценки основных средств означает установление единой методологии их учета в различных организациях независимо от организационно – правовой формы собственности. Принцип реальности раскрывает действительную стоимость того или иного объекта в составе основных средств на конкретную дату.

В текущем учете основных средств применяются четыре вида оценки: первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная.

1. Первоначальная стоимость - это сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основного средства, кроме НДС и иных возмещаемых налогов.  Она включает в себя:

Договорную (продажную) цену, уплачиваемую покупателем продавцу; сумму информационных и консультационных услуг;

Таможенные и иные платежи; регистрационные сборы, государственные пошлины и иные аналогичные платежи;

Стоимость услуг посреднических организаций;

Невозмещаемые налоги, уплачиваемые при покупке основных средств;

Другие затраты, включая общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с приобретением, сооружением или изготовлением объекта основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договору мены, признается стоимость ценностей передаваемых в рамках этого договора. При невозможности установить стоимость передаваемых ценностей, первоначальная стоимость определяется исходя из стоимости, по которой в сравниваемых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств. Первоначальная стоимость основных средств подлежит изменению в бухгалтерском учете в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств

         2. Остаточная стоимость - разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе.

         3. Восстановительная стоимость - стоимость основных средств в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные средства после проведения переоценки. При принятии решения о переоценке следует учитывать, что в последующем такие объекты должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость переоцениваемых основных средств существенно не отличались от текущей (восстановительной) стоимости.

4.Ликвидационная стоимость – стоимость полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова и т. п.), полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в условной оценке.

 

1.2 Формы первичных документов по учету основных средств

 

Операции по движению (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) основных средств оформляются первичными учетными документами. [7]

Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: [1]

наименование документа;

дата составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств:

- акт (накладную) приемки – передачи основных средств по форме №ОС – 1 – для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств;

- акт приемки – сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов по форме № ОС – 3 – для оформления операций по передаче в ремонт и приемке из ремонта основных средств;

- акт на списание основных средств по форме № ОС – 4 – для оформления операций по ликвидации основных средств (кроме автотранспорта);

- инвентарную карточку учета основных средств по форме № ОС – 6 – для оформления пообъектного учета основных средств;

- акт о приемке оборудования по форме № ОС – 14 – для оформления принятого на учет оборудования, предназначенного для капитального строительства;

- акт приемки – передачи оборудования в монтаж по форме № ОС – 15 – для оформления операций по сдаче оборудования, требующего монтажа, строительным организациям;

- акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС – 16 – для оформления приемки оборудования, по которому необходимо составлять рекламацию поставщику.

На каждый объект основных средств должна вестись карточка учета с подробной характеристикой. В организациях, имеющих небольшое число объектов основных средств, разрешается вести учет в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объекте. За каждым объектом закрепляется ответственное лицо. В соответствии с пунктом 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ порядок и количество инвентаризаций основных средств (как и другого имущества) в отчетном году определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В соответствии с пунктом 27 данного положения проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года) [4,с. 65].

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

При смене материально ответственных лиц;

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

При реорганизации или ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

1.3. Учет наличия, поступления, ремонта и выбытия основных средств, организация их учёта

 

Основные средства могут поступить на предприятие одним из следующих способов: от учредителей в счет вклада в уставный капитал, в результате строительства, путем приобретения за плату, путем безвозмездной передачи по договору мены. В случае приобретения основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, включающей в себя все фактические затраты по приобретению, за исключением возмещаемых налогов, в частности НДС (согласно пункту 21 Методических указаний). При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 "Основные средства". Ввод в эксплуатацию осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации. Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1, № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств). Принятые объекты учитывают в инвентарных карточках по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов). Инвентарная книга по форме № ОС-6б предназначена для учета на малых предприятиях. Так же на первоначальную стоимость основных средств могут быть отнесены другие затраты, непосредственно связанные с их приобретением: регистрационные сборы, государственная пошлина, страховая пошлина, страховые платежи, оплата услуг оценщиков. В Методических указаниях не содержится исчерпывающего перечня таких затрат. Главный критерий при определении затрат, относимых на первоначальную стоимость, - они должны быть непосредственно связаны с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию. Уплата процентов после ввода объекта основных средств, для приобретения которого был взят кредит, относится уже на собственные источники. Также на собственные источники относятся суммы неустоек за несвоевременную уплату процентов или возврат суммы кредита. Услуги подрядчиков относим на счет 08 по мере начисления, а не по мере оплаты. Однако, при использовании льготы по налогу на прибыль по капитальным вложениям принимается в расчет только оплаченные услуги.

Методические указания по учету основных средств предлагают 2 варианта учета затрат на ремонт основных средств: единовременное включение расходов на ремонт в состав текущих расходов в случае, если это текущий недорогой ремонт, который не оказывает существенного влияния на финансовый результат деятельности организации. Равномерное отнесение затрат на себестоимость продукции путем: создания резерва на ремонт основных средств; использования счета учета расходов будущих периодов. Порядок формирования и использования резерва сводится к следующему: отчисления в резерв списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего периода. Затем сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств резерва. Если по итогам отчетного периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то в бухгалтерском учете производят доначисление резерва путем отнесения суммы на расходы будущих периодов. В обратном случае (если выявлен излишек средств ремонтного фонда) "лишние" суммы сторнируются.
Согласно Налоговому кодексу, расходы на ремонт основных средств признаются в размере фактических затрат в составе прочих расходов в том периоде, в котором они были осуществлены. Это положение применяется также в отношении расходов арендатора, если договором аренды  расходы на ремонт  арендованных основных средств арендодателем не предусмотрены. Для обеспечения равномерного признания расходов организация вправе создавать резервы под предстоящий ремонт основных средств. В этом случае отчисления в резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике. Предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину расходов на ремонт за последние три года. Если по итогам налогового периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то разница включается в состав прочих расходов на конец периода. В обратном случае сумма такого превышения включается в состав доходов организации. Затраты на ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объекта, а включаются в себестоимость готовой продукции.

         Реконструкция - переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и номенклатуры продукции. Техническое перевооружение - комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации, автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. [9,с. 104]

Информация о работе Учет основных средств (на материалах филиала «Славгородмежрайгаз» ОАО «Алтайкрайгазсервис»)