Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:44, курсовая работа
Для обеспечения своей деятельности предприятия должны располагать соответствующей материально-технической базой. Основными составляющими материально-технической базы являются основные средства. В их составе отражаются различные материально-вещественные ценности, используемые как средства труда в натуральной форме в течение длительного времени в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия. Эти средства должны приносить доход предприятию и не могут быть использованы для перепродажи.
Введение 3
Глава 1. Основные средства, их классификация 5
1.1. Классификация основных средств 5
1.2. Оценка основных средств 8
Глава 2 Учет основных средств 14
2.1. Учет движения основных средств 14
2.2. Учет амортизации основных средств 20
2.3. Учет аренды основных средств 23
2.4. Инвентаризация основных средств 25
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 31
Учет и планирование основных средств осуществляются не только в денежном выражении, но и в натуральных показателях в виде конкретных средств труда. Это необходимо для того, чтобы определить технический состав, производственную мощность предприятий и отраслей промышленности, установить задания и пути эффективного использования производственной мощности составить баланс оборудования и т. д. Такие данные можно получить по результатам инвентаризации основных средств, которые периодически проводятся в промышленности.
При помощи натуральных и денежных показателей осуществляются необходимые группировки разнообразных элементов основных средств. В этих группировках отдельные элементы основных средств выделяются в относительно однородные группы в соответствии с их назначением в производственном процессе.
В момент признания материальных активов как основных средств необходимым условием является единый подход к их оценке. В соответствии с МСФО 16 «Основные средства» основные средства оцениваются по:
В первоначальную стоимость земельного участка включается цена приобретения, указанная в счете, комиссионные вознаграждения агентам по недвижимости, оплата услуг юриста по оформлению договора купли-продажи, возникающие при этом налоги и сборы, расходы по подготовке земли к целевому использованию (снос старых зданий за вычетом доходов от реализации материалов, полученных при разборке здания, очистка, выравнивание и т.д. В первоначальную стоимость приобретенного оборудования включается цена приобретения, затраты на перевозку, в том числе страхование во время перевозки, монтаж, проведение испытаний с целью проверки годности оборудования к эксплуатации и т.д. В первоначальную стоимость при строительстве зданий и сооружений включается все расходы по строительству: материалы, оплата труда, соответствующая доля накладных расходов, оплата услуг архитекторов, юристов, расходы на страхование в период строительства, проценты по кредитам, предоставленным на период строительства, расходы на приобретение разрешения на строительство. По объектам, полученным от других юридических или физических лиц безвозмездно, первоначальной является стоимость, указанная в документах о передаче (для оборудования, требующего монтажа, включая расходы по доставке и установке) или, определенная экспертным путем. По объектам, полученным в результате обменной операции, первоначальная стоимость определяется по текущей стоимости полученных основных средств, которая равна текущей стоимости переданных основных средств, с поправкой на сумму полученных (переданных), денежных средств;
Расходы не являющиеся необходимыми (расходы по ликвидации повреждения, полученного во время транспортировки, производственный ремонт в результате повреждения оборудования во время монтажа и т.д.), в первоначальную стоимость не включается, а учитываются как расходы текущего периода.
Глава 2 Учет основных средств
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Поступление основных средств принимает комиссия, назначенная руководством субъекта. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. После оформления передается в бухгалтерию субъекта. К акту прилагается техническая документация (паспорт и др.). Акт утверждается руководителем субъекта. При передаче основных средств другому субъекту акт составляется в двух экземплярах. Приемку законченных работ по достройке и оборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформленных актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизируемых объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике, первоначальной стоимости.
Внутреннее
перемещение основных средств,
а также их передача из запаса
(со склада) в эксплуатацию оформляются
накладной на внутреннее
Операции по ликвидации основных средств, кроме автотранспорта, оформляются актом о ликвидации основных средств. Основным регистром аналитического учета основных средств является инвентарная карточка, содержание и форма которой зависит от вида основных средств. Например, здания и сооружения учитываются в инвентарной карточке, машины, оборудование по и т.д. Эти инвентарные карточки составляют в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре.
В субъектах, имеющих небольшое количество основных средств, учет может быть организован в инвентарной книжке учета основных средств. Записи в книге производят по квалификационным видам основных средств и по местам нахождения. С целью контроля за сохранностью основных средств инвентарная карточка регистрируется в "Описях инвентарных карточек по учету основных средств" с указанием в них номера карточки, инвентарного номера объекта и его названия.
По месту нахождения (эксплуатации) основных средств составляется инвентарные списки. Списки находятся у материально-ответственных лиц. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, первоначальная стоимость и данные о выбытии (перемещении). На основе инвентарной карточки на каждую классификационную группу основных средств (по отраслям, видам, признакам) открывают карточку учета движения основных средств.
Бухгалтерский учет наличия
и движения основных средств, принадлежащих субъекту на правах собственности,
осуществляется на счете 2410 «Основные
средства» и 2420 «Амортизация основных
средств».
Свод оборотов и остатков по каждой классификационной
группе I основных средств, заменяя при
ручной обработке информации, производят
в карточке учета движения основных средств,
в которой на основании документов записывают
обороты и остатки, показанные в инвентарных
карточках, которые сверяют с Главной
книгой по счетам подраздела 24 "Основные
средства". В карточках указывают остаток
основных средств на начало года (квартала,
месяца), поступления, выбытия, остаток
на конец месяца (квартала, года).
Счета подраздела 2400 и 2900 предназначены для обобщения о наличии и движении основных средств, принадлежащих субъекту на правах собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, долгосрочно арендованных, а также незавершенного строительства. При поступлении (приобретении) основных средств у юридических и физических лиц за плату по первоначальной стоимости дается следующая бухгалтерская запись:
При внесении их в уставный капитал: 5110/5030
а) по остаточной стоимости: 2410/ 6280
б) на сумму накопленного износа: 2410/ 2420
Учет выбытия основных средств. Объекты основных средств списываются с бухгалтерского баланса субъекта в результате:
Решение о безвозмездной передаче объектов основных средств принимается общим собранием участников хозяйствующего субъекта.
Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание, по приказу руководителя субъекта создаются постоянно действующие комиссии.
Безвозмездная передача (дарение) основных средств оформляется Актом приемки - передачи основных средств, в двух экземплярах. В Акте записывается первоначальная стоимость, сумма накопленного износа к моменту передачи. Инвентарная карточка изымается из картотеки и прилагается к акту. При этом на основании Акта на сумму балансовой стоимости делается запись: 7110/ 2410
На сумму накопленного износа к моменту передачи объекта: 2420/ 2410
Стоимость безвозмездно переданных основных средств списывается с баланса на основании акта и письменного соглашения об оприходовании объектов.
Получатель возмещает все расходы субъектам на упаковку, транспортировку, погрузку, разгрузку, работы, связанные с передачей. Она отражается в дебете счета 7110 «Расходы по реализации продукции и оказания услуг».
В условиях перехода к рыночной экономике юридические и физические лица могут обменивать излишние объекты основных средств на товары народного потребления или другие ТМЦ для удовлетворения потребности своих работников или производственных нужд. При этом на балансовую стоимость объектов основных средств, подлежащих обмену, делается следующая запись: 7110/ 2410
Стоимость переданных объектов основных средств (без НДС) в обмен на ТМЦ по предъявленным покупателями и заказчиками товарным документам отражается на счетах следующей записью: 1210/ 6210
На сумму НДС: 1210/ 3130
Комиссии производят осмотр объекта, устанавливают конкретные причины списания, выявляют виновных лиц в преждевременном выбытии из эксплуатации, определяют возможность использования и оценивают годные материальные ценности. Списание оформляют «Актом на списание основных средств» и «Актом на списание автотранспортных средств» в 2-х экземплярах. К ликвидации объекта приступают только после утверждения акта руководителем организации.
Таким образом, определяются, с одной стороны, убытки, с другой -выручка, выражающая стоимость оприходованных или реализованных на сторону материалов, а также конечный результат.
На основании утвержденного руководителем субъекта Акта на списание основных средств в бухгалтерии производят соответствующие записи в учетных регистрах и делают отметку о выбытии в инвентарной карточке и инвентарном списке по месту их нахождения. Основные средства, пришедшие в негодность и подлежащие к ликвидации в следствии физического и морального износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормативных условий, эксплуатации, а также в связи со строительством, расширением, реконструкции и другими причинами могут быть списаны с баланса предприятия.
Непригодность основных
средств, невозможность или
Постоянно действующая на предприятии комиссия производит непосредственный осмотр ликвидируемых объектов, устанавливает причины их списания и лиц, виновных в этом и подлежащих привлечению к ответственности, определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и производит их оценку. Результатом работы постоянно действующей комиссии по списанию основных средств является составление Акта на списание основных средств, на основе которого в бухгалтерии делаются соответствующие бухгалтерские записи. В Акте отражают первоначальную стоимость объекта, сумму начисленного износа по данным бухгалтерского учета, стоимость материальных ценностей, полученных при разборке (демонтаже) объекта, величину расходов по ликвидации (разборка, демонтаж и прочие.), цену возможной реализации и общий результат ликвидации.