Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:44, курсовая работа
Для обеспечения своей деятельности предприятия должны располагать соответствующей материально-технической базой. Основными составляющими материально-технической базы являются основные средства. В их составе отражаются различные материально-вещественные ценности, используемые как средства труда в натуральной форме в течение длительного времени в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия. Эти средства должны приносить доход предприятию и не могут быть использованы для перепродажи.
Введение 3
Глава 1. Основные средства, их классификация 5
1.1. Классификация основных средств 5
1.2. Оценка основных средств 8
Глава 2 Учет основных средств 14
2.1. Учет движения основных средств 14
2.2. Учет амортизации основных средств 20
2.3. Учет аренды основных средств 23
2.4. Инвентаризация основных средств 25
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 31
По основным средствам, ликвидируемые в результате стихийных бедствий и аварий, к акту на списание должна быть приложена справка компетентной организации о стихийном бедствии, либо копия акта об аварии с указанием причин и виновников. Суммы, полученные от продажи материальных ценностей, а также материалы, поступившие от разборки или демонтажа объекта приходуются по ценам возможного использования. Средства от продажи остаются в распоряжении хозяйствующего субъекта.
Решение о безвозмездной передаче объектов основных средств принимается общим собранием участников хозяйствующего субъекта. Разница между стоимостью реализации и балансовой стоимостью, а также расходами на реализацию является доходом или убытком от реализации или прочего выбытия основных средств.
В конце года убытки от ликвидации и списания отдельных объектов индексированных основных средств в пределах сумм до оценки по каждому объекту списываются следующей бухгалтерской записью: 5610/ 7110
После отражения данной
операции на сумму дохода, которая
может иметь место при
Перемещение объектов основных средств внутри субъекта определяется "Актом приемки-передачи основных средств", который выписывают в двух экземплярах. Первый - с расписками получателя и сдатчика передается в бухгалтерию субъекта, которая делает соответствующие записи в инвентарных карточках и перемещает в карточке аналитического учета по новому месту нахождения. Второй - передается отделу (цеху) субъекту-сдатчику.
Амортизация- это стоимостное выражение износа в виде систематического распределения амортизируемой стоимости актива в течение срока службы. Амортизируемая стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и ликвидационной, которая определяется при поступлении основных средств как предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, образующихся в конце срока полезной службы. Амортизационные отчисления производятся по нормам и признаются за каждый отчетный период как расход.
Норма - отношение годовой суммы амортизационных отчислений к средне годовой стоимости основных средств.
Выбор метода амортизации и оценки и срока полезной службы активов является предметом профессионального суждения. Соответственно, раскрытие принятых методов и расчетных сроков полезной службы или норм амортизации обеспечивает пользователей финансовой отчетности доступом к информации, позволяющей им анализировать выбранную руководством политику, и дает им возможность проводить сравнение с другими организациями. По тем же причинам необходимо раскрывать:
- величину амортизации, независимо от того, признана ли она в прибыли или убытке, или в составе первоначальной стоимости других активов в течение периода;
- величину накопленной
амортизации на конец
Начисление амортизации по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию, начинается, а по выбывшим- прекращается с первого числа месяца, следующего за месяц ввода или последним месяцем, в котором стоимость этих средств была полностью перенесена на себестоимость продукции (работ и услуг).Начисление амортизации не производится во время проведения реконструкции и технического перевооружения при условии их полной остановки и в случае перевода основных средств на консервацию.
Начисление амортизации по арендованным основным средствам производится арендодателем или арендатором в соответствии с формой договора аренды и условиями договора. В соответствии с МСФО 16 «Основные средства» для начисления амортизации рекомендованы следующие методы:
- равномерного (прямолинейного) списания стоимости;
- списание стоимости
пропорционально объему
(производственный метод);
- ускоренного списания :
- уменьшающегося остатка
- списание стоимости по сумме чисел (кумулятивный метод)
Метод равномерного (прямолинейного) списания стоимости- стоимость объекта ежемесячно списывается в разных суммах. Наиболее простой и привычный метод для отечественной практики учета. Благодаря своей универсальности широко распространен в Казахстане, так и за рубежом. Износ переносится на расходы равномерно, следовательно, равномерно уменьшается остаточная стоимость основных средств.
Списание стоимости пропорционально объему выполненных работ (производственный метод) основан на том, что амортизация является только результатом эксплуатации объекта, и отрезки времени не играют никакой роли в процессе ее начисления. Износ увеличивается, а остаточная стоимость уменьшается в прямой зависимости от объема выполненных работ, т.е. пропорционально производственной мощности основных средств. Данный метод приемлем в тех случаях, когда эксплуатация основных средств ограничена преимущественно техническими показателями либо изменениями в хозяйственной деятельности организации (например, при эксплуатации оборудования, непосредственно относящегося к добыче нефти и газа).
В целях создания финансовых
условий для ускорения
Метод уменьшающегося остатка состоит в том, что начисление амортизации производится не от первоначальной, а от балансовой стоимости.
Норма амортизации, применяемая при прямолинейном методе, удваивается. Ликвидационная стоимость при подсчете амортизации не учитывается, за исключением последнего года, когда сумма амортизации ограничена величиной, необходимой для уменьшения остаточной стоимости по ликвидационной.
При сравнении сумм начисленной амортизации разными методами очевидно, что рассмотренные методы дают возможность уменьшить или увеличить сумм годовой амортизации основных средств, которая влияет на результаты предприятия.
К различным видам
основных средств допускается применение
различных методов амортизации.
При этом к одному виду основных
средств следует применять
Хозяйствующий субъект,
являясь собственником
Аренда - предоставление арендодателем арендатору за плату имущества во временное пользование. Форму аренды определяет сущность сделки. Аренда квалифицируется на основании того, в какой степени риск и вознаграждение, связанные с правом пользования арендованным имуществом, переходят к арендатору или остаются у арендодателя. Аренда является финансируемой в том случае, если риски и вознаграждения, связанные с правом пользования в значительной степени передаются арендатору и если соблюдается по крайней мере одно из следующих условий:
Любая другая аренда, которая не соответствует этим условиям является текущей арендой. Текущая аренда основных средств по окончанию срока аренды предусматривает обязательный возврат объекта арендодателю. При текущей аренде риски и вознаграждения. Связанные с правом собственности на актив остаются у арендодателя.
Хозяйствующий субъект, являясь арендодателем, учитывает переданные в текущую аренду основные средства на счетах, к которым открывают субсчет «Переданные в текущую аренду». По сданным в аренду объектам начисляют амортизацию , который отражается как текущие расходы в каждом отчетном периоде. Арендные платежи признаются как доход на равномерной основе в течение всего срока аренды. Расчеты с арендодателем отражается на счете 1260 «Краткосрочная дебиторская задолженность по аренде»
Хозяйствующий субъект, являясь арендатором, учитывается взятые в текущую аренду основные средства на забалансованном счете 001 «Арендованные основные средства». Признание расходов производится на систематической основе в каждом отчетном периоде. Расчеты с арендодателем отражаются на счете 3390 «Прочая кредиторская задолженность». В учете стоимость имущества, сдаваемого в финансовую аренду, отражается как дебиторская задолженность, равная чистым капиталовложениям в аренду. Поступающие минимальные арендные платежи рассматриваются арендодателем как возврат стоимости переданного имущества в финансируемую аренду производится на систематической основе. При финансируемой аренде арендодатель списывает с баланса стоимость передаваемых в аренду объектов и отражает на счетах учета арендную плату в части амортизации и в части арендного процента.
В балансе арендатора
(при финансируемой аренде), арендуемое
имущество учитывается как акти
Инвентаризация основных средств проводится в соответствии с МСФО 16 «Учет основных средств» с целью выявления фактического наличия и контроля за их сохранностью.
До начала инвентаризации необходимо проверить наличие технической документации- при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. Созданная субъектом комиссия в обязательном порядке производит осмотр объектов и заносит в «Инвентаризационную опись основных средств», полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические и эксплуатационные показатели. При выявлении объектов не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в инвентаризационные описи и инвентарные карточки недостающие, а также правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Если комиссией установлено, что производственные работы капитального характера (подстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о производственных изменениях. Одновременно комиссия должна установить виновных лиц и причины, по которым конструктивные изменения тех или иных объектов не получили отражения в регистрах учета.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне хозяйствующего субъекта (в дальних рейсах, морские и речные суда, автомашины отправленные на капитальный ремонт т.д.), инвентаризируются до момента их выбытия. Основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, в инвентаризационные список не включается.
Одновременно с инвентаризацией собственных средств проверяются основные средства арендованные и находящиеся на ответственном хранении. По этим объектам составляются отдельно по каждому хозяйствующему субъекту инвентаризационные описи, в которых дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов в аренду или ответственное хранение. В них, кроме установленных сведений, указываются наименование хозяйствующего субъекта, сроки аренды или хранения. Один экземпляр инвентаризационной описи высылается этим хозяйствующим субъектам.
Для определения результатов инвентаризации составляется «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств» с включением в нее объектов, по которым выявлены отклонения от учетных данных. При установлении факторов недостачи или излишков основных средств инвентаризационная комиссия собирает письменные объяснения о причинах расхождений у материально-ответственных лиц. На неучтенные основные средства выписывают новые инвентарные карточки; по недостающим объектам, списанным с баланса, карточки помещают в раздел картотеки «Архив». Протокол заседания инвентаризационной комиссии утверждает руководитель субъекта не позднее 10 дней после окончания инвентаризации. Результаты должны быть отражены в учете того месяца, в котором была закончена инвентаризация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учет основных средств очень важное направление финансового учета вообще. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений.
В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения финансового учета, что требует некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.
Многое затрудняет: трудность перехода к современной системе и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточность опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивость подзаконных актов.
Состояние, характер
воспроизводства и уровень испо