Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2015 в 16:10, курсовая работа
Цель написания курсовой работы исследование учета основных средств.
Основные задачи курсовой работы осветить вопросы:
- определить понятие и экономическое содержание основных средств;
- изучить теорию и практику ведения учета;
- обобщить опыт учета и на этой основе разработать рекомендации по совершенствованию учета основных средств.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1. Основные средства и их классификация……………………………….. 5
1.1.Основные средства и их роль в процессе производства………… 5
1.2.Классификация основных средств………………………………… 9
2. Организация учета основных средств…………………………………… 11
2.1.Документальное оформление движения основных средств………11
2.2 Учет поступления и перемещения основных средств…………… 16
2.3 Учет выбытия основных средств………………………………….. 20
3. Совершенствование учета основных средств в условиях применения
ЭВМ……………………………………………………………………………. 24
4. Основные направления совершенствования учёта основных средств в соответствии с международными стандартами……………………………….28
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………..35
Приложения
а) силовые машины и оборудование (генераторы, трансформаторы, двигатели, турбины, паровые котлы, ядерные реакторы и т.д.);
б) рабочие машины и оборудование (металлорежущие станки, кузнечные и прессовые машины, автоматы для сварочных работ и т.д.);
в) измерительные – регулирующие приборы и устройства (амперметры, весы, водомеры и т.д.);
г) вычислительная техника (электронные и другие вычислительные машины);
д) прочие машины и оборудование (оборудование телефонных станций и др.).
Транспортные средства. К ним относятся такие средства, которые предназначены для перевозки людей, грузов, а также для транспортировки жидких и газообразных веществ от поставщиков до места их потребления.
Инструменты – электродрели, пневматические отбойные молотки, электровибраторы и др.
Производственный инвентарь и принадлежности, т.е. предметы производственного назначения (кроме МБП).
Хозяйственный инвентарь – конторская обстановка, шкафы, ящики несгораемые, пишущие машинки, ковры, множительные аппараты.
Передаточные устройства, которые предназначены для передачи электрической, тепловой или механической энергии от машин-двигателей к рабочим машинам. [5, с. 145]
Прочие основные средства – капитальные затраты в арендованные основные средства и др.
Классификация основных средств положена в основу их аналитического учета.
По принадлежности основные средства делятся на собственные (принадлежат предприятию и числятся на его балансе) и арендованные.
По признаку использования: находящиеся в эксплуатации (действующие), в реконструкции и техническом перевооружении, в запасе (резерве), на консервации – группировка служит для исчисления сумм амортизации.
По характеру участия в производственном процессе различают действующие и бездействующие.
На данном предприятии РУП ПТГК «Октябрьский» учет основных средств ведется по общепринятой классификации основных средств.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Документальное оформление движения основных средств
Предприятие РУП ПТГК «Октябрьский» руководствуется формами, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.12.2003 № 168 «Об утверждении типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов и инструкции о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов».
Определен следующий перечень документов для учета движения основных средств:
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма ОС-1). (приложение 1)
На данном предприятии 03.04.07г. был приобретён Шкаф холодильный R 1520 М. Комиссия в составе председателя комиссии, заместителя директора, главного инженера, ведущего бухгалтера произвела осмотр технического состояния объекта и постановило, что основное средство является годным и технически исправным и может быть передано в эксплуатацию.
Акт о приеме-передаче основных средств применяется для оформления зачисления в состав основных средств отдельных объектов, для учета ввода их в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с существующим законодательством оформляться в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного цехе в другой, для оформления передачи основных средств со склада в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче другому предприятию (организации).
При оформлении приемки основных средств акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией, назначенной распоряжением руководителя данного предприятия. Акт после его оформления, с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию.
При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт выписывается в двух экземплярах работником цеха сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй – цеху-сдатчику.
При безвозмездной передаче основных средств другому предприятию акт составляется в двух экземплярах.
При передаче основных средств другому предприятию за плату акт составляется в трех экземплярах.
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма ОС-2) применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка) в другое.
На данном предприятии 03.04.07г. со склада техоснащения в кондитерский цех был передан приобретённый холодильный шкаф (приложение №2).
Указанная накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта (ов) основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3) применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.
Указанный акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на прием объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию, и утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом, после чего сдается в бухгалтерию.
Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, то акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма ОС-6).
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4), акт о списании автотранспортных средств (форма ОС-4а), акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4б) применяются для оформления и учета списания пришедших в негодность:
объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) - по форме ОС-4;
автотранспортных средств - по форме ОС-4а;
групп объектов основных средств - по форме ОС-4б.
На предприятии РУП ПТГК «Октябрьский» 08.08.07г. был списан холодильный агрегат по причине нецелесообразности восстановления из-за высокой степени износа и морального устарения (приложение 3).
Акты о списании основных средств (кроме автотранспорта) составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
В показателях граф "Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость" указываются:
по объектам основных средств, проходившим переоценку, - восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки;
по объектам, не проходившим переоценку, - первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
В показателях граф "Сумма начисленной амортизации" указывается сумма начисленной амортизации с начала эксплуатации.
Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:
в разделе 3 "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма ОС-4);
в разделе 5 "Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма ОС-4а);
в разделе 2 "Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств" (форма ОС-4б).
Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств (формы ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).
Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма ОС-6), инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма ОС-6а), инвентарная книга учета объектов основных средств (форма ОС-6б) применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма ОС-6а) применяется только для учета наличия производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей. При необходимости для учета наличия, а также учета движения внутри организации производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей можно применять инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма ОС-6) (приложение 4). Ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре: на каждый объект - по форме ОС-6б, на группу объектов - по форме ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий - по форме ОС-6б.
Записи при приеме-передаче производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы ОС-1, ОС-1а) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и других). Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.
В показателях граф "Сумма начисленной амортизации" указывается сумма начисленной амортизации с начала эксплуатации.
Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14), акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15), акт о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16).
Форма ОС-14 применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств.
Составляется комиссией, уполномоченной на прием основных средств, в двух экземплярах. Утверждается руководителем или уполномоченным им лицом.
В случае невозможности проведения качественного приема оборудования при его поступлении на склад акт о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру. Качественные и количественные расхождения с документальными данными организаций, поставивших оборудование, а также факты боя, лома отражаются в соответствующих актах в установленном порядке.
Передача оборудования в монтаж оформляется актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15). При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (форма ОС-15) не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте и ему передается копия акта.
На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16).
Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется в установленном порядке по форме ОС-1. [2]
2.2 Учет
поступления и перемещения
Учет основных средств, как правило, ведется централизованно в разрезе отдельных объектов и классификационных групп.
В аналитическом учете основные средства учитываются в натуральном выражении по инвентарным объектам.
Под инвентарным объектом понимается отдельный предмет (или комплекс предметов), предназначенный для выполнения определенных функций, например отдельное здание или же здание с вмонтированным оборудованием (комплекс предметов), станок и т. д.
Каждому вновь принятому в эксплуатацию объекту присваивается инвентарный номер, который обозначается на нем путем прикрепления металлического жетона, нанесения краской или насечки. Нумерация обычно производится по порядково-серийной системе и указывается во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета. Инвентарные карточки хранятся в картотеке по местам нахождения. При выбытии объектов основных средств инвентарные карточки из картотеки изымаются.