Учет незавершенного производства и готовой продукции в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы выступает определение причинно-следственной связи между материально-производственными запасами организации в части признания их как незавершенное производство и учета готовой продукции.
Исходя из цели курсовой работы, автор ставит перед собой следующие задачи:
определить и охарактеризовать методологическую и нормативную базу учета незавершенного производства;
определить и охарактеризовать методологическую и нормативную базу учета готовой продукции;
привести примеры учета незавершенного производства и готовой продукции в организации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Учет незавершенного производства 5
1.1. Бухгалтерский учет незавершенного производства 5
1.2. Налоговый учет незавершенного производства 9
1.3. Учет НЗП при выполнении работ или оказании услуг 13
Глава 2. Учет готовой продукции 17
1.1. Понятие готовой продукции (работ услуг) и её оценка 17
2.2. Учет готовой продукции 19
2.3. Учет отгруженной продукции и расходов на продажу 25
Глава 3. Расчётная часть (задача) 31

Файлы: 1 файл

БФУ ПОТАПОВА.doc

— 631.50 Кб (Скачать)

МОУ ВПО Южно-Уральский  профессиональный институт

                                 Кафедра финансов и бухгалтерского учета

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине: «Бухгалтерский финансовый учет»

 

Учет  незавершенного производства и готовой продукции в организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент гр. ЭЗ-01-1-10,

___________________                    

Потапова О.О.

 

«___» ___________ 2012

 
     

 

Преподаватель

 

___________________

 
 

«___» ___________ 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

 

 

Готовая продукция - это  часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством.

Незавершенным производством обычно называют продукцию (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги.

Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 06.09.2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01), регламентирует расходы материально-производственных запасов, которые можно отнести к незавершенному производству или готовой продукции в организации. 

Актуальность выбранной темы обусловлена  важностью организации учета  незавершенного производства на любом  предприятии, а также сложностью определения нормативов для расчета финансовых показателей на конец отчетного периода.

Целью курсовой работы выступает определение причинно-следственной связи между материально-производственными запасами организации в части признания их как незавершенное производство и учета готовой продукции.

Исходя из цели курсовой работы, автор ставит перед собой  следующие задачи:

  • определить и охарактеризовать методологическую и нормативную базу учета незавершенного производства;
  • определить и охарактеризовать методологическую и нормативную базу учета готовой продукции;
  • привести примеры учета незавершенного производства и готовой продукции в организации.

Объектом исследования курсовой работы выступает методика учета незавершенного производства и готовой продукции в организации

Предметом исследования курсовой работы является непосредственно учет незавершенного производства и готовой продукции в организации.

В процессе исследования темы курсовой работы автор использовал  труды таких авторов,  как: Безруких П.С., Кирьяновой З.В., Козловой Е.П., Кондракова Н.П., Щадиловой С.Н.

Эмпирической базой  исследования послужили данные учета  конкретных организаций, а именно: ООО  «Круг», ЗАО «Пальмира», ООО «Надин». 

 

 

 

Глава 1. Учет незавершенного производства

1.1. Бухгалтерский учет  незавершенного производства

Незавершенное производство кратко называют НЗП. Как  показывает аудиторская практика, эта  аббревиатура обычно не вызывает у  бухгалтера положительных эмоций. Объяснить  такое отношение бухгалтеров  к НЗП достаточно легко. Дело в  том, что на практике традиционно возникает множество вопросов о том, что включается в состав НЗП, как оценить его остаток на конец месяца и нужно ли это делать в принципе, ведь проще все затраты списать заключительными оборотами месяца. Обязанность ведения налогового учета, возложенная на предприятия гл. 25 НК РФ, создает бухгалтеру дополнительные трудности.

Под незавершенным производством понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги1.

К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных  заказов производств и остатки  полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к незавершенному производству при условии, что они уже подверглись обработке2.

Особенность такой  ситуации заключается в том, что  правила бухгалтерского учета не предусматривают количественно-суммовой учет недоделанных изделий (продукции). Калькулирование фактической производственной себестоимости единицы продукции, как правило, осуществляется по окончании процесса "собирания" всех затрат, образующих себестоимость. До завершения процесса производства и получения готовой продукции (счета 40 и 43) эти затраты учитываются как незавершенное производство (на счетах учета затрат 20, 23, 29), что в принципе не подразумевает количественный учет3.

По способу  включения в себестоимость продукции  затраты подразделяются на прямые и косвенные (или накладные).

Прямые - непосредственно (прямо) можно отнести к конкретному виду продукции. К таким затратам относятся, в частности, стоимость сырья и материалов, используемых при производстве конкретного вида продукции; заработная плата рабочих, занятых в этом производстве; амортизация по объектам основных средств, используемым исключительно для этого производства.

Прямые затраты, как только возникает возможность  их стоимостного выражения, сразу отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (счета 23 "Вспомогательные производства", если речь идет о производстве, являющемся вспомогательным для основного производства, или 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", если речь идет о неосновной деятельности организации) в корреспонденции с кредитом счетов по учету МПЗ, оплаты труда и амортизации.

Косвенные затраты нельзя прямо отнести к конкретному виду продукции. Они относятся ко всем (или нескольким) видам продукции сразу. Поэтому их в течение месяца собирают на специальных счетах (25, 26), а в конце месяца в особом порядке распределяют по видам продукции и списывают в дебет счета 20 (23, 29). Почему в конце месяца, потому что помимо квартальной и годовой отчетности организация должна составлять ежемесячную промежуточную бухгалтерскую отчетность нарастающим итогом с начала отчетного года4. Кроме того, большинство этих расходов отражается именно в конце месяца (арендная и заработная плата, коммунальные и другие подобные платежи).

Информация  о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации обобщается на счете 25 "Общепроизводственные расходы". На этом счете, в частности, отражаются: расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений; арендная плата за эти помещения; расходы по содержанию, эксплуатации и ремонту оборудования, используемого в производстве разных видов продукции; оплата труда работников, занятых обслуживанием производств (например, начальника цеха, ремонтных рабочих, уборщиц и сторожей).

Методика распределения общепроизводственных расходов (ОПР) по себестоимости различных видов продукции может быть разной:

  • пропорционально количеству основных рабочих, занятых непосредственно в производстве той или иной продукции;
  • пропорционально амортизации по объектам основных средств, которые используются исключительно для производства конкретного вида продукции
  • пропорционально заработной плате основных рабочих.

Какой бы метод  распределения ОПР ни применялся на предприятии, он обязательно должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике5.

Для обобщения  информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с  производственным процессом, предназначен счет 26 "Общехозяйственные расходы". На этом счете могут, в частности, быть отражены: затраты на оплату труда дирекции, бухгалтерии и планово-экономического отдела предприятия; арендная плата за административно-управленческие помещения; амортизационные отчисления и расходы на ремонт оргтехники; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг.

В терминологии ПБУ "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, общехозяйственные расходы (ОХР) именуются управленческими расходами.

В приказе об учетной политике организации может  быть выбран один из двух вариантов учета ОХР.

Вариант 1: Подразумевает распределение ОХР в целях включения их соответствующей части в полную производственную себестоимость конкретной продукции в порядке, аналогичном распределению ОПР. Если выбран этот вариант, то в учетной политике организации должен быть описан также и способ такого распределения.

Вариант 2: Предусматривает, что ОХР в конце каждого месяца сразу в полной сумме (без распределения на счетах 20, 23, 29) списываются в дебет счета 90 "Продажи"6. Фактически такой способ означает формирование неполной производственной себестоимости единицы продукции. В управленческом учете такой способ именуют еще директ-костинг (direct-costing).

Пример: ООО "Круг" занимается производством музыкальных инструментов, в том числе классических гитар из ценных пород дерева. Полный цикл производства такой гитары составляет 2 месяца. Учетной политикой предусмотрено распределение ОХР (вариант 1). При этом распределение ОХР и ОПР в целях формирования полной производственной себестоимости изделий осуществляется пропорционально заработной плате основных производственных рабочих. Для упрощения примера предположим, что на начало декабря незавершенного производства по гитарам на счете 20 не было (т.е. новый цикл производства партии гитар начался с 1 декабря). Для отражения затрат на производство гитар бухгалтерия ООО "Круг" использует счет 20/2.

В декабре на производство гитар было отпущено материалов на сумму 500 000 руб. Работникам, непосредственно  изготавливающим данное изделие, была начислена заработная плата в сумме 700 000 руб. Относящиеся к этой зарплате ЕСН и страховые взносы составили 182 000 руб. Общая сумма зарплаты производственных рабочих (по всем изделиям) - 7 000 000 руб. В декабре были начислены также ОПР в сумме 900 000 руб. и ОХР в сумме 800 000 руб.

Расчет незавершенного производства по гитарам на конец  декабря производится следующим  образом.

Определяется  часть ОПР, относимых на себестоимость  партии гитар:

(700 000 : 7 000 000) x 900 000 = 90 000 руб.

Определяется  часть ОХР, относящихся на себестоимость партии гитар:

(700 000 : 7 000 000) x 800 000 = 80 000 руб.

Таким образом, незавершенное производство партии гитар (сальдо по счету 20/2) на конец  декабря составляет сумму:

500 000 + 700 000 + 182 000 + 90 000 + 80 000 = 1 552 000 руб.

В декабре, в  частности, были сделаны следующие  проводки:

Дебет 20/2 - Кредит 10

- 500 000 руб. - отпущены  материалы на производство гитар;

Дебет 20/2 - Кредит 70

- 700 000 руб. - работникам, занятым в производстве гитар,  начислена заработная плата;

Дебет 20/2 - Кредит 69

- 182 000 руб. - начислены  ЕСН и страховые взносы;

Дебет 25 - Кредит 02, 10, 60, 69, 70, 76 и т.д.

- 900 000 руб. - отражены  ОПР декабря (амортизация общих  ОС, отопление, освещение, заработная  плата рабочих, обслуживающих  все производства, и т.д.);

Дебет 26 - Кредит 02, 10, 60, 69, 70, 76 и т.д.

- 800 000 руб. - отражены  ОХР декабря (амортизация оргтехники, заработная плата управленческого  персонала, оплата информационных  и консультационных услуг и  т.д.);

Дебет 20/2 - Кредит 25

- 90 000 руб. - часть  ОПР отнесена на производство  гитар;

Дебет 20/2 - Кредит 26

- 80 000 руб. - часть  ОХР отнесена на производство  гитар.

Если бы организация  по условиям примера применяла вариант 2 (списание ОХР в конце месяца в полной сумме со счета 26 в дебет счета 90), а не вариант 1, то вместо последней проводки была бы проводка:

Дебет 90/2 - Кредит 26

- 800 000 руб. - вся  сумма ОХР на конец месяца  включена в состав расходов  по обычным видам деятельности  отчетного периода.

1.2. Налоговый учет  незавершенного производства

 

Как и в бухгалтерском  учете, в налоговом учете расходы  подразделяются на прямые и косвенные.7

Однако, если в  бухгалтерском учете под прямыми  понимаются такие расходы, которые  прямо (в частности, без распределения) включаются в себестоимость продукции, то в налоговом учете под прямыми расходами понимаются все расходы, которые учтены в налоговой стоимости продукции.

Налогоплательщик  самостоятельно определяет в учетной  политике для целей налогообложения  перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).8 Соответственно, они относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции.9 Порядок включения прямых расходов в остатки незавершенного производства, остатки готовой продукции, товары отгруженные установлен ст. 319 НК РФ.

Информация о работе Учет незавершенного производства и готовой продукции в организации