Учет нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В последние годы резко возросла степень и роль нематериальных активов в производственной и финансовой деятельности предприятия. В связи с этим особую актуальность для российских предприятий приобрела проблема совершенствования учета и анализа нематериальных активов.
В современной экономике богатство и рост порождаются, прежде всего, нематериальными активами. Материальные и финансовые активы быстро преобразуются в товары, в лучшем случае, приносящие среднюю окупаемость произведенных инвестиций. Сверхприбыль приносит разумное использование нематериальных активов.

Оглавление

1. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 4
1.1 СУЩНОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 4
1.2 Проблемы учета нематериальных активов Ошибка! Закладка не определена.
1.3 Отражение НМА в учетной политике предприятия 8
2. Учет нематериальных активов на предприятии 14
2.1 Учет поступления и выбытия нематериальных активов 14
3. Практические аспекты учета нематериальных активов на предприятии ГП "Альфа" 21
3.1 Краткая характеристика ГП «Альфа» 21
3.2 Анализ деятельности ГП «Альфа» 22
3.3 Совершенствование концепции бухгалтерского учета нематериальных активов на предприятии ГП «Альфа» 25
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 36
2.1. ЗАДАНИЕ 36
2.2. ВЫПОЛНЕНИЕ РАСЧЕТНОЙ ЧАСТИ 1

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_НОВ2.docx

— 113.60 Кб (Скачать)

Ввиду того, что программа для ЭВМ (и особенно web-сайт) на протяжении практически  всего жизненного цикла нуждается  в сопровождении, а качественное сопровождение обычно может обеспечить только разработчик (автор), целесообразно  заключать с программистами специальные  соглашения (договоры) об использовании  ранее созданных ими программ (типовая форма договора должна быть разработана). В том числе по такому договору (соглашению) автору программы  может выплачиваться дополнительное вознаграждение, обусловленное обязательствами  со стороны автора. Это вознаграждение будет входить в состав затрат предприятия и, следовательно, понижать показатели его доходности. Однако при оптимизации по двум критериям, один из которых - интегральный показатель доходности предприятия, а другой - показатель доходов авторов, выплату  вознаграждения автору уже нельзя однозначно отнести ни к затратам, ни к доходам. В этом случае надо выбрать способ соизмерения доходов предприятия  и программистов (техническая сторона  многокритериальной оптимизации хорошо разработана, поэтому проблема соизмеримости  вполне разрешима).

Существенно, что выплаты программистам учитываются  при исчислении налогооблагаемой прибыли  предприятия. Если при этих выплатах использовать инструменты срочных сделок, то можно отдалить фактические выплаты вознаграждения, но максимально приблизить начало амортизации создаваемых НМА. В этом случае постановка приобретенных прав на баланс в качестве НМА и последующая амортизация НМА могут быть выгоднее, чем включение платежей непосредственно в состав текущих затрат (при исчислении налогооблагаемой прибыли). Разумеется, сумма налога при этом не изменится. Эффект достигается исключительно за счет смещения сроков выплат.

Использование математических моделей и классических методов оптимизации (математического  программирования) для оптимизации  структуры НМА затруднено, так  как приходится учитывать многочисленные ограничения, описываемые лишь вербально  или вообще не описываемые, а лишь подразумеваемые. Эти ограничения  невозможно или почти невозможно описать в виде функциональных неравенств, что является обязательным условием при обращении к методам математического  программирования. В этом заключается  сложность формализации.

Вместе  с тем отказ от использования  методов математического программирования или каких-то других математических методов оптимизации фактически означает отказ от оптимизации структуры  НМА в целом (с учетом большого числа факторов), что обедняет или  даже сводит на нет возможности по управлению акционерной стоимостью. Поэтому наиболее разумным представляется некое компромиссное решение. В  качестве перспективных методов решения задачи многокритериальной оптимизации структуры НМА можно было бы рекомендовать такие современные способы решения подобных задач, как метод анализа иерархий, методы вербального анализа и Fuzzy-технологии.

Аналогичный подход к задаче оптимизации структуры  НМА состоит в построении содержательного  критерия для улучшения структуры  НМА. Существенно, что формальный критерий строится по текущему состоянию. На основании  этого критерия можно определить направление возможного улучшения структуры НМА. После этого следует проверить выполнение условий, не принимавшихся во внимание, и т.д. Особенность такого подхода в том, что движение происходит только по допустимым состояниям, а критерий определяется по текущему состоянию.

Одним из недостатков ведения учета нематериальных активов на ГП «Альфа» является то, что в учетной политике не предусмотрено, каким способом начисляется амортизация. Также учетной политикой не предусмотрено, куда относится сумма начисленной  амортизации по нематериальным активам.

Для совершенствования  учета нематериальных активов на ГП «Альфа» руководству предприятия  необходимо сделать следующее.

В Учетную  политику ГП «Альфа» необходимо включить: стоимость нематериальных активов  погашается путем начисления износа (амортизации) линейным способом, исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока полезного использования  и первоначальной стоимости.

Особенностью  некоторых нематериальных активов  как объектов учета является необходимость  принятия мер по их защите. С этой целью на ГП «Альфа» целесообразно  разработать особые внутренние правила  охраны таких объектов, предусмотрев в них список лиц, имеющих право  на ознакомление с ними, обязательства  этих лиц не разглашать соответствующие  сведения и свои должностные инструкции, а также другие необходимые сведения.

Нематериальные  активы представляют собой обобщенное понятие результатов творческой деятельности и средств индивидуализации юридического лица, не обладающих физической основой и реализуемых в виде прав, удостоверенных патентами, свидетельствами  и договорами.

Также в  процессе работы на предприятии ГП «Альфа» нами были выявлены следующие  недостатки в работе отдела бухгалтерии  данной организации.

  1. Плохо организовано разделение труда, т.е. нет документов, четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. Вследствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.

Таким образом, будет целесообразным разработать  перечень, четко определяющий обязанности  работников предприятия, а также  номенклатуру дел бухгалтерской  службы.

2. На  рассматриваемом предприятии отсутствует  график документооборота. Это является  значительным упущением, так как  точное соблюдение графиков документооборота  способствует своевременному и  полному отражению в учетных  регистрах совершаемых хозяйственных  операций. Поэтому считаем целесообразным  порекомендовать главному бухгалтеру составить схему или перечень работ по созданию и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения.

3. В целях  недопущения подделки документации  целесообразно создать документ  с образцами подписей сотрудников,  наделенных правом подписывать  финансовые документы.

4. В учете  товарно-материальных ценностей  нами также были выявлены недостатки:

  • Оприходование товарно-материальных ценностей часто следует с опозданием;
  • Имеют место случаи отсутствия счетов-фактур. Следует проводить проверки наличия документов на предприятии не реже одного раза в полгода;
  • На предприятии ГП «Альфа» инвентаризация проводится один раз в год, а инвентаризация МБП раз в три года. Рекомендуется проводить инвентаризацию каждые полгода, а инвентаризацию материальных оборотных активов каждые два месяца, т.к. на предприятии были случаи выявления недостачи.

Устранение  этих недостатков, на наш взгляд, позволит предприятию в дальнейшем более  эффективно вести учет материальных оборотных активов, что приведет к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.

В результате проведенного исследования следует  отметить что, эффективность учета  материальных оборотных средств предприятия оказывает большое влияние на результаты его финансово-хозяйственной деятельности.

Главной целью управления материальными  активами предприятия является в  общем случае максимизация прибыли  на вложенный капитал при обеспечении  устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия. Причем в условиях экономического кризиса устойчивая платежеспособность важнее доходности (неплатежеспособность может быть хуже убыточности).

Для улучшения  финансового состояния предприятия  необходимо уменьшить переток оборотных активов в дебиторскую задолженность, т. е. средства данного предприятия, находящиеся в обороте других предприятий.

Необходимо  продуманное отношение к большим  закупкам впрок сырья, материалов и  комплектующих изделий (за исключением  активов с устойчивым ростом рыночных цен, опережающим инфляцию, и то в  ограниченных пределах). Выгода от таких  закупок может быть чисто иллюзорной, так как они, как правило, приводят к занижению себестоимости со всеми вытекающими отсюда "налоговыми последствиями" и к замедлению оборачиваемости оборотных средств, что оказывает негативное воздействие  на финансовую устойчивость предприятия. А для этого необходим их своевременный  и полноценный учет.

При изучении состояния учета материальных оборотных  средств на исследуемом предприятии  нам было выявлено несколько существенных недочетов. При оценке товарно-материальных ценностей на ГП «Альфа» применяется  метод ФИФО. Но мы считаем, что возможно предприятию следует пересмотреть базовый метод ФИФО и в дальнейшем пользоваться методом ЛИФО, т.к. при этом менее заметно влияние негативных факторов влияния переходной экономики (инфляции и др.)

Также в  процессе работы на предприятии ГП «Альфа» нами были выявлены следующие  недостатки в работе отдела бухгалтерии  данной организации.

  1. Плохо организовано разделение труда, т.е. нет документов четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. В следствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.

Таким образом будет целесообразным разработать перечень, четко определяющий обязанности работников предприятия, а также номенклатуру дел бухгалтерской службы.

2. На  рассматриваемом предприятии отсутствует  график документооборота. Это является  значительным упущением, так как  точное соблюдение графиков документооборота  способствует своевременному и  полному отражению в учетных  регистрах совершаемых хозяйственных  операций. Поэтому считаем целесообразным  порекомендовать главному бухгалтеру составить схему или перечень работ по созданию и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения.

3. В целях  недопущения подделки документации  целесообразно создать документ  с образцами подписей сотрудников,  наделенных правом подписывать  финансовые документы.

4. В учете  товарно-материальных ценностей  нами также были выявлены недостатки:

  • Оприходование товарно-материальных ценностей часто следует с опозданием;
  • Имеют место случаи отсутствия счетов-фактур. Следует проводить проверки наличия документов на предприятии не реже одного раза в полгода;
  • На предприятии ГП «Альфа» инвентаризация проводится один раз в год, а инвентаризация МБП раз в три года. Рекомендуется проводить инвентаризацию каждые полгода, а инвентаризацию материальных оборотных активов каждые два месяца, т.к. на предприятии были случаи выявления недостачи.

Устранение  этих недостатков, на наш взгляд, позволит предприятию в дальнейшем более  эффективно вести учет материальных оборотных активов, что приведет к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.

Одним из основных выводов, сделанных нами в  результате дипломной работы, является то, что в торговых предприятиях резервы и пути ускорения оборачиваемости  оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема товарооборота и размера оборотных  средств. Чтобы ускорить оборачиваемость, необходимо:

  • совершенствовать товародвижение и нормализовать размещение оборотных средств;
  • полностью и ритмично выполнять планы хозяйственной деятельности;
  • совершенствовать организацию торговли, внедрять прогрессивные формы и методы продажи;
  • упорядочить сбор и хранение порожней тары, ускорять возврат тары поставщикам и сдачу тарособираюшим организациям;
  • совершенствовать расчеты с поставщиками и покупателями;
  • улучшать претензионную работу;
  • ускорять оборот денежных средств за счет улучшения инкассации торговой выручки, строгого лимитирования остатков денежных средств в кассах торговых предприятий, в пути, на расчетном счете в банке;
  • свести к минимуму запасы хозяйственных материалов, малоценных и (быстроизнашивающихся предметов, инвентаря, спецодежды на складе, сократить подотчетные суммы, расходы будущих периодов; не допускать дебиторской задолженности.

Следовательно от умения управлять оборотными средствами, улучшения организации торговли, повышения уровня коммерческой и учетной работы зависит эффективность использования материальных оборотных средств торговых предприятий и следовательно ритмичная деятельность предприятия в целом.

Таким образом, торговое предприятие в случае эффективного управления своими оборотными средствами может добиться рационального экономического положения, сбалансированного относительно ликвидности и доходности.

Проблема улучшения использования  материальных оборотных средств стала еще более актуальной в условиях формирования рыночных отношений. Интересы предприятий требуют полной ответственности за результаты своей производственно - финансовой деятельности. Поскольку финансовое положение предприятий находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств и предполагает соизмерение, затрат с результатами хозяйственной деятельности и возмещение затрат собственными средствами, предприятия заинтересованы в рациональной организации оборотных средств - организаций их движения с минимально возможной суммой для получения наибольшего экономического эффекта.

Информация о работе Учет нематериальных активов