Учет и ревизия основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Учет основных средств
Понятие и классификация основных средств 4
Учет поступления основных средств 7
Учет амортизации основных средств 13
Учет выбытия основных средств 16
Глава 2. Ревизия операций с основными средствами
2.1 Понятие, задачи, цели ревизии 23
2.2 Методы проведения ревизии
2.2.1 Методы и приемы документального контроля 26
2.2.2 Методы и приемы фактического контроля 28
2.3 Особенности ревизии операций с основными средствами
2.3.1 Проверка учета основных средств 30
2.3.2 Контроль операций по поступлению, выбытию и износу
основных средств 31
2.4 Основные ошибки, выявляемые при ревизии основных средств 34
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая Ревизия ОС.docx

— 77.78 Кб (Скачать)

Ревизии осуществляются специальными контрольно-ревизионными органами (контрольно-счетными палатами, контрольно-ревизионными управлениями, отделами, комиссиями), работники которых  имеют, как правило, специальную  подготовку, что обеспечивает реализацию принципа действенности и эффективности  экономического контроля. Это относится  как к государственному штатному контрольно-ревизионному аппарату, так  и к ревизионным комиссиям  хозяйственных обществ, кооперативных  и общественных организаций, поскольку  в стране действует специальная  система подготовки и повышения  квалификации всех контрольно-ревизионных  кадров.

В ходе проведения ревизий широко сочетаются все приемы и способы фактического и документального  контроля, что позволяет изучать  проверяемые вопросы и тем  самым успешно решать задачи экономического контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы проведения ревизии

2.2.1 Методы и приемы документального контроля

Системность в ревизии достигается комбинированным  использованием различных способов и приемов логического и математического, документального и фактического контроля.

Существуют  две группы методов документального  контроля.

Методы  формально-правовой проверки документов предполагают:

- проверку  соблюдения правил составления,  полноты и подлинности оформления  документов;

- сопоставление  учетных и отчетных показателей  с показателями бизнес-планов  и установленными нормативами; 

- проверку  соблюдения правил учета отдельных  хозяйственных операций, т.е. проверка  соответствия отраженных в документах  операций установленным правилам;

- проверку  арифметических расчетов - перерасчет, т.е. арифметический контроль.

Методы  проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоятельств и  процессов подразумевают:

- сопоставление  данных документов, отражающих операции  с данными документами, которые  являлись основанием для этих  операций;

- получение  письменного подтверждения от  третьих лиц о реальности остатков  на счетах денежных средств,  счетах расчетов и других;

- проверку  записей в регистрах бухгалтерского  учета и отчетности, правильности  корреспонденции счетов;

- аналитические  процедуры (самостоятельно осуществляемые  ревизором расчеты, часто значительные  по объему);

- прослеживание,  то есть проверяющий исследует  некоторые первичные документы,  проверяет отражение их данных  в регистрах аналитического и  синтетического учета, находит  заключительную корреспонденцию  и убеждается в правильности (неправильности) отражения в учете соответствующей  операции;

- специальные  методы (встречная проверка, взаимная  проверка, контрольное сличение, восстановление  натурально-стоимостного учета,  логическое исследование хозяйственных  операций);

- подготовку  альтернативных балансов, как промежуточных  - сырья, материалов, выхода продукции,  так и заключительного. 

Методические  приемы документального контроля также  подразделяются на:

  1. Приемы проверки отдельного документа (формальная проверка, арифметическая проверка, нормативно-правовая проверка, проверка на действительность хозяйственной операции).
  • Формальная проверка, т.е. визуальная проверка документов: проверка правильности заполнения реквизитов, отсутствия неоговоренных исправлений, наличия и подлинности тех реквизитов, которые предусмотрены для данного типа документов.
  • Арифметическая проверка предполагает пересчет итоговых результатов, взаимоувязки начислений и удержаний и т.д.
  • Нормативно-правовая проверка подразумевает проверку соблюдения различных нормативов, инструкций, положений.
  1. Приемы проверки нескольких документов по однотипным или взаимосвязанным хозяйственным операциям (встречная проверка, взаимная сверка).
  • Встречная проверка представляет собой сопоставление двух различных вариантов одного и того же документа, а также учетных регистров, которые находятся в двух различных организациях либо в двух различных подразделениях одного и того же предприятия (позволяет выявить: излишнее списание товарно-материальных ценностей, денежных средств, присвоение выручки от реализации продукции, работ и услуг).
  • Взаимная сверка - сопоставление различных по своему наименованию и характеру документов, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязанных операций (позволяет выявить: создание неучтенных излишков готовой продукции, сырья, материалов, необоснованного начисления и выплаты заработной платы и других).
  1. Приемы проверки системных бухгалтерских записей (контрольное сличение, восстановление количественно-суммового учета, хронологическая проверка товарно-материальных ценностей и денежных средств, сканирование, подготовка альтернативного баланса).
  • Контрольное сличение - проверка главным образом количественной информации о движении однородных ценностей за межинвентаризационный период. Особенности контрольного сличения позволяют выявить злоупотребления персонала, которые связаны: с созданием неучтенных излишков отдельных видов ТМЦ; с сокрытием части выручки, полученной от населения за реализацию и др.
  • Хронологическая проверка движения товарно-материальных ценностей и денежных средств заключается в том, что их остатки определяют не только на дату той или иной инвентаризации, но при необходимости - на каждую дату (на конец каждого дня) любого межинвентаризационного периода.
  • Сканирование, т.е. просмотр первичных документов и отчетов, составленных на их основе материально, ответственными лицами за ряд смежных периодов.
  • Прослеживание - прием, при котором анализируется первичный документ, устанавливается его реальность, правильность обработки, переноса в учетный регистр и обоснованность бухгалтерской записи.
  • Подготовка альтернативного баланса - позволяет выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов, выхода продукции и тем самым убедиться в достоверности исчисленного финансового результата.

 

2.2.2 Методы и приемы фактического контроля

Методы  фактического контроля включают:

1. Инвентаризацию - способ фактической проверки наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также контроля за их сохранением. Большинство случаев недостатков, краж, растрат обнаруживается с помощью инвентаризации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек  имущества приходуется, и соответствующая  сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

б) недостача  имущества и его порча в  пределах норм естественной убыли относится  на издержки производства, сверх норм - на счет виновных лиц, а если виновные не установлены - на финансовые результаты организации.

2. Осмотр. Этот методический прием довольно часто применяется материально ответственными лицами, например, при принятии товарно-материальных ценностей, при осмотре места хранения ТМЦ, незавершенного строительства. Результаты осмотра сопоставляются с нормативными требованиями, содержанием хозяйственных договоров, бухгалтерских документов и записей с последующей корректировкой.

3. Обследование - непосредственное изучение компетентными работниками определенных объектов хозяйственной системы (состояние складского хозяйства, наличие охраны, сигнализации, исправность весоизмерительных приборов). Для обследования чаще привлекаются работники правоохранительных или финансовых органов, а также специалисты.

4. Контрольный запуск сырья в производство или контрольный раскрой материалов осуществляется с целью проверки сырья и материалов в производстве, выхода готовой продукции, отходов производства, производительности оснащения, а также установления реальности разработки и применения норм расходования сырья и материалов, топлива и т.п. Этот способ контроля фактического расходования является эффективным средством выявления случаев необоснованного списания сырья и материалов на производство продукции как по завышенным нормам, так и свыше установленных норм. Результаты контрольного запуска оформляются актом, которые подписывают ревизор, технолог и работники организации.

5. Лабораторный анализ качества сырья, материалов и готовой продукции - его целью является уточнение существенных характеристик сырья, материалов и готовой продукции и получение на этой основе качественно новой информации.

Проверку  объемов выполненных работ. Фактический  объем выполненных работ на отдельных  участках сопоставляется с объемом  работ, оформленных документами, на основании которых осуществлены начисления заработной платы и списания материалов, а также с объемом  работ, предусмотренных проектно-сметной, нормативной и технологической  документацией. Кроме того, с помощью  контрольного обмера можно установить факты завышения выполненных  работ. При выявлении завышенной стоимости выполненных работ  не допускается зачет стоимости  выполненных, но не включенных в акты приемки работ. По результатам контрольного обмера ревизор составляет акт и  сведение перерасчета стоимости  работ. Эти документы подписывают  ревизоры, представители заказчика  и подрядчика.

Получение устных и письменных объяснений, справок  и ответов на заранее разработанные  анкеты. Письменные объяснения материально  ответственных и должностных  лиц нужны для выявления причин допущенных нарушений и виновных лиц. Объяснения оказывают содействие вспомогательному выяснению обстоятельств  и условий нарушений и недостатков, реальности хозяйственных операций и достоверности фактов злоупотреблений.

Контрольную покупку - специальный, по особой программе  организованный методический прием  фактического контроля, потенциально позволяющий определить правильность и законность отпуска товаров  покупателям и расчетов с ними в условиях непосредственного совершения указанных хозяйственных операций. Контрольная покупка призвана способствовать выявлению и документальной фиксации фактов обмана покупателей, нарушения  лицензионных правил торговли и других.

 

 

2.3 Особенности ревизии операций  с основными средствами

2.3.1 Проверка учета основных средств

Целью проверки учета основных средств является контроль правильности, полноты, целесообразности, эффективности использования основных средств и порядка их учета.

В проверку учета основных средств  входят:

  1. операции по поступлению, перемещению, выбытию, начислению износа основных средств;
  2. организации сохранности основных средств;
  3. правильность определения первоначальной учетной стоимости основных средств;
  4. операции по переоценке (уценке, дооценке) основных средств;
  5. правильность, полнота, своевременность документального оформления основных средств;
  6. проверка проводимых текущих и капитальных вложений в основные средства (ремонт, реконструкция, модернизация);
  7. операции по реализации основных средств;
  8. анализ проводимых инвентаризаций.

Источниками информации по контролю и проверке учета основных средств являются первичные документы по учету основных средств (акты ввода в эксплуатацию, акты приема-передачи, инвентарные карточки, договоры покупки, передачи основных средств и т. д.). Проводится анализ учетной политики, учредительных документов, анализируют ведомости, расчеты по начислению износа, а также порядок отнесения затрат по амортизации в состав расходов, в том числе в налогообложение. Проверке подвергаются журналы, ордера, ведомости синтетического и аналитического учета, корректность проводок, отражающих хозяйственные операции по учету основных средств, анализируют положения по учетной политике, а также порядок выполнения принципов учета основных средств, закрепленные в учетной политике, анализируют правильность квалификации основных средств для того, чтобы подобрать процедуры проверки.

Основные  средства могут классифицироваться следующим образом:

  1. арендованные, собственные: переданные в оперативное управление или на право хозяйственного ведения;
  2. находящиеся в эксплуатации на консервации, в запасе, на реконструкции и т. д.;
  3. производственные и сферы социально-бытового обслуживания. Проверяющий должен проконтролировать порядок отнесения основных средств к тому или иному виду, так как в соответствии с классификацией основные средства включаются в разные амортизационные группы и имеют разный срок службы и величину износа. Здесь необходимо уделить особое внимание правильной классификации средств, так как суммы износа уменьшают налогооблагаемую базу и взыскиваются при расчете налога на имущество, а следовательно, могут повлиять на правильность исчисления налогов, а ошибки могут привести к применению финансовых санкций к субъекту проверок в виде штрафов, пеней.

Информация о работе Учет и ревизия основных средств