Учет финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение методики бухгалтерского учета и анализа доходов и финансовых результатов организации.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•изучить учет доходов от обычных видов деятельности, а также прочих доходов;
•показать порядок формирования финансового результата.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы учета финансовых результатов деятельности……………………………………………………….…………..5-22
1.Понятие финансовых результатов…………………………………………...5
2.Понятия доходов и расходов…………………………………………………8
1.3 Доходы и расходы от обычных видов деятельности и от прочих видов деятельности……………………………………………………………………..12
Глава 2. Бухгалтерский учет финансовых результатов…………………....23-36
2.1 Бухгалтерский учет финансовых результатов от обычных видов деятельности……………………………………………………………………..23
2.2 Бухгалтерский учет финансовых результатов от прочих видов деятельности……………………………………………………………………..27
2.3 Учет нераспределенной прибыли или непокрытого убытка……………..33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………..………….39

Файлы: 1 файл

Новая курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

В соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99 прочими расходами являются:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (с учетом положений пункта 5 ПБУ 10/99);
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (с учетом положений пункта 5 ПБУ 10/99);
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (с учетом положений пункта 5 ПБУ 10/99);
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение причиненных организацией убытков;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;
  • сумма уценки активов;
  • перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
  • прочие расходы.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.) и расходы, связанные с устранением их последствий.

Для целей бухгалтерского учета величина прочих расходов определяется в следующем порядке:

  • Величина расходов, связанных с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, а также с участием в уставных капиталах других организаций, с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации), процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств, а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, определяются в фактической сумме расхода, вытекающей из условий соответствующих договоров
  • Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией
  • Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации. Причем просроченная задолженность списывается отдельно по каждому обязательству

«Основаниями для списания долгов, безнадежных к получению, являются:

  • данные проведенной инвентаризации;
  • письменное обоснование невозможности взыскать долги дебиторов;
  • приказ (распоряжение) руководителя организации о списании таких обязательств»10.

«Инвентаризация расчетов с дебиторами производится по данным актов сверки с контрагентами  организации. По их данным оформляется  «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». В акте показывается дебиторская задолженность по видам (подтвержденная дебиторами, не подтвержденная дебиторами, задолженность с истекшим сроком исковой давности).

Письменное обоснование невозможности  взыскать долги дебиторов готовится по записке главного бухгалтера, к которой прикладываются подтверждающие документы. Так, документом, являющимся основанием нереальности возврата безнадежных долгов с ликвидированной организации, служит запись в Едином реестре юридических лиц, а также письмо налогового органа, подтверждающего факт ликвидации»11.

  • Суммы уценки активов определяются в соответствии с правилами, установленными для проведения переоценки активов.

«На практике бытует мнение, что к обычной деятельности относятся  те из видов деятельности, которые перечислены в уставе. Однако записи в уставе организаций всегда делаются с учетом довольно широкого спектра возможных видов деятельности, которые организации могут вообще не осуществлять или обращаться к ним чрезвычайно редко. Следовательно, уставные записи о возможных видах деятельности не могут являться соответствующим критерием разделения всех видов деятельности на обычные и прочие»12. Другим мнением, существующим на практике, является подход, в соответствии с которым правомерным считается предоставление функций определения, какие виды деятельности организации обычные, а какие прочие, ее компетентным органом управления. Передача таких функций только управлению организации неизбежно приведет к использованию этой возможности определять обычными видами деятельности тех из них, информация о которых будет привлекательна в глазах внешних пользователей бухгалтерской информации. Тем самым существует высокая степень вероятности, что при приблизительно равных объемах деятельности организаций информация о них в отчетности в силу различных подходов к квалификации видов деятельности будет сопровождаться потерей сопоставимости показателей.

Таким образом, выработка единых научно-обоснованных критериев, с помощью которых  осуществляется отнесение видов  деятельности к обычным или прочим, является насущной проблемой нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Таким образом, финансовый результат организации формируется  из двух слагаемых, основным из которых  является реализационный результат, полученный от продажи продукции, товаров, работ  и услуг, а также от хозяйственных  операций, составляющих предмет деятельности предприятия, таких, как сдача в платную аренду основных средств, передача в платное пользование объектов интеллектуальной собственности и вложение средств в уставные капиталы других организаций.

Вторая часть, в виде доходов и расходов, непосредственно не связанных с формированием основного реализационного финансового результата, образует прочий финансовый результат. Если за отчетный период предприятие от продажи продукции, товаров, работ, услуг и других операций, составляющих предмет его деятельности, получило прибыль, то весь его финансовый результат будет равен прибыли от продаж плюс прочие доходы минус прочие расходы. Если предприятие получит убыток от продаж, то его общий финансовый результат будет равен сумме убытка от продаж плюс прочие расходы минус прочие доходы.

 

Глава 2. Бухгалтерский учет финансовых результатов

2.1 Бухгалтерский учет финансовых результатов от обычных видов деятельности

 

К финансовому результату от обычных видов деятельности относится  прибыль (убыток) от операций, определяемых организацией как предмет деятельности. Для определения этого показателя применяется счет 90 «Продажи».

На этом счете отражаются признанные выручка и себестоимость по операциям, являющимся предметом деятельности организации. При этом сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту счета 90 «продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счета 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «основное производство» и ряда других в дебет счета 90 «Продажи». Путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов выявляется финансовый результат от продажи, который списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». Порядок отражения основных показателей представлен в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 Порядок отражения основных показателей 90 счета.

2.Фактическая себестоимость продаж, по которым признан выручка

1.Поступления активов,

признаваемые выручкой

3.Суммы налога на добавленную стоимость,

причитающиеся к получению от покупателя

(заказчика)

 

4.Суммы акцизов, включенных в  цену проданной продукции (товаров)

 

5.Прибыль от продаж (1>2+3+4)

6.Убыток от продаж (1<2+3+4)


 

В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению к счету 90 «Продажи» могут быть открыты следующие субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную  стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль/убыток от  продаж»13.

На субсчете 90-1 «Выручка»  учитываются поступления активов, признаваемый выручкой (доходы по предметам деятельности, определенные организацией как обычные). Сумма выручки отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом при формировании информации в отношении выручки следует придерживаться нормы закрепленной п.5 ПБУ 9/99 «доходы организации», определяющей ее понятие, и п. 12 того же ПБУ, формулирующего условия признания выручки.

На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж (расходы по предметам деятельности, определенные организацией как обычные), по которым на субсчете 90-1 «Выручка» признана выручкой. В момент признания выручки себестоимость товаров и продукции, определенная по операциям, относящимся к предметам деятельности организации списывается с кредита счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж». Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг, т.е. объектов учета, не подлежащих складированию, списывается со счета 20 «Основное производство» в дебет рассматриваемого субсчета. Таким же образом осуществляется списание со счета 44 «Расходы на продажу» расходов, относящихся к продаже указанных объектов учета и включаемых в полную себестоимость продаж.

В том случае, когда  в соответствии с учетной политикой  организации расходы управленческого  и коммерческого характера признаются в себестоимости проданных продукции, работ, услуг полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности, себестоимость продаж формируется по принципам direct costing. В этой ситуации списание указанных расходов осуществляется записью по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» и кредиту счетов 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу».

На субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются  суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика). Суммы указанного налога отражаются по дебету рассматриваемого субсчета и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», Тем самым сумма выручки в брутто-оценке приводится к значению нетто-оценке.

На субсчете 90-4 «Акцизы» учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров). Суммы таких акцизов отражаются по дебету указанного субсчета и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Так же как в предыдущем случае, такая запись доводит сумму выручки до ее нетто-оценки.

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж»,90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся кумулятивным способом (накопительно) в течение отчетного года. При этом в течение отчетного года записи по дебету субсчета 90-1 «Выручка» и кредиту субсчетов 90-2 «Себестоимость продаж»,90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», не осуществляются. Таким образом, все рассмотренные субсчета имеют кредитовое или дебетовое сальдо, суммы которых накапливаются в течение отчетного года.

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота  по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. При этом порядок записей на указанных субсчетах приводит к тому, что синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

Таким образом, нормативным  регулированием бухгалтерского учета  закреплено жесткое деление главного счета на его субсчета. При этом записи на главном счете не делаются. По своей сути все рассмотренные субсчета являются самостоятельными счетами, а их принадлежность к счету 90 «Продажи» можно оценивать как методическую группировку. Кроме того, характерной особенностью этого счета является, что выявленный на нем финансовый результат на данном счете не только списывается ежемесячно по назначению, но и аккумулируется на специальном субсчете 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» к главному счету.

По окончании отчетного  года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» Этот процесс является составной частью процедуры закрытия основных счетов учета финансовых результатов. Его осуществление сводится к следующему. Сальдо субсчетов 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», списывается с их кредита в дебет субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж». В свою очередь сальдо по субсчету 90-1 «Выручка» списывается с его дебета в кредит субсчета 90-9 «прибыль/убыток от продаж». В результате осуществления заключительных записей счет 90 «Продажи» закрывается.

В тоже время Планом счетов к счету 90 «Продажи» не предусмотрено  открытие отдельного субсчета для учета  расходов, связанных с продажей готовой продукции (товаров) и отражаемых первоначально на дебете счета 44 «Расходы на продажу», которые с этого счета ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров). При этом отражение таких расходов осуществляется в отчете о прибылях и убытках отдельно по статье «Коммерческие расходы». В связи с этим для учета таких расходов следует выбрать любой свободный номер позиции к счету 90 «Продажи» Точно также должны поступить те организации, которые списывают управленческие расходы в качестве условно-постоянных с кредита счета 26 «общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи» и отражают такую информацию в отчете о прибылях и убытках по статье «Управленческие расходы».

Информация о работе Учет финансовых результатов