Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:48, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение учета движения основных средств и их анализа на примере ОАО «Сибтелеком».
Для достижения намеченной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- Показаны теоретические основы учета основных средств;
- Рассмотрено поступление, выбытие и амортизация основных средств;
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы учета основных средств
1.1. Понятие и классификация основных средств…………………….5
1.2. Поступление объектов основных средств………………………...7
1.3. Амортизация объектов основных средств……………………….15
1.4. Выбытие объектов основных средств……………………...…….29
Глава 2. Организация учета основных средств на ОАО «Сибтелеком»
2.1 Организационно - правовая форма ОАО «Сибтелеком»……....23
2.2 Организация бухгалтерского учёта основных средств на ОАО «Сибтелеком»…………………………………………………...…24
2.3 Учет поступления основных средств на ОАО «Сибтелеком»…27
2.4 Учет амортизации основных средств на ОАО «Сибтелеком»…29
2.5 Учет расходов на проведение ремонта основных средств на ОАО «Сибтелеком» ……………………………………………………..31
2.6 Переоценка основных средств……………………….……….…33
2.7 Учет выбытия основных средств на ОАО «Сибтелеком»..…….37
2.8 Документальное оформление движения основных средств….40
Глава 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сибтелеком»
3.1. Вертикальный и горизонтальный анализ………………………….45
3.2 Анализ финансового положения ОАО «Сибтелеком» за 2007 г…49
3.3.Анализ состава, динамики и состояния основных средств ………54
3.4 Анализ эффективности использования основных средств….…….61
Заключение………………………………………………………………………64
Список использованной литературы …………………………………………66
6) вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и другим лицам, через который приобретен объект основных средств;
7) иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств.
В соответствии с п. 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию (ПБУ 15/01)», утвержденного приказом Минфина России от 02.08.2001 г. № 60н, проценты по кредиту (займу), полученному для приобретения объекта основных средств и перечисленному поставщику в качестве предварительной оплаты, увеличивают сумму перечисленного аванса (дебиторской задолженности поставщика) до момента получения этого объекта. С даты получения объекта основных средств и до момента ввода объекта в эксплуатацию проценты по кредиту, с учетом требований п. 8 ПБУ 6/01, подлежат включению в фактические затраты по приобретению основного средства.
В соответствии с действующим законодательством оплата своей доли уставного капитала участником общества с ограниченной ответственностью либо оплата стоимости акций участником акционерного общества может быть произведена денежными средствами, ценными бумагами, товарно-материальными ценностями, имущественными правами либо иными правами, имеющими оценку.
Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в уставный капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Если стоимость имущества, вносимого в уставный капитал, превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, обязательно привлечение независимого оценщика.
Первичными документами, являющимися основанием для принятия к учету объекта основных средств, внесенного в счет вклада в уставный капитал организации, служат:
1) решение собрания учредителей о денежной оценке вкладов участников, производимых в денежной форме;
2) акт независимого оценщика об оценке объекта основных средств;
3) акт (накладная) приемки – передачи объекта основных средств по форме ОС-1.
При поступлении вклада в уставный (складочный) капитал организации в виде основных средств производится запись по дебету счета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции со счетом учета расчетов с учредителями.
Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, поступивших в счет вклада в уставный (складочный) капитал, отражается по дебету счета учета основных средств, в корреспонденции с кредитом счета учета вложений во внеоборотные активы.
В аналогичном порядке определяется первоначальная стоимость основных средств, полученных при формировании уставного фонда, паевого фонда.
При необходимости монтажа объектов основных средств расходы по его приведению включаются в первоначальную стоимость монтируемого объекта, НДС по монтажу объекта принимается к вычету после оплаты задолженности и в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ безвозмездная передача в собственность какой-либо вещи от одной стороны другой является дарением. Статья 575 ГК РФ гласит, что в отношениях между коммерческими организациями дарение запрещено (за исключением подарков, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда). В связи с этим организация может безвозмездно получить основные средства, не нарушая Гражданский кодекс от физического лица, от некоммерческой организации и по другим законным основаниям.
Начислять амортизацию по объекту основных средств, полученному безвозмездно, следует с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. Эта же сумма будет начислена в виде дохода, полученного по договору дарения.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения в иных случаях безвозмездного получения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. В первоначальную стоимость включают все фактические затраты, связанные с такой операцией. При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций – изготовителей. Сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекции и организации, экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств публикуются в средствах массовой информации и специальной литературе.
Затраты по доставке указанных объектов основных средств, полученных по договору дарения или иных случаях безвозмездного получения, учитываются как затраты капитального характера и относятся организациями – получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта. Указанные расходы отражаются на счете учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов.
В соответствии с действующим законодательством по договору мены каждая сторона обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (п. 1 ст. 567 ГК РФ). При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен ( п. 2 ст. 567 ГК РФ). Если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, признаются равноценными (п. 1 ст. 568 ГК РФ).
Оценка объектов основных средств, которые приобретаются по договорам, предусматривающим оплату не денежными средствами ( например, по договору мены), определяется положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.
Первоначальной стоимостью таких основных средств признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Последняя величина устанавливается исходя из цен, по которой в сравненных обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных ценностей.
Если стоимость этих ценностей установить невозможно, то стоимость приобретенных основных средств определяется исходя из стоимости, по которой в сравненных обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
В первоначальную стоимость объектов основных средств включаются фактические затраты организации по правилам, установленным пунктом 8 ПБУ 6/01.
Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, поступивших по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета вложений во внеоборотные активы.
Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и ПБУ 6/01.
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств (п. 14 ПБУ 6/01).
При организации бухгалтерского учета строительства и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов следует иметь ввиду, что имеются существенные различия при строительстве, осуществленном подрядным и хозяйственным способом. Причем в первом случае первоочередное значение имеет то обстоятельство, в чьих интересах производится строительство, т. е. является ли организация – заказчик (учитывающая капитальные вложения) одновременно и инвестором или она осуществляет капитальные вложения в интересах другой организации (других организации).
К строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, включая работы для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства.
Затраты на строительство объекта (стоимость материалов, заработная плата сотрудников, занимающихся строительством, налоги по ней, расходы на содержание строительных машин, механизмов, управленческие расходы и прочие) учитываются на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По окончании строительства и ввода объекта в эксплуатацию затраты, собранные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» формируют первоначальную стоимость данного объекта и подлежат учету на счете 01 «Основные средства».
Особенности бухгалтерского учета при строительстве, которое ведется подрядным способом.
В том случае, когда строительство осуществляется исключительно для нужд организации, ведущей учет капитальных вложений и формирование капитальных вложений, производится так же как и при приобретении объектов основных средств. При этом необходимо иметь ввиду следующие особенности:
1) если для осуществления функций заказчика-застройщика в организации создается обособленное структурное подразделение (с собственным расчетным счетом или без него), то расходы по содержанию такого подразделения (заработная плата с начислениями, амортизация используемых объектов основных средств или часть арендной платы, общехозяйственные расходы и т. п.) должны списываться на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» и увеличивать инвентарную стоимость строящихся объектов. Нормирование этих расходов осуществляется при заключении договора строительного подряда и разработке проектно-сметной документации;
2) при осуществлении капитальных вложении подрядным способом нередки расходы, которые не подлежат включению в инвентарную стоимость законченных строительством объектов (и, разумеется, не учитываются при расчете нормы амортизационных отчислений). Эти суммы учитываются на субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимости основных средств», открываемом к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», и списываются по вводу объекта в эксплуатацию со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом учета источника финансирования;
3) в процессе деятельности заказчика могут образоваться прибыли и убытки, состав и порядок формирования которых регулируется Письмом Минфина Российской Федерации «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» от 30.12.1993 г. № 160 (далее – Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций). В том случае, когда заказчик не является специализированной организацией, а представляет собой структурное подразделение коммерческой организацией, финансовый результат деятельности формируется на общих основаниях. Разумеется, при этом в состав прибыли не включаются суммы экономии средств, выделенных для осуществления строительства, но не в составе результата от обычной деятельности, а в составе операционных доходов и расходов.
1.3 Амортизация объектов основных средств
Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредствам начисления амортизации.
По объектам основных средств некоммерческих организации амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете начисляется износ. Делается это линейным способом в порядке, который прописан в пункте 19 ПБУ 6/01, то есть ежемесячно.
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются ((земельные участки и объекты природопользования), объекты природопользования, объекты отнесенные к музейным предметам и коллекциям т др.). Эти объекты не амортизируются и для целей исчисления налога на прибыль (ст. 256 НК РФ). С нового года в бухучете список объектов, потребительские свойства которых с течением времени не меняются, открыт.
Начисление амортизации по объектам основных средств, сданных в аренду, производится арендодателем.
Начисление амортизации по объектам основных средств, являющимся предметом договора финансовой аренды, производится лизингодателем или лизингополучателем в зависимости от условий договора финансовой аренды.
Организациям разрешено амортизировать:
- жилищный фонд (жилые дома, общежития, квартиры и др.);
- объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты;
- продуктивный скот, буйволы, волы и олени;
- многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста.
По объектам жилищного фонда, которые используются организацией, для извлечения дохода и учитываются на счете учета доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.
По объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформляются соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, затем документы передаются на государственную регистрацию. По фактически эксплуатируемым объектам амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации. Допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения. Оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке- передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.